Значение «клипового мышления» в мире начала



страница1/2
Дата23.08.2018
Размер100 Kb.
  1   2




Г.С.Марков

Магистрант кафедры истории и культурологии ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный химико-технологический университет»

Значение «клипового мышления» в мире начала

XXI века


В статье рассматривается понятие «клипового мышления» исследователей различных сфер деятельности, а также отрицательные и положительные эффекты такой «новой» формы сознания и познания мира. Их рассмотрение представляется важным, учитывая то влияние, которое оно оказывает на формирование личности, особенно молодых людей.
Ключевые слова: личность, информация, мышление, образ, культура.


В ходе технических революций совершился переход «от универсальной жестуальности труда к универсальной жестуальности контроля»[2;54]. Работа человека за компьютером подтверждает это со всей наглядностью. Сегодня человек за компьютером или каком-либо другом электронном устройстве может практически все – писать, читать, вычислять, смотреть изобразительные материалы, переставлять фрагменты условных обозначений и визуальных образов по индивидуальному желанию[7;531]. С изобретением интернета увеличилась в разы насыщенность информационной среды, окружающей человека. И человек должен был как-то на это отреагировать. Один из таких способов стало возникновение клипового мышления.

Слыша слово «клип», люди, чаще всего, соединяют его с видео и это не случайно, поскольку в переводе с англ. «сlip» – «отсечение; вырезка (из газеты); отрывок (из фильма), нарезка». Слово «клип» отсылает читателя к принципам построения музыкальных видеороликов, точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанные между собой образы[8]. Также как строится музыкальный клип, строится и клиповое мировоззрение. Человек не может воспринимать мир целостно. Он воспринимает его как цепь почти не связанных между собой фактов и событий. Обладатель клипового мышления может затрудняться, а в некоторых случаях не способен анализировать какую-либо ситуацию, т.к. её образ не задерживается в мыслях надолго, он почти сразу исчезает, а на его место тут же приходит новый (бесконечное переключение телеканалов, просмотр новостей, рекламы, трейлера к фильму, чтение блогов и т.д.).

Первоначально именно СМИ, а не Всемирная сеть выработали универсальный формат подачи информации — так называемую последовательность актуальных клипов. Клип, в данном случае — это короткий набор тезисов, подающихся без определения контекста, так как в силу своей актуальности контекстом для клипа является объективная действительность. Таким образом, человек способен свободно воспринимать и интерпретировать клип в силу того, что погружен в эту самую действительность. На самом деле не все так прекрасно, как выглядит на первый взгляд, поскольку, ввиду фрагментарности подачи информации и разнесению связанных событий по времени, мозг просто не может осознавать и постигать связи между событиями. Формат СМИ заставляет мозг совершать фундаментальную ошибку осмысления — считать события связанными, если они имеют временную близость, а не фактологическую. Поэтому не удивительно, что появление клипового мышления — это ответ на возросшее количество информации.

Клип-культура формирует такие уникальные формы восприятия, как «зеппинг» (англ. channel zapping — практика переключения каналов телевизора), когда путем безостановочного переключения каналов телевидения создается новый образ, состоящий из обрывков информации и осколков впечатлений. Этот образ не требует подключения воображения, рефлексии, осмысления, все время происходит «перезагрузка», «обновление» информации, когда всё первоначально увиденное без временного разрыва утрачивает свое значение, устаревает[8].

В настоящее время СМИ активно муссируют слово «клип» в контексте мышления. Произошло это явление не одномоментно, сам термин «клиповое мышление» в  философско-психологической  литературе появился еще в конце 90-х гг. ХХ в. и обозначал особенность человека воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа (отсюда и название), либо теленовости[1].

Если посмотреть со стороны анализа информации, то обладатель клипового мышления оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу. Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через телевизионные каналы и СМИ.

Уже в начале XX века исследователи начали говорить о «клиповом мышлении», но понимания этого термина в современном изъяснении еще не существовало. Яркий этому пример – А. Шопенгауэр. «Кто не стремится постигнуть сущность вещей в ее целом, великом и общем, в ее подлинно существенном, кто, наоборот, может отвлекать от этого свое внимание в совершенно другую сторону… тот может сделаться великим ученым, более того - он может даже обладать хорошим умом и быть настоящим мыслителем, но уж наверное он чужд гениальности»[12; 313]. Как мы видим, Шопенгауэр говорит об узости практических горизонтов у своих современников. Также в своем труде «Закат Европы» исследователь перечисляет черты упадка цивилизации. Одной из черт Шопенгауэр называет «перенасыщенность техникой». Эта черта как-никак лучше отражает наше время. Видя современное обилие техники и гаджетов, с помощью которых можно получить практически любую информацию, становиться ясно, почему у людей обрывочные знания и нет четких и полных представлений о какой-либо одной сфере деятельности.

Сегодня на наших глазах начинает исполняться пророчество канадского философа Маршалла Маклюэна о том, что развитие электронных средств коммуникации вернет человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестанет быть базой нашей культуры. Самое интересное, что Маклюэн писал свои книги в 60-х годах, он знал лишь телевидение, а телевидение по нынешним временам достаточно архаично, ибо все-таки предполагает линейную последовательность повествования: фильм, передача. Чтобы придать телевидению современную форму, человек вынужден взять пульт и начать переключать каналы — вот тогда, нарезав изображение на отдельные, не связанные между собой фрагменты, он приводит телевещание в соответствие с современным менталитетом. По Маклюэну потребителями такого рода информации состоят в «электронном обществе» или «глобальной деревне»[6].

За рубежом термин «клиповое мышление» подменяется более широким — «клиповая культура», и понимается в работах американского футуролога Э. Тоффлера как принципиально новое явление, рассматривающееся в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортной для людей соответствующего склада ума. Тоффлер описывает клип-культуру как осаждение и ослепление нам противоречивыми и не относящимися к нам фрагментами образного ряда, которые выбивают почву из-под ног наших старых идей, обстреливают нас разорванными, лишенными смысла «клипами» и мгновенными кадрами[9].

В отечественной науке первым употребляет термин «клиповое мышление» философ-археоавангардист Ф.И. Гиренок, полагая, что понятийное мышление перестало играть важную роль в современном мире. Сегодня происходит в философии замена линейного, бинарного мышления нелинейным. Мы воспитываем в себе понимание картинок и формируем в себе не понятийное мышление, а клиповое, реагирующее только на удар[3].

Культуролог К.Г. Фрумкин в 2010 году выделил пять условий, породивших феномен «клиповое мышление»[11]:


  1. ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;

  2. потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;

  3. увеличение разнообразия поступающей информации;

  4. увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно;

  5. рост диалогичности на разных уровнях социальной системы.

В целом, словосочетание «клиповое мышление» за время своего существования приобретает ярко выраженную негативную окраску. Чаще всего обладателей такого нового вида мышления за последнее время называют подростков и молодых людей ввиду того, что они слушают музыку в автотранспорте, сидя в интернете, открывают большое множество вкладок в браузере одновременно, читают отрывочно практически всю окружающую информацию, а также литературу и др., т.е. получают информацию вспышками, фокусируясь не на идеях, а лишь на отдельных образах.

Но как ни странно, этому эффекту подвержены и взрослые современные люди. В статье «Делает ли Google нас глупее?» автор размышляет: «Раньше погрузиться в книгу или длинную статью было просто. Мой ум следовал за повествованием или же проносился по виражам из аргументов, я мог провести часы, гуляя по необъятным просторам текстов. Вряд ли такое ещё случится. Сейчас я часто теряю концентрацию уже после двух-трех страниц. Я суечусь, теряю нить рассуждений, начинаю искать, что бы ещё сделать. Я чувствую, как заставляю свой капризный мозг вернуться к тексту. Вдумчивое и серьезное чтение, которое было естественным, превратилось в проблему…»[5]. 

Некоторые исследователи бьют тревогу, считая «клиповое мышление» одной из причин безответственности человека в современном обществе, а также подмена одной информации другой, более привлекательной. В интервью «Российской газете» диакон Андрей Кураев сказал, что «…есть множество телеканалов, которые ты постоянно переключаешь, и они тоже между собой никак не связаны. Человеку на осмысление какой-то ситуации дается две-три минуты, не более того. И тут же все забудь, поскольку начинается нечто совершенно другое. Другая информация ждет своей очереди, чтобы влиться в тебя и протечь через твои мозги. Это клиповое мышление в итоге мешает человеку быть целостным…»[4].

Опасность сегодня стала заключается и в том, что возник эффект обратного действия. СМИ и телевидение сами стали подстраиваться под воспитанную «клиповым мышлением» аудиторию. Например, текст в статьях становится сильно фрагментированным, разбитым на перемежающиеся смысловые блоки небольшого - два-три абзаца - объема. Он насыщен большим количеством коротких фраз, и главная его задача – создать не логическое, а эмоциональное отношение к происходящему. В результате роль читателя сводится к простому потреблению информации[10]. Такая форма подачи материала оказалась весьма удобной для коммерции. Делая упор только на эмоции, легче заставить человека руководствоваться полученной информацией в повседневной жизни. А для закрепления эффекта используются ссылки на «авторитеты», что выливается прямо-таки в интерес к жизни богемы. Появились целые серии книг, написанные в стиле общения в чатах, по ICQ или дневниковых записей. Снимаются фильмы, построенные на принципах клиповой техники. (Самые яркие примеры - «Матрица», и «Начало»; подробнее об этом можно узнать в статье «Личность и глобализация: некоторые варианты трактовки проблемы в кинематографе»[7;20-23]). То есть система начинает воспроизводить саму себя и собственных потребителей.

Основная опасность клипового восприятия мира, на наш взгляд – это получаемая при этом иллюзия знаний. Человеку начинает казаться, будто он знает больше, чем на самом деле – а значит, он не способен правильно оценивать собственные действия, которые основываются на этих знаниях.

Но «клиповое мышление» обладает не только отрицательным влиянием на сознание и мировоззрение людей. Можно выделить и положительные моменты. К примеру:



  • клиповое мышление придает динамизм познавательной деятельности;

  • адаптация к «новому миру», где наблюдается большая информационная нагрузка на человека;

  • Л.Н. Толстой говорил: «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать».

Список можно продолжить, но ясно одно, клиповое мышление обладает не только недостатками. Это феномен, присущий поколению, воспитанному в эпоху бума компьютерных и коммуникационных технологий, — их возросшая способность к многозадачности. Дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Но, разумеется, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст. Можно задаться вопросом – является ли эта молодежь самостоятельными личностями, от которых зависит будущее мира, или они только часть человечества как геологическое образование[11; 26]?

Однозначного определения клипового мышления нет, но из всего вышесказанного можно заключить: «клиповое мышление» — это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира[8].





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница