Заместитель председателя



страница1/2
Дата10.05.2018
Размер0.53 Mb.
  1   2

Государственный Комитет Российской Федерации
по высшему образованию
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель председателя
Госкомвуза России
14.04.1994 г.

Госкомвуза России


ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
к обязательному минимуму содержания
и уровню подготовки бакалавра
по направлению
553300 - Прикладная механика
( второй уровень высшего профессионального образования )

Москва
1994 г.


1. Общая характеристика направления 553300 - Прикладная
механика.
1.1. Направление утверждено приказом Комитета по высшему
образованию от 30.10.92 N 657.
1.2. Нормативная длительность обучения по направлению при
очной форме обучения - 4 года. Квалификационная академическая
степень - "Бакалавр".
1.3. Характеристика сферы и объектов профессиональной де-
ятельности выпускника.
1.3.1. Место направления в области техники.
Прикладная механика - область науки и техники, которая
включает совокупность средств, способов и методов человеческой
деятельности, направленных на создание и применение новой тех-
ники, машин, конструкций, сооружений, приборов, технических
систем и технологий новых материалов.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности бакалавра по нап-
равлению 553300 - "Прикладная механика" являются естественные
и искусственные объекты, машины, конструкции и сооружения,
требующие для своего изучения разработки и применения матема-
тических моделей, основанных на законах механики.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Бакалавр по направлению 553300 - "Прикладная механика" в
соответствии с фундаментальной, общепрофессиональной и специ-
альной подготовкой может выполнять следующие виды профессио-
нальной деятельности:
- расчетно-исследовательская;
- вычислительно-исследовательская;
- экспериментально-исследовательская;
- производственно-управленческая.
1.3.4. Возможности профессиональной адаптации.
Бакалавр по направлению 553300 - "Прикладная механика"
может адаптироваться к следующим видам профессиональной дея-
тельности:
- эксплуатация наукоемкой техники;
- использование вычислительной техники, оргтехники и
- персональных компьютеров;
- инженерный менеджмент.
Бакалавр может в установленном порядке работать в образо-
вательных учреждениях.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к обучению в магистратуре по направ-
лениям:
510200 - Прикладная математика и информатика,
510300 - Механика,
511300 - Механика, прикладная математика,
553300 - Прикладная механика,
и к освоению профессиональных образовательных программ:
010200 - Прикладная математика,
010300 - Прикладная математика и физика,
010500 - Механика,
071100 - Динамика и прочность машин,
071300 - Гидроаэродинамика,
071800 - Мехатроника
и инженерным специальностям в области механики.
Бакалавр подготовлен к обучению в магистратуре по специ-
альностям ВАК и специализациям, установленным Советом вуза.
2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершив-
ших обучение по программе направления 553300 - "Прикладная
механика".
2.1. Общие требования к образованности бакалавра.
Бакалавр отвечает следующим требованиям:
- знаком с основными учениями в области гуманитарных и со-
циально-экономических наук, способен научно анализировать со-
циально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать мето-
ды этих наук в различных видах профессиональной и социальной
деятельности;
- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение
человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учиты-
вать их при разработке экологических и социальных проектов;
- имеет целостное представление о процессах и явлениях,
происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности
современных научных методов познания природы и владеет ими на
уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнона-
учное содержание и возникающих при выполнении профессиональных
функций;
- способен продолжить обучение и вести профессиональную де-
ятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реали-
зацию в полном объеме через 10 лет);
- имеет научное представление о здоровом образе жизни, вла-
деет умениями и навыками физического самосовершенствования;
- владеет культурой мышления, знает его общие законы, спо-
собен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить
его результаты;
- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет
компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактиро-
вания) информации, применяемыми в сфере его профессиональной
деятельности;
- владеет знаниями основ производственных отношений и прин-
ципами управления с учетом технических, финансовых и челове-
ческих факторов;
- умеет использовать методы решения задач на определение
оптимальных соотношений параметров различных систем;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся соци-
альной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих
возможностей, умеет приобретать новые знания, используя совре-
менные информационные образовательные технологии;
- понимает сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкрет-
ную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной
системе знаний;
- способен к проектной деятельности в профессиональной сфе-
ре на основе системного подхода, умеет строить и использовать
модели для описания и прогнозирования различных явлений, осу-
ществлять их качественный и количественный анализ;
- способен поставить цель и сформулировать задачи, связан-
ные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать
для их решения методы изученных им наук;
- готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе,
знаком с методами управления, умеет организовать работу испол-
нителей, находить и принимать управленческие решения в услови-
ях различных мнений, знает основы педагогической деятельности;
- методически и психологически готов к изменению вида и ха-
рактера своей профессиональной деятельности, работе над меж-
дисциплинарными проектами.
2.2. Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин.
2.2.1. Требования по циклу общих гуманитарных и социаль-
но-экономических дисциплин.
Бакалавр должен:
в области философии, психологии, истории, культурологии,
педагогики:
- иметь представление о научных, философских и религиозных
картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни чело-
века, о многообразии форм человеческого знания, соотношении
истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррацио-
нального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функ-
ционирования знания в современном обществе, об эстетических
ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни,
уметь ориентироваться в них;
- понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение
науки и техники и связанные с ними современные социальные и
этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исто-
рических типов, знать структуру, формы и методы научного поз-
нания, их эволюцию;
- быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития
гуманитарного и социально-экономического знания, основными на-
учными школами, направлениями, концепциями, источниками гума-
нитарного знания и приемами работы с ними;
- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, би-
ологического и социального начал в человеке, отношения челове-
ка к природе и возникших в современную эпоху технического раз-
вития противоречий и кризиса существования человека в природе;
- знать условия формирования личности, ее свободы, ответс-
твенности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать
роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении,
нравственных обязанностей человека по отношению к другим и са-
мому себе;
- иметь представление о сущности сознания, его взаимотноше-
нии с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведе-
нии, общении и деятельности людей, формировании личности;
- понимать природу психики, знать основные психические
функции и их физиологические механизмы, соотношение природных
и социальных факторов в становлении психики, понимать значение
воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных
механизмов в поведении человека;
- уметь дать психологическую характеристику личности (ее
темперамента, способностей), интерпретацию собственного психи-
ческого состояния, владеть простейшими приемами психической
саморегуляции;
- понимать соотношение наследственности и социальной среды,
роли и значения национальных и культурно-исторических факторов
в образовании и воспитании;
- знать формы, средства и методы педагогической деятельнос-
ти;
- владеть элементарными навыками анализа учебно-воспита-
тельных ситуаций, определения и решения педагогических задач;
- понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в
человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах
приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных
ценностей культуры;
- знать формы и типы культур, основные культурно-историчес-
кие центры и регионы мира, закономерности их функционирования
и развития, знать историю культуры России, ее место в системе
мировой культуры и цивилизации;
- уметь оценивать достижения культуры на основе знания ис-
торического контекста их создания, быть способным к диалогу
как способу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт
освоения культуры (республики, края, области);
- иметь научное представление об основных эпохах в истории
человечества и их хронологии;
- знать основные исторические факты, даты, события и имена
исторических деятелей;
- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам,
касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
в области социологии, экономики, политологии и права:
- иметь научное представление о социологическом подходе к
личности, основных закономерностях и формах регуляции социаль-
ного поведения, о природе возникновения социальных общностей и
социальных групп, видах и исходах социальных процессов;
- знать типологию, основные источники возникновения и раз-
вития массовых социальных движений, формы социальных взаимо-
действий, факторы социального развития, типы и структуры соци-
альных организаций и уметь их анализировать;
- владеть основами социологического анализа;
- знать основы экономической теории;
- понимать необходимость макропропорций и их особенностей,
ситуации на макроэкономическом уровне, существо фискальной и
денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики;
- уметь анализировать в общих чертах основные экономические
события в своей стране и за ее пределами, находить и использо-
вать информацию, необходимую для ориентирования в основных те-
кущих проблемах экономики;
- иметь представление о сущности власти и политической жиз-
ни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики,
понимать значение и роль политических систем и политических
режимов в жизни общества, о процессах международной политичес-
кой жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в
России, ее месте и статусе в современном политическом мире;
- знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксио-
логические и инструментальные компоненты политологического
знания, понимать их роль и функции в подготовке и обосновании
политических решений, в обеспечении личностного вклада в об-
щественно-политическую жизнь;
- знать права и свободы человека и гражданина, уметь их ре-
ализовывать в различных сферах жизнедеятельности;
- знать основы российской правовой системы и законодатель-
ства, организации и функционирования судебных и иных правопри-
менительных и правоохранительных органов, правовые и нравс-
твенно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;
- уметь использовать и составлять нормативные и правовые
документы относящиеся к будущей профессиональной деятельности,
предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных
прав;
в области физической культуры:
- понимать роль физической культуры в развитии человека и
подготовке специалиста;
- знать основы физической культуры и здорового образа жиз-
ни;
- владеть системой практических умений и навыков, обеспечи-
вающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенс-
твование психофизических способностей и качеств, самоопределе-
ние в физической культуре;
- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной де-
ятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;
в области филологии:
- свободно владеть государственным языком Российской Феде-
рации - русским языком;
- знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности
профессиональную лексику;
- владеть лексическим минимумом одного из иностранных язы-
ков (1200-2000 лексических единиц, то есть слов и словосочета-
ний, обладающих наибольшей частотностью и семантической цен-
ностью) и грамматическим минимумом, включающим грамматические
структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам
общения;
- уметь вести на иностранном языке беседу-диалог общего ха-
рактера, пользоваться правилами речевого этикета, читать лите-
ратуру по специальности без словаря с целью поиска информации,
переводить тексты со словарем, составлять аннотации, рефераты
и деловые письма на иностранном языке.
2.2.2. Требования по циклу математических и общих естест-
веннонаучных дисциплин.
Бакалавр должен:
в области математики, математической физики и информатики
иметь представление:
- о математике как особом способе познания мира, общности
ее понятий и представлений;
- о математическом моделировании;
- об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;
знать и уметь использовать:
- основные понятия и методы математического анализа, анали-
тической геометрии, линейной алгебры, теории функций комплекс-
ного переменного, операционного исчисления, теории вероятности
и математической статистики, дискретной математики;
- математические модели простейших систем и процессов в ес-
тествознании и технике;
- вероятностные модели для конкретных процессов и проводить
необходимые расчеты в рамках построенной модели;
- базовые понятия информатики и вычислительной техники,
предмет и основные методы информатики, закономерности протека-
ния информационных процессов в искуственных системах, принципы
работы технических и программных средств;
иметь опыт:
- употребления математической символики для выражения коли-
чественных и качественных отношений объектов;
- исследования моделей с учетом их иерархической структуры
и оценкой пределов применимости полученных результатов;
- использования основных приемов обработки эксперименталь-
ных данных;
- аналитического и численного решения алгебраических урав-
нений;
- исследования, аналитического и численного решения обыкно-
венных дифференциальных уравнений;
- аналитического и численного решения основных уравнений
математической физики;
- программирования и использования возможностей вычисли-
тельной техники и программного обеспечения и методов проекти-
рования в области информатики и вычислительной техники;
в области физики, химии и экологии
иметь представление:
- о Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволюции;
- о фундаментальном единстве естественных наук, незавершен-
ности естествознания и возможности его дальнейшего развития;
- о дискретности и непрерывности в природе;
- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядочен-
ности строения объектов, переходах в неупорядоченное состояние
и наоборот;
- о динамических и статистических закономерностях в приро-
де;
- о вероятности как объективной характеристике природных
систем;
- об измерениях и их специфичности в различных разделах ес-
тествознания;
- о фундаментальных константах естествознания;
- о принципах симметрии и законах сохранения;
- о соотношениях эмпирического и теоретического в познании;
- о состояниях в природе и их изменениях со временем;
- об индивидуальном и коллективном поведении объектов в
природе;
- о времени в естествознании;
- об основных химических системах и процессах;
- о взаимосвязи между свойствами химической системы, приро-
дой веществ и их реакционной способностью;
- о методах химической идентификации и определения веществ;
- об особенностях биологической формы организации материи,
принципах воспроизводства и развития живых систем;
- о биосфере и направлении ее эволюции;
- о целостности и гомеостазе живых систем;
- о взаимодействии организма и среды, сообществе организ-
мов, экосистемах;
- об экологических принципах охраны природы и рациональном
природопользовании, перспективах создания не разрушающих при-
роду технологий;
- о новейших открытиях естествознания, перспективах их ис-
пользования для построения технических устройств;
- о физическом, химическом и биологическом моделировании;
- о последствиях своей профессиональной деятельности с точ-
ки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека;
знать и уметь использовать:
- основные понятия, законы и модели механики, электричества
и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, статистичес-
кой физики и термодинамики, химических систем, химической тер-
модинамики и кинетики, реакционной способности веществ, хими-
ческой идентификации, экологии;
- методы теоретического и экспериментального исследования в
физике, химии, экологии;
уметь оценивать численные порядки величин, характерных
для различных разделов естествознания.
в области механических дисциплин
иметь представление:
- о взаимодействиях в природе и технике, способах их мате-
матического описания и типов их проявления;
- о структуре и подходах к построению основных механических
теорий;
- о типах процессов, изучаемых в механике;
- о микро- и макромеханике;
- о концепции устойчивости и неустойчивости в природе и
технике;
знать и уметь использовать:
- системы отсчета и системы координат;
- векторы в трехмерном пространстве, тензоры второго ранга;
- кинематику точки и абсолютно твердого тела;
- кинетическую энергию, количество движения, кинетический
момент;
- геометрию масс, тензор инерции абсолютно твердого тела;
- воздействия: силы и моменты;
- первый фундаментальный закон динамики, законы Ньютона;
- динамику материальной точки;
- второй фундаментальный закон динамики;
- уравнения Лагранжа;
- уравнения Гамильтона;
- классификацию, свойства, математические модели дискретных
и непрерывных колебательных систем;
- методы качественного и численного анализа колебательных
процессов;
- вопросы оптимизации и принципы управления колебаниями;
- особенности линейных и нелинейных колебаний;
- методы идентификации колебательных систем;
- методы исследования устойчивости линейных и нелинейных
систем;
- сведения из тензорной алгебры и анализа;
- способы изучения движений деформируемых тел;
- тензоры деформации, тензор скоростей деформации, условия
сплошности, тензор напряжений;
- законы сохранения массы, импульса и момента импульса, за-
коны сохранения энергии и баланса энтропии;
- постановки задач в механике деформируемых сред;
- определяющие уравнения, обобщенный закон Гука;
- законы термодинамики для описания процессов деформирова-
ния упругих тел, соотношения Дюамеля - Неймана;
- полнyю систему уравнений и условия трехмерной задачи тео-
рии упругости.
2.2.3. Требования по циклу общепрофессиональных дисцип-
лин.
Бакалавр должен:
иметь представление:
- об основных проблемах механики, связанных с созданием но-
вой техники;
- о современном состоянии и тенденциях развития техники и
технологий;
- о численных методах исследований и возможностях существу-
ющей выычислительной техники;
- о методах экспериментальных исследований и возможностях
существующей измерительной техники;
- о возникновении и существовании колебательных процессов,
включая резонансные режимы в сложных системах;
- о тенденциях развития архитектур ЭВМ, систем, комплексов
и сетей, о направлениях развития системных программных
средств;
- об использовании пакетов прикладных программ и библиотек
при программировании, о современных алгоритмических языках, их
области применения и особенностях;
- об использовании основных положений теории управления в
различных областях науки и техники;
- о методах качественного и количественного анализа особо
опасных, опасных и вредных антропогенных факторов;
- о научных и организационных основах мер ликвидации пос-
ледствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрез-
вычайных ситуаций;
знать и уметь использовать:
- основы инженерной графики и машиноведения;
- методы раскрытия статической неопределимости стержне-
вых систем;
- методы расчета на прочность при сложном сопротивлении;
- методы расчета на прочность при напряжениях, циклически
изменяющихся во времени;
- методы экспериментальных исследований материалов;
- фундаментальные положения электротехники, важнейшие
свойства и характеристики электрических цепей;
- датчики виброперемещений, датчики виброускорений, тензо-
метры сопротивления, вибростенды;
- основные методы механики жидкости и газа, кинематику и
общие теоремы динамики жидкости и газа;
- основные уравнения и теоремы динамики идеального газа;
- основные уравнения и теоремы теории упругости;
- вариационные принципы в теории упругости;
- основные определения и условия пластичности, теорию малых
упруго-пластических деформаций, теорию пластического течения;
- основные задачи динамики машин, расчетные схемы и матема-
тические модели рабочих режимов;
- методы и способы вычислительного эксперимента;
- современные численные методы решения задач механики ( ко-
нечных разностей, конечных элементов), пакеты прикладных прог-
рамм;
- метод конечных элементов для решения разнообразных задач
механики;
- этапы производства программного продукта, методы и средс-
тва тестирования программ;
- программные средства компьютерной графики и графического
диалога, современные системные программные средства;
- методы идентификации и способы управления рабочими режи-
мами;
- методы виброизмерений и виброзащиты машин и аппаратов;
- методы оценки надежности машин, конструкций и сооружений,
находящихся в экстремальных условиях и работающих в форсиро-
ванных режимах.
2.2.4. Требования по циклам специальных дисциплин.
Бакалавр должен:
- понимать основные научно-технические проблемы и перспек-
тивы развития областей техники, соответствующих специальной
подготовке, их взаимосвязь со смежными областями;
- знать основные объекты, явления и процессы, связанные с
конкретной областью специальной подготовки, и уметь использо-
вать методы их научного исследования;
- уметь сформулировать основные технико-экономические тре-
бования к изучаемым объектам и знать существующие научнотехни-
ческие средства их реализации.
Конкретные требования к специальной подготовке бакалавра
устанавливаются высшим учебным заведением, исходя из содержа-
ния цикла специальных дисциплин.
3. Обязательный минимум содержания образовательной прог-
раммы по направлению 553300 - Прикладная механика
њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ
Индекс Наименование дисциплин и их основные Всего часов
Каталог: archivegosvpo -> downloads
downloads -> Заместитель Министра образования
downloads -> Заместитель Министра образования
downloads -> При очной форме обучения 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению
downloads -> Заместитель Министра
downloads -> Заместитель Министра образования
downloads -> Заместитель Министра образования
downloads -> В. Д. Шадриков " 15 " 01 1995 г
downloads -> А. Г. Асмолов В. М. Жураковский
downloads -> Заместитель Министра


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница