Занятие номер Курс Тема Дата 31 Экспериментальная физика Свет. Лучи света



Скачать 31.91 Kb.
Pdf просмотр
Дата28.07.2018
Размер31.91 Kb.
ТипЗанятие


Нижегородская лаборатория “2х2” тел. 2-838-848 www.nn2x2.ru
Занятие номер
Курс
Тема
Дата
31
Экспериментальная физика
Свет. Лучи света. 30.04.2017
Свет. Лучи света.
В нашей Вселенной свет движется быстрее всего. В безвоздушном пространстве он распространяется с необычайной скоростью – 300 000 км/с. Но каким образом свет совершает свои перемещения от источника света к освещаемому объекту? Может ли луч света осветить все стороны предмета? Что такое тень и почему она может менять форму? Сегодня мы познакомимся со свойствами света, поймем, как он распространяется, какие препятствия могут остановить свет, а какие он способен преодолевать.
1) Прямолинейный маршрут.
В двух листах картона сделать по маленькому отверстию. Установить и закрепить картонки вертикально на столе так, чтобы отверстия находились на одном уровне. Перед первой картонкой на стопку книг положить фонарик так, чтобы свет фонарика попадал на отверстие первой картонки. Встать с противоположной стороны так, чтобы глаза были на уровне отверстия второй картонки. Заметить, виден ли через отверстия свет фонарика. Затем сместить одну из картонок так, чтобы отверстия не лежали на одной линии с глазом и фонариком.
Что произошло?

Сначала свет через отверстия виден, после смещения картонки – не виден.

Сначала свет через отверстия не виден, после смещения картонки – виден.

В обоих случаях свет фонарика виден через отверстия

В обих случаях свет фонарика через отверстия не виден.
Почему это произошло?
2) Осветим весь шар земной.
Направить луч фонаря или проектора на глобус (вместо глобуса можно использовать мяч). Поворачивать глобус в луче света разными сторонами.
Что произошло?

Глобус хорошо освещен со всех сторон при любых поворотах.

В зависисмости от поворота глобус освещен то больше, то меньше.

Независимо от поворота всегда освещена только та часть глобуса, на которую падает свет, а обратная сторона не освещена.
Почему это произошло?


Нижегородская лаборатория “2х2” тел. 2-838-848 www.nn2x2.ru
Свет распространяется по прямой линии. Если перед лучом света воникает препятствие, то луч освещает только его переднюю часть, а за препятствием образуется тень.

3) Можно ли остановить свет?
а) Вырезать из черного картона фигурку и прикрепить ее скотчем к палочке.
Поместить фигурку между стеной и источником света. Попеременно приближать фигурку то к свету, то к стене.
Что произошло?

Чем ближе фигурка в фонарю, тем меньше ее тень на стене.

Чем ближе фигурка в фонарю, тем больше ее тень на стене.

Размер тени фигурки не зависит от расстояния до фонаря.
Почему это произошло? б) Теперь осветить фигурку большим источником света или двумя источниками света, находящимися на расстоянии друг от друга.
Что произошло?

Тень от фигурки более светлая в центре и более темная по краям.

Тень от фигурки более темная в центре и более светлая по краям.

Четкость тени не зависит от размера и количества источников света.
Почему это произошло?
При освещении предметов за ними образуются тени и полутени. Размер и интенсивность теней и полутеней зависят от размеров, количества, интенсивности источников света и от их расстояния до освещаемых предметов.


Нижегородская лаборатория “2х2” тел. 2-838-848 www.nn2x2.ru

4) В какую сторону крутится шестеренка?
Вырезать из картона шестеренку (или звездочку). Закрепить ее на спице или на торце карандаша.
Установить на столе два фонаря на небольшом расстоянии друг от друга. Поместить шестеренку между фонарями и стеной параллельно стене и покрутить шестеренку по часовой стрелке. Заметить, в каком направлении вращаются тени шестеренки. Затем расположить шестеренку перпендикулярно стене (как на рисунке) и снова покрутить ее по часовой стрелке.
Что произошло?

В первом случае тени шестеренки вращаются по часовой стрелке, во втором – против часовой стрелки.

В первом случае тени шестеренки вращаются против часовой стрелки, во втором – по часовой стрелке.

В обоих случаях тени вращаются по часовой стрелке.

В первом случае тени шестеренки вращаются по часовой стрелке, во втором – одна тень вращается по часовой стрелке, другая против часовой стрелки.
Почему это произошло?
5) Все ли предметы отбрасывают тень?
Предметы из разных материалов (например, книгу, чашку, стакан с водой, стекло, кальку, кусок тонкой ткани и т. д.) поочередно освещать фонарем на фоне стены.
Что произошло?

Тени всех предметов одинаково темные, отличаются только формой.

У некоторых предметов тени темные, у некоторых теней почти нет.

Ни один из предметов не образует тени.


Нижегородская лаборатория “2х2” тел. 2-838-848 www.nn2x2.ru
Почему это произошло?

6) Эффект прозрачности.
Капнуть на лист бумаги 1-2 капли масла. Поместить лист между фонариком и стеной. Снчала осветить фонариком чистую часть листа, затем часть с масляным пятном.
Что произошло?

Масляное пятно образует более темную тень, чем чистый лист.

Масляное пятно образует светлое пятно на стене.

Тени от чистого листа и от масляного пятна одинаковы.
Почему это произошло?


7) Исчезнувшая тень.
Поместить зажженную свечу между включенным фонариком и стеной.
Что произошло?

На стене образовалась тень зажженной свечи.

На стене нет тени свечи.

На стене есть тень свечи, ее фитиля, но нет тени пламени.
Почему это произошло?





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница