Занятие по развитию детской одаренности посредствам изобразительной деятельности. Тема обобщения так и называется «Развитию детской одаренности посредствам изобразительной деятельности»



Скачать 150.26 Kb.
страница1/3
Дата03.06.2018
Размер150.26 Kb.
ТипЗанятие
  1   2   3

Обобщения ППО Зограф М.Я.,

педагога дополнительного образования МБОУ ЦДТ «Паллада»
Толпышева С.Н.,

заместитель директора

МБОУ ЦДТ «Паллада»

Добрый день. Рады приветствовать вас на нашем интересном, познавательном, актуальном педагогическом мероприятии. Сегодня мы проанализируем и обобщим передовой педагогический опыт педагога дополнительного образования Зограф Марии Яковлевны.

В 2014- 2015 учебном году Мария Яковлевна представляла свой опыт на интернет-педсовете «Одаренные дети», на тему «Полиграфическая продукция – одна из форм в работе с одаренными детьми». Данная тема оказалась настолько актуальной и интересной, что собрала наибольшее количество отзывов.

"Кто не делится своими знаниями - подобен свету в кувшине"
  гласит амхарская пословица. Поэтому, пр
оанализировав имеющийся опыт Марии Яковлевны по работе с одаренными детьми, мы решили рассказать о нем, что бы педагоги постоянно находящиеся в творческом поиске, в поиске интересных форм работы с одаренными детьми, совершенствующие мастерство применили его в собственной работе.

В 2015-2016 учебном году через работу Базовой площадки школы № 1 «Развитие детской одарённости в условиях образовательной среды» Мария Яковлевна тоже представляла собственный опыта работы по выявлению и развитию детской одарённости. А так же провела открытое занятие по развитию детской одаренности посредствам изобразительной деятельности.

Тема обобщения так и называется «Развитию детской одаренности посредствам изобразительной деятельности».

 

Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни, - потратить жизнь на дело, которое переживет вас.



Уильям Джеймс

Слова Уильяма Джеймса, взятые мною за эпиграф, отражают специфику и сложность профессиональной деятельности педагога. Когда говорят о художественных способностях, то невольно мы думаем о некоей небольшой группе особенных людей, которых надо находить, отбирать, как-то специально развивать, и, может быть, превращать в профессионалов. Но я собираюсь говорить о другом. Речь пойдет о художественно-творческом развитии всех детей в системе дополнительного образования. Опыт Марии Яковлевны планомерный, складывался целенаправленно, постепенно формировался, «выращивался». Педагог уже 41 год работает над развитием художественных способностей у детей средствами изобразительной деятельности. Господствующий элитарно-олимпиадный подход к проблеме одаренности, связанный с попытками, с помощью специальных методик, как можно раньше выявить особо одарённых, выдернуть их из нормального процесса возрастного развития, делать на них какие-то ставки, - такой подход не для Марии Яковлевны. Художественно-творческое развитие доступно всем – в этом уверена и с этим девизом работает.

Квалифицированный педагог, чьими учителями являются А. Мелик Пашаев, Ю.Полуянов, Л, Выготский, Чистяков, Кардовский, В.Кандинский, К.И. Иттен. Д.Фридл, Принципы Волфдорской школы. Вот они ориентиры и ступени в педагогике искусства, которые основываются на позитивной Я - концепции одаренного ребенка Я - творец и позитивной Я - концепции педагога Я – творец.

На занятиях с художественно-эстетической точки зрения всё грамотно, и атмосфера занятий соответствующая, и очень скоро оказывается, что бездарных детей нет. Естественно, дети, ни при каких условиях не будут равны и одинаковы. Кто-то раскрывается быстрее, кто-то медленнее, кто-то реже, кто-то чаще творчески проявляет себя, но полноценный опыт художественного творчества на занятиях изобразительной деятельности у Марии Яковлевны получают все. И потом это оказывается нужно всем, вне зависимости от избранной профессии. Ведь дети для Марии Яковлевны – потенциальные художники, а не « готовые». В каждом из них педагог находит благоприятнейшие возрастные психологические предпосылки, на основании которых строится плодотворное художественное развитие. В одной старинной Книге хорошо сказано, что солнце должно всем посветить, и дождик должен на всех пролиться. Дело Марии Яковлевны – дать всем по максимуму. А дальше в каждом проявится потребность развивать именно то, что он принес с собой в жизнь.

Художественное развитие и художественное творчество у воспитанников Марии Яковлевны начинается не с развития специальных навыков, не с приобретения специальных знаний, не с развития особого зрения, слуха или двигательных способностей. Это всё по мере необходимости развивается потом.

Воспитание и развитие того особого отношения человека к миру, которое лежит в основе всех искусств. Пробудиться и активно развиваться оно может в детском возрасте. А дальше – накопление опыта. Мария Яковлевна очень хорошо видит важную особенность мироощущения ребенка, известную как детский анимизм (важнейшую «дохудожественную» предпосылку творчества – черту, роднящую детей и художников). Ребенок в гораздо большей степени, чем рациональный подросток или далекий от искусства взрослый, заинтересован в чувственных впечатлениях, эмоционально отзывчив на все, что воспринимается непосредственно, что составляет конкретное многообразие видимого, слышимого, осязаемого мира. Этим он близок к художнику.

Через пленэры Мария Яковлевна учит детей не отделять себя от окружающего мира. Чувствовать родство, единство с миром. Относиться ко всему, как к живому. Воспринимать себя как неотъемлемую частицу мира. Находить природу в себе, и себя в природе. Находить другого в себе, и себя в другом. Так учить могут только люди с богатым художественным и глубоко эмоциональным опытом. Выйдя на пленэр с детьми, Мария Яковлевна превращается в сгусток энергии, направленной на чувства и эмоции детей. Капли росы, в которых отражается солнце, необычные кристаллики льда, смятая травинка всё это предмет восхищения и необыкновенный опыт для детей – увидеть вокруг себя мир.

Мария Яковлевна умеет увидеть в ребенке ребенка, который в отличие от взрослого человека, ещё не отделил себя так жёстко от окружающего мира. Ещё нет: «это – я, а это - не я», «это меня касается, а это не касается». Тогда когда граница ещё не стала жёсткой и непрозрачной. Педагог учит детей видеть, слышать, осязать: все мокрое, шуршащее, звенящее, яркое, блестящее, всякое движение, которому он может уподобиться. А в обычном образовании это всё только мешает. С помощью таких моментов педагог хранит в ребенке художника. Ведь художественный образ зарождается, угадывается, создаётся благодаря чувственно воспринимаемой, единственной, «этой» выразительной форме. Как говорит Мария Яковлевна «чувственный, эмоциональный, эстетический опыт».

На занятиях Марии Яковлевны дети никогда не работают за пустыми столами, что бы только белый лист и карандаши. Тематические журналы, репродукции картин разных жанров, академическая живопись, портреты, фото и картины пейзажей знаменитых мастеров искусства,– всё это понятно ребенку без слов и нехотя, ненавязчиво наполняет его опыт. Одной из форм накопления и развития опыта и индивидуальности ребенка является придуманные Марией Яковлевной маленькие альбомчики. Когда у ребенка есть возможность в свободное время рисовать то, что он увидел или чувствует в данный момент. К сожалению, современные родители не просто не подхватили, не поддержали, не сумели, а не захотели поддержать педагога с его интересной формой работы с детьми в их изобразительной деятельности. Это боль педагога. Но, благодаря воспитателю ДОУ № 3 Ирине Ивановне Пономаревой, эта работа существует и её результаты вы могли видеть на открытом занятии, которое давала Мария Яковлевна в январе этого года.

Успех Марии Яковлевны в своей деятельности заключается в том, что она учитывает возрастную и педагогическую психологию своих воспитанников. Согласно Выготскому – в основе периодизации жизненного цикла человека лежит чередование стабильных периодов развития и кризисов. Кризисы трех, семи, 13, 17 лет. Учитывая зону ближайшего развития ребенка «область не созревших, но созревающих процессов», педагог понимает, что ребенок на данном уровне не может справиться сам, но способен решить проблему с помощью взрослого лишь в ходе их совместной деятельности. Деятельности, ведушей к первому проявлению и накоплению опыта, который со временем они научатся проявлять и выражать, а пока: "важно почувствовать мир идей ребёнка и в этот мир входить тактично, трепетно, смело и уверенно настойчиво с вечным сомнением в собственной душе входить что бы" не заполнить его а зажечь" через свой собственный разрыв в душе. Сопереживать вместе с ним, быть способным к выражению собственной эмпатии, эмпатии понимания чувства, эмоции ребёнка и смело предоставить ему свободу двигаться по своему пути.

А на этом пути его встречает множество удивительного и увлекательного. Одно из них – хайку.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница