Зарубіжний досвід



Скачать 369.43 Kb.
страница1/8
Дата10.08.2018
Размер369.43 Kb.
ТипРуководство
  1   2   3   4   5   6   7   8

Зарубіжний досвід



За матеріалами ЮНЕСКО
ОСЭР собирает и распространяет данные по вопросам исследований и развития (R&D) для оценки деятельности в этой области государств-членов этой организации и более глубокого понимания научных и технологических проблем с учетом новшеств национальных систем. С конца 1980-х для оценки отчетов о развитии исследовательских и экспериментальных работ была рекомендована стандартная методика (справочник), известная как "Руководство Фраскати", была применима не только в естествознании и технике (NSE), но также и в социальных и гуманитарных науках (SSH), хотя первые две ее версии касались только NSE. В социальных науках развитие экспериментальных работ можно определить как процесс, который позволяет использовать знания, полученные в результате исследований, в действующих программах, включая демонстрационные пилотные проекты. Справочник, однако, позволяет выявить разницу между государствами в области SSH.

Руководство Фраскати 1993 года делит науки на шесть главных областей: естествознание, техника и технологии, медицинские науки, сельскохозяйственные науки, социальные науки и гуманитарные науки – в соответствии с "Рекомендациями по Международной стандартизации статистики и технологии" ЮНЕСКО 1978 года. Согласно этому руководству, социальные науки включают следующие дисциплины: психологию, экономику, образовательные науки (общее и специальное образование и другие смежные разделы) и другие социальные науки – антропологию (социальная и культурная), этнографию, демографию, географию (гуманитарная, экономическая и социальная), городское и государственное планирование, науки об управлении, право, лингвистику, политические науки, социологию, организационные проблемы и методы, разные проблемы социальных наук, а также междисциплинарную, методологическую и историческую деятельность, связанную с наукой и техникой (S&T). Физическая антропология, физическая география и психофизиология обычно относятся к естествознанию. Если главные научные разделы ясно определены, то конкретное их деление на подразделы оставлено на усмотрение этих стран.

Несмотря на совершенствование методов исследований, трудно точно оценить область социальных наук, учитывая что границы между ними и гуманитарными науками (а иногда и с естествознанием) неясны и все чаще перекрываются и что в вузах трудно отделить исследования и преподавание. Кроме того, большинство данных о R&D получают из ретроспективных отчетов, выполненных в тех же структурах, которые планировали или выполняли эти проекты. Сложность же отчетов связана с трудностью получения самых свежих данных (Социальные науки в странах ОЭСР // ЮНЕСКО: Всемирный доклад по социльным наукам. – М., 2002. – С. 57–58).
***

Многие страны осознали необходимость социальных наук, которые могут применяться для решения ряда социальных проблем. Они используют специалистов социальных наук в системе управления и аудита. Они также обращаются к независимым исследователям, в частности, за поддержкой в формировании их долговременной политики.

Система финансирования часто является главным способом управления исследованиями. Государственные исследовательские программы все больше ориентируются на решение социальных проблем.

Например, в 1997 году правительство Новой Зеландии использовало бюджетные средства на исследования области социальных наук по таким важным социальным проблемам как: семейная динамика; различия между племенами маори и остальным населением; развитие занятости и профессиональных навыков, социальные аспекты старения; причины преступности; роль иммиграции; изменение окружающей среды, использование и защита ее ресурсов; будущая роль правительства в обществе. Запланировано совершенствование финансирования для поддержки исследований в этих приоритетных направлениях.

Многие страны выделяют фонды для социальных исследований через систему исследовательских советов. Так, в Германии Общество научных исследований финансировало обзоры о немецкой молодежи до и после воссоединения.

Финансирование исследовательских советов часто зависит от политических или социальных приоритетов. В некоторых странах ОЭСР (например, в Канаде, Великобритании и Швеции) государство учредило совет по исследованиям, который специализируется в области социальных (и гуманитарных) наук.

В Великобритании, Экономический и социальный исследовательский совет (ЭСИС), который был основан в 1965 году для решения ряда проблем общества, определил следующие приоритеты на 1997 год:

– экономическая деятельность и развитие;

– окружающая среда и устойчивое развитие;

– глобализация, регионы и возникающие рынки;

– управление, регулирование и учет;

– технология и люди; нововведение;

– познание, связь и образование; продолжительность жизни, образ жизни и здоровье; включенность в жизнь общества и общественная изоляция.

ОЭСР отводит приблизительно 65% своего исследовательского бюджета на эти приоритетные направления, которые были выбраны после глубокого изучения с участием научного сообщества и социальных агентств, а также правительственных и коммерческих организаций. Эти приоритеты будут регулярно пересматриваться, чтобы лучше соответствовать происходящим социальным изменениям.

В странах ОЭСР исследовательские центры играют все более значимую роль в поддержке межведомственных исследований. Тем самым они способствуют преодолению недостаточной гибкости университетских структур. Возникли межведомственные центры, которые объединяют исследователей разных дисциплин. Многие из них являются "эталонами качества", где создается критическая масса экспертов, например, по проблемам окружающей среды или поиска новых подходов к актуальным проблемам.

Исследование различных аспектов социальных наук в странах ОЭСР выявило значительные различия между этими странами. Тем не менее, можно видеть и некоторые общие тенденции, вроде опоры на GUF и доминирование женщин среди студентов первого курса университетов.

Одной из самых больших сегодняшних проблем социальных наук является негибкость организационных структур, особенно в университетах. Все больше социальные науки становятся прикладными науками и концентрируются на проблемах, которые выходят за пределы границ дисциплин социальных наук и связаны со сложными социальными проблемами. Но университеты все еще организованы, главным образом, по принципу факультетов, каждый из которых ориентирован на свою дисциплину, что лишает их необходимой гибкости.

Распределение фондов на исследования и поддержку исследователей основано на системе раздела дисциплин. Организационные проблемы значительно затрудняют сотрудничество исследователей, особенно при проведении межведомственных исследований с участием факультетов и разных учреждений.

Определяя приоритеты, правительства увеличивают число исследовательских программ в области социальных наук и создают междисциплинарные исследовательские центры, призванные облегчить сотрудничество между представителями разных дисциплин. Во многих государствах эти инициативы позволили в определенной степени преодолеть негибкость, хотя складывается впечатление, что запланированные финансовые и другие ресурсы будут недостаточными. Но некоторые специалисты идут на шаг впереди событий и призывают к полному изменению структуры этих дисциплин, как это было предложено в отчете Комиссии по социальным наукам фонда Гульбенкяна (1995).

В начале двадцать первого столетия многие государства сталкиваются со множеством социальных проблем. Становится все более общепризнанным, что, независимо от природы этих проблем, социальные науки могут быть полезны при планировании правительствами своей политики. Все же в большинстве стран ОЭСР научная политика обычно сосредотачивается на развитии естествознания и инженерного дела. И именно от национальных правительств зависит поиск путей поддержки исследований в области социальных наук, особенно междисциплинарных исследований, и укрепления союза между политиками и социальными науками. Это позволит государственным и частным учреждениям использовать достижения социальных наук для решения многих социальных проблем (Социальные науки в странах ОЭСР // ЮНЕСКО: Всемирный доклад по социльным наукам. – М., 2002. – С. 68–70).
Фінляндська Республіка
Фінляндія відрізняється високим рівнем наукових досліджень і технологічних розробок, який супроводжується швидким науково-технічним прогресом. Цьому значною мірою сприяє організація фундаментальних і прикладних досліджень та достатнє фінансування цих досліджень з боку держави та з фондів промисловості. При цьому інвестиції держави в дослідження і розвиток постійно збільшуються.

Таблиця 1.


Рік


1983

1988

1992

1996

1999




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница