Значение социально-гуманитарных наук в процессе модернизации



Скачать 129.5 Kb.
страница1/2
Дата16.08.2018
Размер129.5 Kb.
  1   2

Шувалов С.С.1
ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ
В современных условиях становится все более очевидным, что понятия модернизации и инновационного развития как в национальном, так и региональном масштабе включают в себя не только предпосылки и результаты технологического характера, но имеют и социально-гуманитарное измерение.

Так, в числе целевых ориентиров Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года выделены:



  • социальное благополучие и согласие;

  • экономика лидерства и инноваций;

  • сбалансированное пространственное развитие;

  • экономика, конкурентоспособная на мировом уровне;

  • институты экономической свободы и справедливости;

  • безопасность граждан и общества.

Среди основных задач Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года перечислены:

  • развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;

  • повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;

  • максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий;

  • формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;

  • обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений;

  • активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Как можно заметить, достижение целей и решение задач указанных основополагающих концептуально-стратегических документов во многом связано не столько с конкретными исследованиями и разработками по Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и генерируемыми ими технологиями и технологическими (продуктовыми и процессными) инновациями, хотя их важность сложно переоценить, сколько с совершенствованием институционального обеспечения социально-экономического, научно-технологического и инновационного развития страны, развитием человеческого потенциала, развитием экономических институтов и поддержанием макроэкономической стабильности, развитием институтов инновационной экономики, совершенствованием региональной и внешнеэкономической политики.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в рамках Государственной программы «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 гг. (ГП РНТ) в качестве одной из приоритетных тематических областей финансирования поисковых и прикладных (задельных) исследований выделены междисциплинарные исследования социально-экономической и гуманитарной направленности. В этой связи возникает закономерный вопрос о том, оправдано ли выделение социально-экономических и гуманитарных исследований в качестве одной из приоритетных областей финансирования в рамках ГП РНТ и насколько это согласуется с международной практикой.

Для ответа на данный вопрос целесообразно, в том числе, проанализировать роль социально-гуманитарных наук, которая отводится им в рамках зарубежных научно-технологических программ и стратегий.

Так, в 12 основных приоритетных научных направлений, финансируемых Национальным научным фондом США (NSF), входят такие направления «Люди и общество» и «Образование».

В структуре NSF функционирует специализированная Дирекция социальных, поведенческих и экономических наук – Social, Behavioral, and Economic Sciences Directorate (SBE).

В свою очередь, Дирекция состоит из следующих структурных подразделений:



  • Отдел поведенческих и когнитивных наук – Division of Behavioral and Cognitive Sciences (BCS);

  • Отдел общественных и экономических наук – Division of Social and Economic Sciences (SES);

  • Отдел междисциплинарных исследований в области социальных, поведенческих и экономических наук – Division of SBE Office for Multidisciplinary Activities (SMA);

  • Национальный центр статистики научно-инженерной сферы – National Center for Science and Engineering Statistics (NCSES).

Заслуживают внимания две крупных долгосрочных программы междисциплинарных исследований, реализуемых NSF, координатором которых выступает SBE.

Программа «Исследования будущего в социальных, поведенческих и экономических науках» (SBE 2020: Future Research in the Social, Behavioral and Economic Sciences), рассчитанная на 2011–2020 гг., предусматривает финансирование крупных междисциплинарных проектов в приоритетных областях, выявленных с масштабным привлечением научного сообщества США и других ведущих стран.

В рамках SBE 2020:


  • разработана методология прогнозирования и выявления приоритетов развития социальных, поведенческих и экономических наук;

  • представлен прогноз и выявлены приоритеты развития социальных, поведенческих и экономических наук до 2020 г.;

  • на основе сбора и экспертной оценки инициативных предложений по формированию тематики программы отобрано более крупных 40 междисциплинарных и 15 монодисциплинарных проектов, финансирование которых началось в 2012 г.

Программа «Крепкое здоровье и благосостояние» (Smart Health and Wellbeing, SHB), рассчитанная на 2012–2020 гг., предусматривает реализацию междисциплинарных проектов, объединяющих медиков, инженеров, психологов и специалистов в области общественных наук, в том числе в рамках следующих приоритетных направлений:

  • разработка цифровой инфраструктуры информации о здоровье граждан;

  • социально-экономические и поведенческие факторы здоровья и благополучия граждан.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в структуре Национального совета по науке и технологиям (NSTC) – высшего координационного органа управления наукой при Президенте США – также функционирует специализированная подкомиссия по социальным, поведенческим и экономическим наукам (Social, Behavioral, and Economic Sciences Subcommittee).

Среди областей государственной политики, для которых исследования в области социальных, поведенческих и экономических наук имеют критическое значение, NSTC выделены:



  • образование;

  • здравоохранение;

  • взаимодействие и конфликты;

  • социальная стабильность и противодействие угрозам;

  • креативность и инновации;

  • энергетика, окружающая среда и развитие общества.

NSTC определены три приоритетных направления исследований в области социальных, поведенческих и экономических наук и базовые для них отрасли науки:

  • человеческое поведение: исследование строения и функционирования мозга (лингвистика, неврология, психология);

  • человеческие группы и общества: исследование сложности человеческих сообществ и человеческих поступков (культурная антропология, экономика, география, политология, социология, криминология);

  • происхождение человечества: исследование истоков человечества и человеческого разнообразия (археология, физическая антропология).

Помимо этого, с учетом приоритетности и междисциплинарности проблем образования и развития человеческого капитала в США создается Агентство по перспективным исследованиям в области образования (ARPA-ED).

Среди ключевых направлений разработок ARPA-ED выделены:



  • электронные репетиторы, не менее эффективные, чем персональные репетиторы;

  • образовательные программы (в том числе, цифровые), непрерывно совершенствующиеся по мере их использования обучающимися;

  • образовательный софт, разработанный на уровне и на принципах лучшего игрового софта, увлекающий обучающихся и не утомляющий их в течение длительного времени.

В Великобритании исследования в области общественных и гуманитарных наук координируются и финансируются через два специализированных исследовательских совета: Исследовательский совет по экономическим и общественным наукам – Economic and Social Research Council (ESRC) и Исследовательский совет по искусству и гуманитарным наукам – Arts and Humanities Research Council (AHRC).

В течение 2002-2009 гг. AHRC совместно с ESRC были реализованы две крупные междисциплинарные программы:



  • Программа «Культура потребления», нацеленная на анализ динамики и прогнозирование культуры потребления в обществе и психологии потребителей с учетом культурных, экономических, политических, юридических, региональных, технологических и др. аспектов, а также взаимосвязи здоровья нации с образом жизни и культурой потребления;

  • Программа «Моделирование 21-го века», включающая проекты по прогнозированию ключевых тенденций в науке и культуре и перспективным разработкам в области дизайна, эргономики, урбанистики, общественных пространств и пр.

В инвестиционном плане ESRC на 2009–2014 гг. предусмотрено финансирование семи крупных междисциплинарных исследовательских программ:

  • Функционирование глобальной экономики, политика и управление;

  • Здоровье и благополучие;

  • Изучение поведения индивидов;

  • Новые технологии, инновации и навыки;

  • Окружающая среда, энергия и способность к восстановлению;

  • Безопасность, конфликты и правосудие;

  • Социальное разнообразие и динамика населения.

Заслуживает внимания и крупная междисциплинарная программа исследований по оценке и нивелированию социально-экономических, природных и технологических рисков развития сельских территорий – Rural Economy and Land Use (RELU).

Французская наука в области гуманитарных, особенно междисциплинарных, исследований давно и заслуженно занимает первостепенные и пионерные позиции.

В 2007 г. во Франции на базе слияния лабораторий ведущих научных центров, включая Национальный центр научных исследований (CNRS), создан Институт междисциплинарных исследований в социальной сфере (IRIS). Институт работает в комплексе с Высшей школой социальных наук (EHESS) и насчитывает более 600 исследователей и 100 постдоков и докторантов в области антропологии, социологии, истории, права, политологии и медицины. Во Франции также существует Группа (лаборатория) междисциплинарных исследований в области информации и коммуникаций (Geriico).

Ведущую роль в организации и управлении научно-инновационной сферой во Франции играют Министерство высшей школы и исследований (МЕSR) и Национальное агентство исследований (ANR). С 2012 г. МЕSR и ANR финансируются три программы междисциплинарных социогуманитарных исследований:



  • Программа «Инновационные общества – инновации, экономика, образ жизни», которая структурируется вокруг 4 тематических направлений:

  • нововведения и представления о них;

  • нововведения, социальные изменения и образ жизни;

  • нововведения и экономические модели;

  • конфигурации, акторы и динамика нововведений;

  • Программа «Социальные факторы здоровья»;

  • Программа «Метаморфозы обществ», в структуре которой выделяются четыре подпрограммы:

  • Социальное неравенство (INEG);

  • Появление и эволюция культур и культурных явлений (CULT);

  • Глобализация и управление (GLOB);

  • Общества и изменения окружающей среды (SOC&ENV).

В Европейском Союзе в структуре Седьмой Рамочной программы (FP7) выделяется подпрограмма социально-экономических и гуманитарных исследований (SSH), в рамках которой осуществляется финансирование исследовательских проектов в следующих тематических областях:

  • Экономический рост и безработица в обществе знаний;

  • Взаимосвязь экономических, социальных и экологических целей в Европе;

  • Основные тенденции развития общества и их последствия;

  • Место Европы в современном мире;

  • Гражданин в Европейском Союзе;

  • Система индикаторов социально-экономического и научно-технологического развития;

  • Прогнозные исследования (Форсайт).

Аналогичная тематическая структура подпрограммы SSH сохранена и в новой программе Horizon 2020, которая с 2014 г. придет на смену FP7.

В Индии крупнейшим научным центром в области междисциплинарного изучения социогуманитарных проблем и проведения фундаментальных и прикладных исследований в области общественных наук, включая социологию и социальную антропологию, является Институт социально-экономических изменений – Institute for Social and Economic Change (ISEC). Внутри института также сформировано специальное структурное подразделение – Центр по изучению социальных изменений и развития (СSSCD).

Междисциплинарные исследования центра связаны с комплексным изучением проблем модернизации с учетом городского и сельского образа жизни, в том числе такие аспекты, как роль религии, социальные услуги в области медицины и образования, проблемы нехватки питьевой воды, управление общинами в городах и сельской местности, социальные последствия экологического дисбаланса и сложившейся практики землепользования в городах и сельских районах, роль информационных технологий.

В Японии основные направления и достижения социально-гуманитарных наук связаны с комплексными исследованиями проблем и перспектив развития фронтирных территорий, моделированием и прогнозированием международных военно-политических, экономических и демографических процессов, моделированием и прогнозированием развития науки и технологий.

В Китае, как и в России, осознание важности социально-гуманитарных наук для обеспечения устойчивого развития произошло относительно недавно. Ключевые направления социогуманитарных исследований в Китае связаны с проблемами развития человеческого капитала и обеспечения социальной стабильности и сконцентрированы вокруг таких проблем как сбалансированное демографическое развитие, обеспечение доступности и высокого качества образования, подготовка эффективных управленческих элит, обеспечение социальной справедливости и стабильности в условиях сверхбыстрой модернизации, глобализации, высокой демографической нагрузки и дефицита ресурсов.

Рассмотренные выше примеры тематических направлений социально-экономических и гуманитарных исследований и институциональных форм их координации и финансирования, в том числе путем разработки и реализации соответствующих программ и формирования специализированных организационных структур, позволяют говорить о признании за рубежом значимости таких исследований.

Таким образом, междисциплинарные исследования социально-экономической и гуманитарной направленности по направлениям финансирования, предусмотренным ГП РНТ, представляются актуальными с точки зрения необходимости создания научного задела, способствующего реализации социально-экономической и инновационной политики государства, и экспертно-аналитического обеспечения процессов принятия решений в данной области.

Анализ тематики конкретных исследовательских проектов в рамках рассмотренных выше программ, а также библиометрический анализ с использованием данных таких библиометрических систем как WEB of Science, Scopus и Microsoft Academic Search позволяет выделить ряд исследовательских фронтов в социально-гуманитарных науках, представляющих интерес с точки зрения модернизации и привлекающих наибольшее внимание мирового научного сообщества:



  • сохранение и развитие человеческого потенциала: образование, обучение, развитие креативности, возрастная структура населения, старение как биологическое и социальное явление, здоровье и здоровый образ жизни, миграционные вопросы;

  • когнитивные исследования, междисциплинарные исследования человеческого поведения и механизмов принятия решений, исследования психобиологической природы человека, нейроэкономические исследования, исследования социального интеллекта и процессов коммуникации;

  • социальная стабильность и справедливость;

  • социально-экономические, культурные и политические аспекты сохранения благоприятной окружающей среды;

  • комплексные региональные исследования, прогнозирование возможностей и рисков развития территорий, исследования фронтирных территорий;

  • взаимосвязь процессов модернизации, инновационного развития и распространения информационных технологий.

При этом можно выделить три исследовательских фронта социогуманитарных наук, имеющих самое непосредственное отношение к проблеме модернизации.

Первый фронт включает междисциплинарные исследования в области экономики и управления, нацеленные на создание благоприятной среды для распространения инноваций и повышение эффективности государственной политики в соответствующей области.

Среди ключевых направлений исследований и разработок в этой области следует выделить:


  • разработку стратегий и методов дизайна и редизайна социальных пространств и институциональных структур, направленных на создание или принципиальное преобразование социального ландшафта;

  • исследования в области моделирования социально-экономических и политических институтов, в том числе управленческих элит, направленные на оценку возможностей и вероятных последствий их создания, реформирования или деструкции, моделирование реформ;

  • разработку новых критериев оценки экономической деятельности, уровня научно-технологического и социально-экономического развития государств и территорий.

Второй фронт ориентирован на междисциплинарные исследования в области научно-технической политики и организации сектора исследований и разработок и включает:

  • разработку моделей и инструментов прогнозирования глобального трансфера технологий и распределения ключевых технологических компетенций;

  • разработку инструментов анализа и прогнозирования глобальных тенденций развития науки, технологий и экономики с учетом междисциплинарности и глобального распределения компетенций;

  • исследования современных тенденций организации, государственного регулирования и стимулирования сферы исследований и разработок;

  • разработку инструментов оценки и прогнозирования влияния управленческих решений в сфере науки и образования на эффективность функционирования сектора исследований и разработок, инновационную динамику и социально-экономическое развитие;

  • разработку инструментов оценки отдачи от инвестиций в науку, технологии и образование.

В США такие исследования выполняются на периодической основе, прежде всего NCSES, по заказу NSTC, а соответствующее направление исследований получило специальное наименование – Science of Science Policy.

Представляет интерес и тематика многолетних грантов в этой области, поддержанных NSF, в частности следующих:



  • Совершенствование разведывательной деятельности: новый диалог между экспертами в области изучения науки и технологий и аналитиками разведывательных служб;

  • Оценка влияния научно-технической политики на уровень и направление научно-технического прогресса;

  • Ученые и инженеры как агенты технологического прогресса: измерение отдачи от инвестиций в НИОКР и экономического влияния научно-инженерного персонала.

Высокая значимость подобных исследований признается и в Японии, в которой создан один из мировых центров компетенции в соответствующей области – Национальный институт научно-технологической политики (NISTEP).

Третий фронт включает междисциплинарные исследования в области образования, обучения и развития креативности, что неудивительно, поскольку именно качество образования во многом определяет успех модернизации социальных систем. При этом если в традиционном понимании качество образования представляется как достаточный объем и высокий уровень полученных знаний, умений и навыков, то современный подход связывает качество образования со способностью людей к инновационному мышлению, системному пониманию и предвидению.

Среди основных направлений исследований и разработок в этой области можно выделить:


  • исследования в области научно-технического и инженерного образования и творчества детей, подростков и молодежи;

  • разработку новых моделей оценки успеваемости и качества образования на всех ступенях;

  • разработку электронных репетиторов и образовательных программ, совершенствующихся по мере их использования обучающимися.

В частности, можно отметить трехлетний грант NSF «Инженерное обучение с использованием физических и социальных инструментов», нацеленный на исследования и разработку новых социальных и образовательных инструментов и технологий повышения интереса детей к естественным и техническим наукам и последующего привлечения молодежи в научно-инженерную сферу.

Таким образом, как показывает зарубежный опыт, социально-гуманитарные науки играют значительную роль в процессе модернизации и инновационного развития, а результаты социогуманитарных исследований могут способствовать развитию человеческого потенциала и созданию благоприятной среды для инновационных процессов. Вместе с тем, это справедливо лишь в тех ситуациях, когда финансируемые исследования имеют ясные цели и задачи и ориентированы на получение востребованных результатов, а государственный аппарат готов использовать полученные результаты при разработке и реализации государственной социально-экономической, образовательной, научно-технологической, инновационной и промышленной политики.

В России, однако, эти условия соблюдаются не всегда. С одной стороны, социогуманитарные исследования зачастую по инерции рассматриваются как некий свободный творческий поиск, не ориентированный на обеспечение каких-либо конкретных потребностей государства и общества, а с другой стороны, само государство зачастую склонно игнорировать мнение научного сообщества при принятии стратегических решений.

В частности, анализ и сопоставление тематики зарубежных и российских1 проектов социогуманитарных исследований позволяет выделить ряд тематических направлений, которые, на наш взгляд, недостаточно исследованы в России (в частности, применительно к современному российскому обществу), но, как представляется, являются актуальными с точки зрения модернизационных проблем и для нашей страны:



  • теоретические и организационно-институциональные проблемы междисциплинарности в науке, условия и механизмы междисциплинарных исследований;

  • перспективы социальных наук в контексте развития информационных технологий;

  • проблемы и перспективы информационного общества и электронного правительства;

  • взаимосвязь экономики, климатических условий, ценностей и культуры потребления;

  • взаимосвязь здоровья и благосостояния индивида и нации с образом жизни и культурой потребления, социальные факторы здоровья;

  • междисциплинарный анализ состояния, тенденций и перспектив развития систем здравоохранения и социальной защиты населения, пенсионной системы;

  • биологические и социально-экономические аспекты проблемы старения индивида и нации;

  • биологические механизмы, лежащие в основе человеческого поведения, теория поведения человека, бихевиоризм и нейронаука, когнитивная психология;

  • междисциплинарные исследования в области психологии, мотивации и рамочных условий инновационного поведения;

  • инновационные технологии в образовании и обучении, в том числе информационные.

Отметим, что исследования по некоторым из перечисленных направлений предусмотрены Государственной программой «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 гг., Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013–2020 гг., а также в рамках целевых конкурсов проектов междисциплинарных исследований, реализуемых с 2011 г. РГНФ.

Вместе с тем, финансирование социогуманитарных исследований в рамках перечисленных институциональных структур сможет внести вклад в процесс национальной и региональной модернизации лишь при соблюдении комплекса условий, в числе которых:



  • повышение требований к научному и экспертно-аналитическому обеспечению процессов принятия государственных решений на федеральном и региональном уровнях;

  • конкретизация требований к целям, задачам и результатам проектов социогуманитарных исследований, финансируемых государством;

  • повышение достоверности результатов социогуманитарных исследований, полученных не только на основе логических умозаключений и анализе лучших зарубежных практик, но основанных на сборе и анализе достаточного объема эмпирических данных в исследуемых областях с использованием инструментария социологии и статистики;

  • междисциплинарный характер социогуманитарных исследований, предполагающий использование методов и взаимодействие исследователей как из разных областей общественных и гуманитарных наук, так и из других наук – естественных, технических, медицинских, сельскохозяйственных.

  • совершенствование требований к процедурам формирования нормативной (по запросам государственных органов) и отбору инициативной (по инициативе научного сообщества) тематики в рамках государственных программ;

  • совершенствование требований к экспертной оценке предлагаемых проектов и их результатов.



Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Достойный Друг Жизнь Лукреции Мотт
2014 -> Всероссийское ордена трудового красного знамени общество слепых
2014 -> Методическая разработка семинарского занятия по теме Основы философского понимания мира по дисциплине огсэ. 01. Основы философии Для специальностей: 060101 «Лечебное дело»
2014 -> Психология семейных отношений с основами семейного консультирования ред. Е. Г. Силяева
2014 -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница