Здоровье студенческой молодёжи н. М. Царёва, Т. А. Беспалова



Скачать 70.28 Kb.
Дата14.05.2018
Размер70.28 Kb.

ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Н. М. Царёва, Т. А. Беспалова

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Снижение средней продолжительности жизни населения России - предмет озабоченности каждого здравомыслящего гражданина. Сводить её лишь, к недочетам медицинского обеспечения населения или загрязнению среды обитания с ответными воздействиями последней на организм, на наш взгляд, было бы неоправданным. При всех недоработках системы охраны здоровья населения в СССР она имела немало положительного. Во-первых, была бесплатном и по-настоящему массовой. Во-вторых, ей была присуща профилактическая направленность. В-третьих, она постоянно "подпитывалась" новыми научными разработками ученых-медиков, а уровень развития фундаментальной и прикладной медицины в СССР всегда признавался достаточно высоким. И, тем не менее, средняя продолжительность жизни оставалась низкой, а сейчас но не официальным данным для мужского населения сельской местности опустилась до 58 лет. Учитывая все экономические сложности современной жизни и алкоголизацию населения, приобретающую все более широкий характер (причем охватывающую сейчас не только мужское, но и женское население), мы склонны все же искать причины сокращения срока жизни не в состояниях здоровья людей, а в специфике их индивидуального развития, в убыстрении темпа их жизни и преждевременном расходовании потенциала собственного здоровья. В настоящее время, очевидно, что удлинение срока человеческой жизни следует искать на путях не только искоренения болезней, но и созидания здоровья, воспитания привычек и навыков здорового образа жизни.

Актуальность проблемы здоровья молодого поколения в России неоспорима. Основные медико-демографические показатели свидетельствуют о замедлении прироста населения в России. В последние годы в большинстве городов страны отмечается отрицательный прирост (убыль в зависимости от региона около 3-6 на 1000 жителей) населения. Выражен процесс снижения рождаемости до 8-10%о, преобладает ориентация на однодетную семью. Особенно низкий уровень рождаемости отмечается в крупных городах, расположенных па

Европейской территории России (около 7-10 на 1000 жителей), в то время как в Юго-Восточной Азии уровень рождаемости - более 25 на 1000 жителей.

Показатели смертности населения в России остаются высокими и состав­ляют, в зависимости от региона, до 10-15 на 1000 человек. Младенческая смертность снижается, однако, недостаточными темпами. В России младенче­ская смертность в 1,5-2 раза выше, чем в экономически развитых странах, и со­ставляет около 15-17 на 1000 родившихся живыми. Не увеличивается, а наобо­рот, уменьшается средняя продолжительность ожидаемой жизни. В России она составляет около 64 лет, причем отмечается значительная разница этого пока­за геля у мужчин (59 лет) и женщин (71 год). Заболеваемость с временной утра­той трудоспособности составляет около 70 случаев и 1090 дней на 100 рабо рабо­тающих. Увеличилось число зарегистрированных инфекционных заболеваний (дифтерия, коклюш, клещевой энцефалит, сальмонеллезы). Возрос уровень за­болеваемости венерическими болезнями, туберкулезом, психическими заболе­ваниями. Растет число самоубийств, особенно среди молодежи. Увеличиваются показатели первичного выхода на инвалидность трудоспособного населения (65,2 на 10000 работающих).

Таким образом, рождаемость в стране пока неудовлетворительная, смерт­ность высокая, а продолжительность жизни уменьшается. В структуре населе­ния молодежи становится все меньше. По данным литературы у молодого по­коления растет количество хронических заболеваний, различных отклонений в состоянии здоровья, что связано с определенным образом жизни, который яв­ляется не здоровым. В настоящее время взгляды на проблемы здоровья с разви­тием общества несколько изменились, т.к. развиваются различные науки, соз­даются новые концепции, а само здоровье изучается с позиции многих наук. Здоровье человека необходимо рассматривать в единстве с окружающей сре­дой, где взаимодействуют генетические и внешние предпосылки. Здоровый об­раз жизни обеспечивает оптимальное существование, онтогенез и деятельность человека, т.е. это максимум биологически и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям чело­века, осознание реализуемых им, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья, способность к продолжению рода и достижению актив­ного долголетия. Здоровый образ жизни - это, прежде всего, укрепление здоро­вья посредством адекватности поведения, область которого лежит как в поле деятельности педагогов и врачей, так и на стыке многих наук о природе, чело­веке, обществе.

В решении данной проблемы ведущая роль принадлежит пропаганде среди населения здорового образа жизни. Одним из наиболее эффективных многооб­разных, по числу входящих в него средств, методов пропаганды является на­глядный.

Пропагандировать здоровый образ жизни среди взрослых и подрастающе­го поколения должны спортсмены, в том числе педагоги.

В связи с этим студенческая молодежь, будущие педагоги-математики были анонимно анкетированы в марте-апреле 2008 г. В анкетировании приняли участие 26 человек 18-19 лет. По полученным данным только 84,6% задумывались о своем здоровье. На вопрос: "Какое у вас здоровье?" - "очень хорошее" ответили 7,7%, "хорошее" - 42,3%, "среднее" - 46,2%. Затруднились ответить - 3,8%. К сожалению, все (100%) респондентов отметили несоблюдение режима дня, а у 50% в анамнезе вредные привычки, в основном это курение.

На вопрос о полноценном питании ответили положительно 46% анкети­руемых. При детальном рассмотрении этого вопроса и регулярности приема пищи 82% студентов отметили, что питаются далеко не правильно, признавая при этом вред, который наносится их здоровью т.н. перекусыванием на ходу, порой в антисанитарных условиях. Все 82% студентов отмечают, что хотят из­менить такой стереотип и питаться регулярно, рационально не нарушая санитарно- гигиенические правила. Что касается режима дня, то все респонденты понимают (адекватно оценивают), что ранние проблемы со здоровьем могут проявляться по причинам связанным с нарушением необходимого сна и отды­ха, курения, гиподинамии и т.д.

При анкетировании 32 студентов того же возраста факультета физической культуры отмечалось не соблюдение режима дня, но такие факторы как куре­ние и гиподинамия отсутствовали. Студенты данного факультета в 100% случа­ях задумываются о своем здоровье. На вопрос о полноценности питания отве­тили положительно все респонденты (100%). Кроме того, они заботятся и о ре­жиме питания и калорийности. Такая заинтересованность не случайна, т.к. сту­денты факультета физической культуры изучают с первых курсов такие пред­меты как анатомия, физиология, гигиена физического воспитания и спорта, ос­новы медицинских знаний. Постоянно изучая этот блок ­ предметов, преподава­тели активно ориентируют своих студентов на здоровый образ жизни.

11о результатам опроса представляется возможность отметить, что студен­ческая молодежь задумывается о своем здоровье, отмечая отрицательное влия­ние как отсутствие режима дня и питания, наличие вредных привычек.

Наглядно выступает заинтересованность в вопросах сохранения здоровья среди респондентов, которое увеличилось до 96% в конце изучения курса предмета "Основы медицинских знаний", в программе которого активно пропа­гандируются вопросы здорового образа жизни. Заинтересованное отношение будущих педагогов по физической культуры к своему здоровью являются по­ложительным моментом, так как именно эта группа населения, способна и должна нести знания о ЗОЖ (здоровом образе жизни) подрастающему поколе­нию.

ЗОЖ - это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснован­ных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление и со­хранение здоровья, активизацию защитных сил организма, обеспечение высо­кого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Таким образом, ЗОЖ можно рассматривать как основу профилактики за­болеваний. Он направлен на устранение факторов риска (низкий уровень тру­довой активности, неудовлетворенность трудом, пассивность, психоэмоцио­нальная напряженность, невысокая социальная активность и низкий культур­ный уровень, экологическая безграмотность, гиподинамия, нерациональное, не­сбалансированное питание, курение, употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ, напряженные семейные отношения, нездоровый быт, генетический риск и др.). ЗОЖ является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний). Формирование здорового образа жизни - это создание системы преодоление фактора риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. ЗОЖ включает следующие компоненты: сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и понижению работоспособности; 2) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье; 3) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам; 4) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте; 5) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы и др.

Дли пропаганды ЗОЖ в РФ используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды. Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Это самый популярный, эконо­мный. простой и доступный в организационном отношении метод. Он включает следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины. Метод устной пропаганды наиболее целесообразно использовать в своей работе учителям физической культуры.



Литература

Баранов А.А. О некоторых факторах популяционного кризиса // Социологические исследования, -2002, №7.-С. 21-29.

Заславская Т.Н. Социокультурный аспект трансформации российского общества// Социологические исследования. 2001, № 3. - С. 3-11.

Рагимова О.А. Основы здорового образа жизни для студентов: Учеб. пособие. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. - 50 с.

Резер Т.М. Абитуриент 2001 - физическое и психическое здоровье // Социологические исследования. 2001, № 11.-С. 118-122.
Каталог: archive -> old.sgu.ru -> files -> nodes -> 68080
nodes -> Этика дискурса сформировалась в значительной степени под влиянием «прагматического поворота» и аналитической дискуссии в европейской философии XX века
nodes -> Темы контрольных работ по курсу «история античной философии»
nodes -> Лекции 4 часов, семинары 16 часов, сам работа часов, экзамен. Тема Парадигмы и концепции в философии науки
nodes -> Первая глава «Виртуальность современного общества: история и современность» состоит из двух параграфов, в которых
nodes -> На Ученом Совете философского факультета
nodes -> А. И. Аврус, А. П. Новиков От Хвалынска до Тамбова
nodes -> Вопросы к экзамену по дисциплине «Эстетика»
nodes -> Эстетика Темы контрольных работ для студентов заочного отделения философского факультета 5 курс, специальность «Философия»
nodes -> Темы контрольных работ по дисциплине «Социальное управление конфликтами» для студентов з/о, специальность «Философия»
68080 -> Проблемы здоровья молодого поколения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница