Значение околоземных небесных тел для жизни человека



страница1/27
Дата27.04.2018
Размер3.55 Mb.
ТипЛекции
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

ЗНАЧЕНИЕ ОКОЛОЗЕМНЫХ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ ДЛЯ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Четыре лекции в Берне, Цюрихе и Штутгарте
ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ КАРМИЧЕСКИХ СИЛ
Берн, 25 января 1924 г. Из Библ. № 240

http://www.anthroposophy.ru/index.php?go=Files&in=view&id=29

Своей нынешней земной жизнью человек — мы ведь знаем, что он проходит через повторные земные жизни, — частью обязан внешнему миру и именно внешнему миру в более широком смысле: не только тому внешнему миру, который подступает к нему непосредственно на земле в различных царствах природы, но также и тому, который подступает к нему из далей космоса как миры небесных светил. Но это всего лишь одна часть того мира, которому человек обязан своей нынешней земной жизнью, прежде всего обязан он ею также той другой части внешнего мира, последствия воздействий которой он приносит с собой в эту земную жизнь только внутренне: он обязан этим своим собственным, предшествовавшим земным жизням. Как вы знаете из антропософской литературы, человек ведь состоит прежде всего из четырех членов. От своего физического и эфирного тела, от них обоих, человек отделяется каждый раз, когда он погружается в сон, тогда своим астральным телом и своим «Я» человек отделяется от своих физического и эфирного тел. Лишь наше физическое и эфирное тело обязаны всем их существом тому внешнему миру, который видимо или невидимо, как эфирный мир, находится теперь вокруг нас. Наоборот, тому что человек несет в себе, в своем астральном теле и своем «Я», он собственно обязан в своем нынешнем земном существовании давнему прошлому, он обязан этим полностью тому, что он в своих предыдущих земных жизнях проделал с миром.

Позвольте сегодня начать со следующего космического наблюдения, чтобы затем закончить чисто человеческим. Так вот, также и во внешнем физическом мире существует двое врат, — существует, говорю я, в физическом мире двое врат, через которые, собственно, человеческая жизнь в ее целостности простирается за пределы этого физического мира. И эти двое врат для нас, обитателей Земли, суть с одной стороны Луна, а с другой — Солнце.

Видите ли, мои дорогие друзья, ведь на самом деле нынешняя внешняя наука действительно знает только самое незначительное о внеземных небесных телах. Она знает только то физическое, что можно определить путем вычислений или же наблюдений при помощи инструментов. Подумайте только о том, что знал бы какой-нибудь обитатель Марса о Земле, если бы он свои познания о ней приобрел бы тем же способом, каким обитатель Земли обретает их ныне о Марсе или о других небесных телах. Он тогда знал бы о Земле не слишком много: она есть некое светящееся тело, излучающее в мировое пространство отражаемый им солнечный свет. Он мог бы, вероятно, выдвигать всевозможные гипотезы насчет того, есть ли на Земле какие-либо существа или нет... Как это и делает человек в отношении Марса... Обитатель Земли естественно знает о самой Земле, что он живет на Земле вместе с другими подобными существами, а также вместе с существами других царств природы. Так вот, тот человек, который может добыть свои познания о внутренних духовных судьбах земного человечества, он приходит, исходя из познаний духовных подоснов бытия, к более глубокому постижению того, какое собственно значение имеют другие небесные тела, например, Луна и Солнце.

Пусть же выступит перед нашей душой то, что можно сказать в физически-душевно-духовном смысле о Лунном бытии. Вспомните обо всем том, что вы могли прочитать в моих «Очерках Тайноведения» и в различных уже напечатанных циклах лекций. Оттуда вы должны знать, что прежде Лунное бытие было связано с Земным бытием. Ныне это признает и внешняя наука, по меньшей мере, в лице своих наиболее значительных представителей, а именно, что все физическое тело Луны некогда выделилось из Земли и избрало себе свое собственное место в космическом пространстве. Но духовная наука говорит, что от Земли отделилась не только физическая Луна, но что с этой Луной покинули Землю также и другие существа, некогда жившие на Земле вместе с человеком. Впрочем, они были гораздо более духовного рода чем человек, воплощенный в своем физическом теле, и тем не менее они находились тогда в интенсивном общении с людьми, которое, правда, осуществлялось не тем способом, как нынешнее общение людей между собой.

Тот, кто изучает давнее прошлое Земли по произведениям духовной культуры — пусть даже сперва он изучает только внешние свидетельства, — тот преисполняется благоговения перед тем, что некогда было достигнуто в различных цивилизациях, бывших на Земле. Разумеется, такими смышлеными, в современном смысле, какими почитают себя нынешние люди, предки наши, то есть мы сами в своих прежних земных жизнях, не были. Но знали эти предки больше. Ведь знания добывают не только посредством смышлености. Смышленость принадлежит рассудку, а рассудок есть как раз только одна из способностей человека, — пусть даже такая, которая ныне ценится наукой выше всех остальных способностей. Но, конечно, если мы ныне посмотрим на мир, каким он стал в моральном, социальном отношении в «благословенном» XX веке, тогда, пожалуй, мы не будем особенно гордиться нашей культурой, созданной рассудком. Эта рассудочная культура возникла только в ходе времени. И если, как уже было сказано, мы обратимся хотя бы только к внешней истории и рассмотрим то, что касается, например, Древнего Востока, тогда мы сможем преисполниться великим благоговением. Мы могли бы здесь привести в качестве примера некоторые духовные достижения, так называемых, «диких» народов, но мы остановимся сегодня на достижениях Индийского и Персидского Востока, бросим взгляд на то чудесное, что содержится в древней религиозной поэзии, в стихах Вед, в философии Веданты, в философии Йоги. Если мы позволим этому оказать на нас не поверхностное воздействие, но воздействие всеми глубинами, которые там сокрыты, тогда мы будем преисполняться все большего и большего благоговения перед тем, что было достигнуто в древние времена не путем нынешней обыкновенной смышлености, а совсем другим путем... Но тем не менее это как раз было достигнуто.



Так вот, духовная наука показывает нам, что то, что сохранилось во внешних документах, есть всего лишь остатки чудесной древней премудрости человечества, которая, правда, выступала гораздо более поэтически, художественно, чем наши нынешние знания, и тем не менее это была чудесная древняя премудрость человечества. Эту премудрость люди получали тогда через существ, которые далеко возвышались над собственно человеческим развитием, бывшим на Земле. Мышление, рассудочное мышление, совершается посредством нашего физического тела. Эти же существа не имели физического тела, отсюда — тот факт, что они свое изначальное знание передавали людям преимущественно на поэтический, художественный лад.

Но эти существа не остались с Землей, ныне они в своем большинстве фактически обитают на Луне, как космическом теле. Те сведения, которые сообщает нынешняя наука, суть лишь внешние данные о Луне. Луна есть носитель духовных существ более высоких, чем человек. Некогда они имели своей задачей инспирацию земных людей изначальной премудростью, а затем отошли и, в некотором смысле, создали себе во вселенной колонию на Луне. Уже то, что я могу таким образом сказать об этих существах, которые ныне суть обитатели Луны, — это показывает нам, что наше собственное человеческое прошлое было связано с этими существами. И это вместе с тем показывает связь с ними нашего нынешнего бытия, если мы в своем рассмотрении выйдем за пределы того, что могут дать человеку внешние познания и внешняя жизнь. Ибо если мы узрим все то, что есть в нас как определяющее наше существо, но что не зависит от нашего рассудка, и, в некотором смысле, выходит за пределы рассудка и связано с нашим более глубоким человеческим существом, тогда мы найдем, что также и ныне с нашим внутренним бытием еще связаны эти лунные существа, хотя своим местом обитания они имеют уже не Землю. Ибо прежде, чем мы низошли на Землю, получив от родителей физическое тело, мы были в духовном мире, в своем предземном бытии. В этом предземном бытии также и ныне еще мы имеем много дела с этими древними спутниками нашего земного бытия. Мы, так сказать, нисходим из духовных миров в наше земное бытие таким образом, что проходим через сферу Луны, проходим через лунное бытие. И подобно тому, как некогда эти лунные существа здесь, на самой Земле, глубоко определяли развитие земных людей, так и теперь они еще оказывают определяющее влияние на земных людей, — оказывают таким образом, что они напечатлевают человеческому «Я» и астральному телу именно то, что затем переносится в физическое тело, когда человек становится физическим земным человеком. Неправда ли, никто не может по собственному решению стать талантом или хотя бы изобретателем. Никто не может по собственному решению сразу стать хорошим человеком. Тем не менее есть таланты, есть гении, есть просто от рождения хорошие люди. Это есть то, что не может сотворить рассудок, что связано с внутренним глубоким существом человека, и что он приносит как свою долю, вступая путем рождения из предземного бытия в земное. Это как раз является задачей лунных существ, — напечатлеть человеку, когда он в своем предземном бытии проходит через лунную сферу, напечатлеть его «Я» и астральному телу то, что потом вспыхивает в его крови, в его нервах как талант, как одаренность, как воля к добру или ко злу. Луна оказывает свое влияние не только тогда, когда влюбленные, охваченные известным поэтическим настроением, гуляют при лунном свете. Луна оказывает свое влияние на то, что есть в глубине человека, что творит и живет больше в его подсознании; во всем том, что вздымается как раз из глубин человека, действует прежде всего это лунное бытие, и это оно, действуя под полем человеческого сознания, человеческого рассудка, делает из человека того, кто он, собственно, есть в своей земной жизни. И сейчас эти лунные существа связаны с нашим прошлым через то, что они сообразно нашим предыдущим земным жизням напечатлевают нам в нашем предземном бытии, и благодаря чему мы можем выступать в нашем земном существовании, как тот или иной вполне определенный человек.

Итак, оглянемся назад, туда, где наша жизнь простирается за пределы земного мира в собственно духовную область, в ту духовную область, воздействия которой определили наши самые внутренние способности, темперамент, даже самое внутреннее существо нашего характера... Оглянемся назад, и мы найдем в Луне некие врата, ведущие из физического мира в духовный. Луна это врата, через которые входит в нашу человеческую жизнь прошлое, и она есть то, что придает нам индивидуальность, что делает нас тем или иным, вполне определенным индивидуальным человеком.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница