Зарождение и развитие социологии в 19 – 20 веках



страница1/18
Дата17.03.2018
Размер0.77 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

1. Понятие , предмет социологии , понятие «социальное» , взаимосвязь с другими науками .

Предмет науки – логическая взаимосвязанная и непротиворечивая система фундаментальных понятий , описывающих часть объективной реальности , на которую начелены методы исследования данной науки .

Часть реальности , изучаемая анкетным опросом и не только им и описываемая социологическими понятиями , называется социальной реальностью .

Социолога интересует не исключительное или уникальное , а закономерное и типичное .



Предметом социологии выступает концептуальная ( т.е. понятийная ) схема социальной реальности , в которой её главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга .

Предмет современной социологии – результат длителдьного исторического развития , плод усилий многих поколений учёных .

Фундаментом предмета социологии выступают два понятия – статус и роль . Первое даёт статистическое изображение предмета , а второе – динамическое .

Статусом называется позиция , положение человека в группе или обществе . Статус реализуется через роль Любой статус состоит из совокупности прав и обязанностей , которые по традиции общество закрепляет за данной позицией .

Люди ведут себя по - разному в одной и той же позии , т.е. придерживаются разных моделей поведения ( ролей ) . Модель поведения в соответствии с формальными правами и обязанностями , закреплёнными за данным статусом , называется ролью .

Одни и теже обязанности можно выполнять по-разному , следовательно у одного статуса может быть много ролей . Роль – динамическая характеристика статуса . Статус может быть пустым а роль нет .

Совокупность пустых , т.е. не заполненных людьми статусов , образует социальную структуру общества .

Социальные статусы связаны социальными отношениями , личные статусы связаны межличностными отношениями .

Индивиды , выполняющие социальные роли , вступают между собой в социальное взаимодействие . Это регулярный , повторяющийся процесс .



Только регулярно повторяющиесясоциальные взаимодействия кристаллизуются в социальные отношения .

Всю жизнь мы учимся правильно правильно исполнять социальные роли , следовать предписанным нормам и обязанностям . Этот трудный , продолжающийся всю жизнь процесс обучения называют социализацией . Её результат – социально зрелая личность . А какая же личность без культуры ?

Культура – совокупность традиций обычаев , социальных норм , правил , регулирующих поведение тех , кто живёт сейчас , и передаваемых тем , кто будет жить завтра . Преемственность культуры достигается через социализацию . А надзирает за этим особый механизм . Он называется социальным контролем . Он принимает множество форм ( общественное мнение , цензура , сыск и т.д. ) , но состоит из двух элементов – социальных норм ( предписаний ) и санкций ( вознаграждений и наказаний , стимулирующих соблюдение предписаний ) .

Социальный контроль – механизм регуляции поведения индивидов и групп , включающий нормы и санкции .

Когда в обществе нет законов и норм , устанавливается беспорядок или анемия . А когда отдельный человек отклоняется от норм или нарушает их , его поведение называется девиантным .

Совокупность больших социальных групп ( из иногда называют статистическими или социальными категориями ) называется Социальным составом населения .

У каждого человека есть потребности , которые он обязан удовлетворить : физиологические , социальные , духовные . Важнейшие или фундаментальные потребности у всех одинаковы . , а второстепенные различны . Первые универсальны , т.е. присущи всему населению , а значит характеризуют общество в целом .

Учреждения , призванные удовлетворить фундаментальные потребности общества , называются социальными институтами . Семья , производство , религия , образование , государство – фундаментальные институты человеческого общества , возникшие в глубокой древности и и существующие по сей день .

Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества.

Статусы , роли , социальный контроль существуют не сами по себе . Они формируются в процессе удовлетворения фундаментальных потребностей общества . Механизм такого удовлетворения выступают социальные институты , делящиеся на основные ( их всегго пять : семья , производство , государство , образование , религия ) и неосновные ( их гораздо больше ) , называемых ещё социальными практиками . Это целостная картина общества , описанная при помощи социологических понятий . У этой картины две стороны – статистическая , описываемая структурой и динамическая , описываемая системой . А исходные кирпичики здания – статус и роль . Они тоже двойственны .

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ – совокупность больших социальных групп , расположенных иерархически по критерию социального неравенства и называемых страта

3.Структура социологии , общая социологическая теория .

История социологии показывает, что представления об уровнях социологического знания все время меняются. На каждом новом этапе развития социологии как науки, в связи с новым пониманием ее предмета, методов, основных принципов изучения общества и его частей, возникают новые подходы к рассмотрению ее структуры.

В западной социологической науке обычно речь идет о двух уровнях изучения общества: микро- и макросоциологии .


Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Достойный Друг Жизнь Лукреции Мотт
2014 -> Всероссийское ордена трудового красного знамени общество слепых
2014 -> Методическая разработка семинарского занятия по теме Основы философского понимания мира по дисциплине огсэ. 01. Основы философии Для специальностей: 060101 «Лечебное дело»
2014 -> Психология семейных отношений с основами семейного консультирования ред. Е. Г. Силяева
2014 -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница