Занятие социальное сопровождение метод работы с клиентами из уязвимых в отношении вич-инфекции групп



Скачать 229.47 Kb.
страница1/4
Дата26.04.2018
Размер229.47 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4

ЗАНЯТИЕ 1.

СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ – МЕТОД РАБОТЫ С КЛИЕНТАМИ ИЗ УЯЗВИМЫХ В ОТНОШЕНИИ ВИЧ-инфекции ГРУПП
Основные темы:

Социальное сопровождение это профилактическая программа

Что такое социальное сопровождение и чем оно отличается от других видов оказания помощи

Базовые принципы социального сопровождения

Кто может быть клиентом социального сопровождения

Выбор и ограничение целевых групп социального сопровождения


Урок 1.

    1. Социальное сопровождение является технологией, которую необходимо использовать в программах профилактики, лечения и ухода при ВИЧ-инфекции

Любая профилактическая программа в конечном итоге нацелена на изменение поведения и потому важно определить, что служит препятствием к изменениям, а что им способствует.

Опыт работы с уязвимыми группами, в частности с потребителями наркотиков, секс-работниками и людьми, находящимися в местах лишения свободы, свидетельствует, что положительные результаты в изменении их поведения не всегда обусловлены только обучением и предоставлением необходимых ресурсов.

Как правило, у представителей данных целевых групп существует не одна, а целый комплекс проблем бытового, медицинского, юридического и психологического характера. При этом проблемы, связанные с сохранением и поддержкой здоровья, часто не являются приоритетными – их опережает потребность в личной безопасности, желание избавиться от хронического стресса, голода и одиночества. Данным фактом ни в коем случае нельзя пренебрегать, перенося акцент вашей работы на дискуссии и развитие навыков у клиента преимущественно в область профилактики инфекционных заболеваний (в частности, ВИЧ-инфекции). Чтобы эффективно обсуждать вопросы профилактики ВИЧ-инфекции, необходимо заранее создать условия для подобного обсуждения. Игнорируя наличие других проблем у клиента, мы заведомо обрекаем себя на неудачу: разговоры о профилактике ВИЧ-инфекции и изменении поведения будут оставаться для него «пустым звуком».

Именно этот тезис лежит в основе программ профилактики ВИЧ-инфекции, основанных на концепции социального сопровождения. Клиенты программы получают помощь в решении наиболее актуальных для них проблем. Со временем у социального работника появляется возможность обсудить с клиентом вопросы, касающиеся состояния его здоровья. Следует отметить, что, получая помощь в самом необходимом, во многих случаях клиент принимает самостоятельное решение об изменении своего поведения на более безопасное.
Для понимания социального сопровождения как метода работы с клиентом, необходимо ознакомиться с двумя базовыми теориями:


  1. Модель изменения поведения

  2. Теория мотиваций А.Маслоу


1.1.1. Модель изменения поведения Дж. Прочаски и К. ди Клементе

Тема изменения поведения являлась и является популярным предметом исследования. В 1993 году Дж. Прохаской и К. ди Клементе1 была предложена следующая Модель измене­ния поведения. Она может быть использова­на для изменения поведения с целью сохранения репродуктивного здоровья, профилактики ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, а также при реабилитации наркозависимых.





1. Преднамерение

На этой стадии человек не подозревает, что у него есть проблема, и серьезно не думает об изменении своего поведения.

Скорее всего, он просто не обладает достаточной информацией. Отсутствием информации можно объяснить и активное нежелание ее получить. Около 50% людей отрицают существование проблемы и соответственно не видят причин к изменению своего поведения. Им, безусловно, нужна помощь. Помощь нужна и тем людям, которые признают существование проблемы, но им трудно смириться с ее присутствием в их жизни, трудно контролировать себя и свое поведение.
2. Намерение

На этой стадии человек начинает реально осознавать суть и значимость проблемы. Он в значительной мере оказывается подвержен психологи­ческим расстройствам, поскольку убеждается в необходимости изменения поведения.

Он пытается контроли­ровать свою жизнь, зачастую испытывая сомнения в собственных возможностях, ищет поддержки у ок­ружающих. Ему необходима дополнительная ИНФОРМА­ЦИЯ. На этой стадии происходит анализ требуемых затрат и возможных преимуществ в случае изменения поведения.

Стадия может быть довольно продолжительной.


3. Решение

На этой стадии человек уже владеет достаточной информацией о своей проблеме и осознает ее значи­мость для себя. Человек ищет вы­ход из сложившейся ситуации. Принимает решение о том, будет ли он изменять свое поведение и как он это будет делать. Уже на этом этапе необходимо ОБУЧЕНИЕ новому поведению, надо научиться жить по-новому еще до самих действий по изменению. Об­думывает возможные варианты действий для изме­нения поведения и условия, необходимые для этого.


4. Действия

Это стадия, на которой человек изменяет свое по­ведение. Решение реа­лизуется на практике. Человек начинает чувствовать уверенность в себе, потому что он верит в возмож­ность реализации принятого решения. Окружающие также замечают происходящие изменения и обычно «отдают ему должное» (одобрение других людей крайне важно).

Эта стадия обычно является самой непродолжительной, но она наиболее значимая.
5. Поддержание

На этой стадии человек пытается укрепить достиг­нутые результаты и предупредить рецидив. Человек может испытывать страх пе­ред возможным рецидивом, который ослабевает только со временем. Для под­держания изменений важна позиция т.н. значимого ок­ружения и РЕСУРСЫ чтобы практиковать это новое поведение.


6. Рецидив

Если человек оказывается не в состоянии поддержать происшед­шие изменения, возникает рецидив – возвращение к проблемному поведению. Это может иметь серьез­ные негативные последствия: поте­рю веры в возможность реализовать собственные решения, контролировать свою жизнь.

Однако человек может «вернуться» на стадию «намерения» и совершить как бы еще один оборот по «спирали изменений».

Данная модель циклична, и каждый человек может покинуть ее на любой стадии. Та стадия, на ко­торой находится человек, является главным показа­телем возможного прогресса: чем дальше человек продвинулся по «спирали изменений», тем больше вероятности положительных результатов.


ВАЖНО: ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ НЕОБХОДИМО:

  • знание, почему существующее поведение опасно – т.е. ИНФОРМАЦИЯ;

  • навыки менее опасного, более разумного поведения – т.е. ОБУЧЕНИЕ;

  • возможность придерживаться безопасного поведения – т.е. РЕСУРСЫ.

НО ЭТОГО НЕДОСТАТОЧНО! – Важно, чтобы человек ОСОЗНАЛ необходимость этого изменения.


ВАЖНО: для того чтобы человек принял реше­ние об изменении поведения, необходимо создать у него мотивацию.
Процесс формирования мотивации может быть разделен на четыре этапа:

  • уверенность в себе,

  • получение и принятие информации,

  • компетентность,

  • появление понимания необходимых изменений.

Для того чтобы помочь человеку достичь желаемых изменений в поведении, необходимо учитывать, что:

• мотивация изменений должна исходить от самого человека, а не извне;

• агрессивное убеждение не эффективно при разре­шении сомнений и противоречий, возникающих у человека с проблемным поведением;

• человек должен осознать наличие противоречий в своем отношении к проблеме («мне хотелось бы... но, с другой стороны...»);

• человек с проблемным поведением может нуждаться в конкретных советах по разрешению про­тиворечий;

• стиль общения должен быть спокойным и дипло­матичным;

• готовность к изменению не возникает сама собой, а является продуктом личностных переживаний;

• партнерские отношения могут помочь человеку достичь желательных изменений;

• человек нуждается в безопасной обстановке для разрешения внутренних конфликтов.
НО И ЭТОГО НЕДОСТАТОЧНО! – Необходима ПОМОЩЬ в решении объективных проблем и преодолении препятствий, возникающих на пути изменений.
ВАЖНО: Цикл изменения поведения будет работать только в том случае, если он целостный. Если хотя бы один из его элементов пропущен, то время, силы и средства, израсходованные на остальные элементы, будут ПОТРАЧЕНЫ НЕЭФФЕКТИВНО.
Урок 2.

1.1.2. Теория мотивации А. Маслоу

В своей модели А. Маслоу представляет всю совокупность потребностей человека в виде пирамиды с иерархической структурой:





  1. физиологические потребности (пища, вода, сон, физическое здоровье, в его субъективном восприятии, и т.п.);

  2. потребность в безопасности (стабильность, порядок);

  3. потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);

  4. потребность в уважении (самоуважение, признание);

  5. потребности самоактуализации, самовыражение (развитие способностей).


Положения теории мотивации А. Маслоу

  1. Потребности человека иерархичны, и это их свойство определяет главный принцип, лежащий в основе организации мотивации человека.

  2. Потребности возникают постепенно.

  3. Доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены прежде, чем другие, расположенные выше потребности проявятся и станут действующими. Более того, только удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным ОСОЗНАНИЕ потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации.

  4. Чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он демонстрирует. Маслоу рассматривает психологический рост как последовательное удовлетворение все более «высоких» потребностей. Движение к самоактуализации не может начаться, пока индивидуум не освободится от доминирования низших потребностей – таких, как безопасность или уважение. По Маслоу, ранняя фрустрация потребности может зафиксировать индивидуума на определенном уровне функционирования. Например, ребенок, не пользовавшийся достаточной популярностью, может продолжать быть глубоко озабоченным потребностью в уважении и почете всю свою жизнь.
    Иерархия потребностей распространяется на всех людей.

  5. Маслоу допускает, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признает, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них. Наконец, некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей, обусловленную особенностями биографии. Например, они могут отдавать приоритет потребности уважения, а не любви и принадлежности. Таких людей больше интересует престиж и продвижение по службе, а не интимные отношения или семья. У человека, имеющего выраженную зависимость от психо-активных веществ, существует «патологическая» мотивация, связанная с наличием абстинентного синдрома и патологического влечения к наркотику. Но в целом правило сохраняется: чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее.

  6. Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях.

  7. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но – одновременно – частично удовлетворяют и не удовлетворяют их все.


ВАЖНО: Не имеет значения, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.
Кроме того, изменению поведения помимо угнетенных базовых потребностей могут мешать объективно существующие препятствия, например, невозможность получить необходимую помощь из-за объективных и субъективных причин:

- отсутствие документов или медицинской страховки,

- неуверенность человека в собственных силах,

- прошлый негативный опыт в получении желаемого,

- незнание современной социальной ситуации (характерно для освободившихся их МЛС),

- состояние измененного сознания (наркотики, алкоголь),

- стыд, боязнь порицания, осуждения (из-за образа жизни, внешнего вида и проч.).
ВЫВОД: Социальное сопровождение это ключевой инструмент работы с людьми, имеющими КОМПЛЕКС медико-социальных проблем, в котором они не в состоянии разобраться самостоятельно. Программы социального сопровождения сохраняют или создают для клиента возможность обращаться за помощью; они являются средством, формирующим УСЛОВИЯ для изменения рискованного поведения на безопасное или менее опасное.

А кроме того, социальное сопровождение позволяет обеспечить успешное функционирование для других профилактических программ, направленных на клиентов из уязвимых групп.


ВАЖНО: Социальное сопровождение СОЗДАЕТ УСЛОВИЯ для проведения других видов профилактических вмешательств, поскольку человек, который испытывает нужду в реализации таких базовых потребностей, как еда, безопасность, медицинская помощь или срочные действия в отношении благополучия детей, ПОПРОСТУ НЕ СПОСОБЕН ДУМАТЬ НИ О СВОЕМ ПОВЕДЕНИИ, НИ О СВЯЗАННЫХ С НИМ РИСКАХ.

И только после того, как решены «горящие» вопросы, можно вернуться к разговору об изменении рискованного поведения.


Урок 3.

1.2. Что такое социальное сопровождение и чем оно отличается от других видов оказания помощи
Профилактическое социальное сопровождение (ПСС): это «клиент-центрированная деятельность по профилактике ВИЧ-инфекции, имеющая основной целью контроль и снижение степени поведенческих рисков в отношении ВИЧ-инфекции у клиентов, испытывающих множественные проблемы и нуждающихся в комплексном подходе к их решению. ПСС проводится в отношении людей, испытывающих трудности с тем, чтобы самостоятельно начать и придерживаться поведения, снижающего или предотвращающего риск заражения или передачи ВИЧ-инфекции. Сочетая в себе черты консультирования по снижению риска и традиционного социального сопровождения, ПСС предоставляет клиенту интенсивную и пролонгированную помощь в виде консультаций, поддержки и посредничества в установлении контактов с сервисными службами. Такая профилактическая деятельность позволяет влиять на риск заражения ВИЧ-инфекцией в связи с такими факторами, как наркопотребление, наличие ИППП, психическое здоровье, социальный и культурный контекст...» 2.
Социальное сопровождение является ОТДЕЛЬНЫМ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, несмотря на то, что имеет много общего с такими видами помощи, как кризисное или мотивационное консультирование, содержит в себе элементы, характерные для психотерапевтической помощи и аутрич-работы.
ВАЖНО: Социальное сопровождение позволяет человеку при помощи специалиста РАЗОБРАТЬСЯ в проблемах, построить план поиска их решения и получить необходимую поддержку в процессе получения доступа к необходимым видам помощи.
Заметки на полях. Очень часто в работе специалиста по сопровождению проявляется или сугубо врачебный подход (отношения «врач–больной» и, соответственно, доминирующая позиция и желание полностью контролировать процесс, ибо врач лучше знает, что нужно больному), или подход, характерный для психотерапевтов (стремление добиться от клиента анализа, поиск глубинных мотивов и скрытых механизмов поступков или поведения). Ни тот ни другой для социального сопровождения не подходит: первый нарушает принцип ориентированности на нужды клиента; второй не способствует динамике процесса, цель которого – оказание конкретной помощи клиенту.
Это объяснение крайне необходимо, так как многие люди, имеющие опыт работы в помогающих профессиях (психология, медицина, социальная работа), переносят выработанные ранее навыки и стереотипы профессионального поведения на работу специалиста по сопровождению, что далеко не всегда является правильным.
ВЫВОД: Социальное сопровождение является специфическим видом деятельности, которая сочетает в себе черты и формы работы многих помогающих профессий и в то же время отличается от каждой из них.

В контексте программ, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции, социальное сопровождение позволяет решить следующие задачи:



  • Установить контакт с человеком, часто не расположенным к общению со специалистами.

  • Создать условия для изменения его поведения и снижения риска передачи ВИЧ-инфекции за счет использования в том числе и внутренних ресурсов личности клиента.

  • Снизить уровень рискованного поведения у людей, живущих с ВИЧ.

  • Способствовать решению вопросов и проблем, возникающих у людей, живущих с ВИЧ, в связи со стигмой и дискриминацией


Урок 4.

1.3. Базовые принципы социального сопровождения
Четыре основных принципа социального сопровождения:

  1. конфиденциальность,

  2. Каталог:


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница