Законы Пифагора



Скачать 416.79 Kb.
страница1/5
Дата02.01.2018
Размер416.79 Kb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5

Библиотека Хогвартса Римуса http://avada-kedavra.ru

Законы Пифагора


(Печатается по изданиям:

«Пифагоровы законы, и нравственные правила» Перевод с франц. В. Соликова. СПб, 1808.

«Афоризмы Эпиктета». Перевод с греч. И прим. В. Алексеева. СПб, 1891.

«Основание стоицизма». Перевод с греч. и прим. В, Алексеева. СПб, 1888.)

ПРЕДИСЛОВИЕ
Пифагор
Пифагор Самосский (ок. 580—500 гг. до Р. X.) — греческий философ-иде­алист, математик, астроном, оратор и прорицатель — родился на гре­ческом острове Самос. Родите­лями его были Мнемарх (Мнесарх) и Пифаида, но жители острова были убеждены в божественном проис­хождении философа, приписывая от­цовство Аполлону, а род Пифагора — потомству Зевса. Буквально имя Пи­фагора переводится как «тот, о кото­ром объявила Пифия». По мнению Ямвлиха (греческий философ III века по Р. X., автор трактата «Жизнь Пи­фагора»), Мнемарху Дельфийским оракулом жрицей-прорицательни­цей Пифией было предсказано, что у него родится дитя, «которое будет вы­деляться среди всех когда-либо жив­ших красотой и мудростью, и прине­сет человеческому роду величайшую помощь на все времена». После рож­дения ребенка отец воздвиг величе­ственное святилище Аполлону и на­нял для сына лучших воспитателей. С ранних лет Пифагора местные жите­ли начали замечать в нем признаки особого ума и раннюю мудрость, от­чего и возникла молва о его боже­ственном происхождении.

В восемнадцать лет Пифагор тайно покидает дом и отправляется в Си­рию постигать тайные знания у фи­никийских жрецов, а затем в Египет, к лучшим в те времена жрецам и про­рицателям. Двадцать два года (по дру­гим источникам — 13 лет) провел Пифагор в Египте, изучая астроно­мию, геометрию и мистические таин­ства, пока персидский царь Камбис II не завоевал Египет. Пифагор в числе прочих пленных был увезен в Вавилон в качестве раба. Там он продолжил свои поиски знаний, изучая науку о числах, музыку и многие другие предметы. Приблизительно в 50 лет Пи­фагор возвращается на остров Самос. Слава о великом философе разнеслась по всей Элладе, и сотни людей начали приезжать на остров для того, чтобы увидеть и пообщаться с мудрецом. Это тяготило Пифагора. К тому же он был вынужден много времени уде­лять общественной работе. Поэтому, приблизительно в 530-м году до Р. X., Пифагор принимает решение поки­нуть остров и переехать в итальянс­кий город Кротон.

По прибытии в Италию Пифагор узнает, что многие города находятся в рабстве друг у друга. Мудрыми со­ветами он вернул свободу, установил законы, устранил смуту и разногласия и примирил знать. Любимым прави­лом Пифагора было: «Любым спосо­бом следует избегать и отсекать ог­нем, железом и всеми другими сред­ствами от тела болезнь, от души — не­вежество, от желудка — излишество, от города — смуту, от дома — разно­мыслие, от всего в целом — неумерен­ность». Пифагор был строгим вегета­рианцем. Авторитет мыслителя был необычайно высок, власть над людь­ми почти безгранична: его считали по­лубогом. Порфирий рассказывает, что после одной зажигательной речи Пи­фагора две тысячи кротонских граж­дан отреклись от обычной жизни, от права собственности и соединились в общину.

В Кротоне Пифагор создает этико-религиозное общество, целью которо­го было нравственное обновление и очищение религиозных воззрений. В общину входили как мужчины, так и женщины. Всего около 600 человек. Кротонская школа имела многочис­ленные филиалы по всему итальянс­кому побережью, и ее выпускники проникали в высшие органы власти городов, неся пифагорейские идеалы порядка и гармонии в общественную жизнь и государственное управление.

В Кротоне и близлежащих городах Пифагор поставил правителей, разде­ляющих его взгляды. Поверх полити­ческой власти был создан Совет Трех­сот — научный, политический и ре­лигиозный орден, регулирующий всю общественную и государственную жизнь. Во главе Совета Трехсот стоял сам Пифагор. Результаты не замедли­ли сказаться: смягчились нравы, под­нялся материальный уровень горо­жан, прекратились грабежи и войны...

«Эра» гармонии и счастья продол­жалась около 30 лет, но дальше слу­чилось нечто необъяснимое. Народ буквально взвыл от порядка и, под­стрекаемый оставшимися не у дел по­литиками, военными, торговцами и жрецами, разгромил и сжег пифаго­рейскую школу и все ее филиалы, пе­ребив преподавателей и учеников. Случайно уцелели только двое — Филолай и Аизис. От них-то мы и знаем всю печальную историю взлета и па­дения первой попытки осчастливить человечество — построить рай на Земле. С тех пор пифагорейцы жесто­ко преследовались и уничтожались.

Судьба была благосклонна к Пифа­гору и увела его в царство теней за несколько лет до катастрофы. Вели­кий реформатор умер в счастливом убеждении, что выполнил свою вели­кую задачу и наставил человечество на путь истинный...

Пифагору приписывают сочинения по геометрии (теорема Пифагора), теории чисел, астрономии, определе­ние основных музыкальных интерва­лов.

Пифагор считал, что все в мире оп­ределяется числами или соотношени­ями чисел. Эти наблюдения были свя­заны в том числе и с музыкой. Реша­ющую роль сыграло открытие, что если длины струн в музыкальном ин­струменте относятся друг к другу как 1:2, 2:3, 3:4, то получающиеся музы­кальные интервалы будут соответ­ствовать тому, что мы теперь называ­ем октавой, квинтой или квартой. Это открытие послужило импульсом к поискам аналогичных соотношений и в других областях, например, в гео­метрии и астрономии.

Астрономические наблюдения убе­дили его в том, что небесные явления, с которыми связаны все главнейшие

изменения земной жизни, наступают с математической правильностью, повторяясь точно определенными циклами. Пифагор считал, что небес­ные тела подчиняются аналогичным законам музыки — концепция «гар­монии сфер». «Гармония сфер» Пи­фагора — не что иное, как зародыш квантовой теории строения материи.

Пифагор впервые назвал Вселенную Космосом (строем, зданием) и развил учение о Космосе как о закономерном, стройном целом, подчиненном зако­нам гармонии и числа. Согласно древ­ним источникам, впервые идея о ша­рообразности Земли была высказана Пифагором и потом в письменном виде сформулирована Парменидом.

Что касается его исследований в области оптики, то он считал, что объекты становятся видимыми благо­даря «выстреливаемым» ими крохот­ным частицам, попадающим в глаз человека. Потрясающее предвидение Пифагора вспоминали на всех этапах создания корпускулярной теории. Зная законы отражения, развивал гео­метрические методы построения мнимых изображений плоскими и кривыми зеркалами, основанные на прослеживании отраженных лучей и их продолжений за зеркало.

Пифагор серьезно занимался астро­логией. В течение более чем 30-летних странствий Пифагор имел полную возможность глубоко изучить опыт трех важнейших древних школ аст­рологии: ассиро-вавилонской, египет­ской и зороастрийской (авестийс­кой), и осуществить синтез их учений.

философия Пифагора представляет попытку свести все явления к число­вым отношениям и рассматривать числа как непреходящую сущность вещей (как все числа составлены из чета и нечета, так и все вещи соеди­няют в себе противоположности, из которых основные — «предел» и «бес­предельное»). В то же время каждая вещь рассматривалась как примире­ние противоположностей — «гармо­ния».

С именем Пифагора связана леген­да о первом доказательстве теоремы, носящей его имя. Вавилонянам еще за тысячелетия до Пифагора были известны свойства прямоугольных треугольников, но таблички времен Хаммурапи содержали только табли­цы «троек», названных впоследствии «пифагоровыми» (численные значе­ния сторон в прямоугольном треу­гольнике). Пифагор мог узнать об этих законах во время своих путеше­ствий и попытался их логически обо­сновать, что привело к первым дока­зательствам теоремы Пифагора, то есть к созданию метода расчета.

По словам Гераклита, он был ученее всех своих современников, был пер­вым настоящим философом, т.е. уче­ным-универсалом.

Пифагорейцы признавали бессмер­тие душ и их постепенное очищение посредством переселения. Принима­ли шарообразность Земли и ее движе­ние вокруг центрального огня, источ­ника света и тепла. Существуют леген­ды об открытии пифагорейцами не­соизмеримых отрезков, что привело в конечном итоге к разработке новой научной дисциплины — геометричес­кой алгебры. Также ими был разра­ботан метод математической дедук­ции.


Эпиктет
0б Эпиктете мы знаем очень не­много. Из тех кратких и сбивчивых сведений, которые встречаются о нем у Гелия, Арриана, Светония, Диона Хризостома, Евсебия, Оригена, Свида и др., можно предположить, что он родился около половины I столетия по Р.Х. Его родиной был, вероятно, город Гераклея, во Фригии. Ни имя отца, ни матери его не известно, но что он не принадлежал к классу свободнорожденных, можно заключить из того, что первые годы своей жизни он провел рабом фаворита Нерона, Епафродита.

Пораженный светлым умом и независимостью убеждений своего слуги, Епафродит дал ему свободу. Благодаря своим учителям, известному стоику Музонию Руфу и Евфрату, о котором Эпиктет отзывается как о даровитом ораторе, он сделался ревност­ным последователем их учения.

В 94 г. Эпиктет вынужден был по­кинуть Рим вследствие указа импера­тора Домициана, запрещавшего фи­лософам пребывание в столице и пре­делах Италии, и отправился в Грецию, в город Никополь, находившейся в одной из северных ее областей — Епире. В Никополе, по словам Арриана, Эпиктет, следуя примеру Сократа, учил публично. Впослед­ствии философ, по всей вероятности, вернулся в Рим, если верить истори­ку Элию Спартиану, который говорит о близких отношениях Эпиктета к императору Гадриану.

Эпиктет жил и умер, как истинный философ, в нищете. Дом, в котором он жил в Риме, никогда не запирался. Все убранство его комнаты составляли набитая соломой постель, деревянная скамейка, заменявшая одеяло рогожа и глиняная лампа, проданная впослед­ствии как драгоценность, за три ты­сячи драхм (около 750 р.). Эпиктет никогда не был женат. В старости он сошелся с одной женщиной, и то для того только, чтобы с ее помощью вос­питать сына одного из своих друзей, не имевшего средств дать своему ре­бенку приличное воспитание.

Как человек Эпиктет отличался ду­шевной чистотой и благородством. Как оратор, он, по словам Арриана,

совершенно очаровывал и увлекал слушателей своею искренней и стра­стно-задушевной речью. Жизнь Эпиктета богата анекдотами, доказы­вающими его остроумие и железную волю: в его уродливом и хилом теле жила высокая и твердая душа. Один из анекдотов лучше всего показывает силу его воли. Однажды Епафродит ударил Эпиктета в сердцах по ноге. «Ты можешь сломать мне ногу», — за­метил философ. Тогда Епафродит уда­рил своего раба так сильно, что кость действительно переломилась. «Разве я не говорил тебе, что ты можешь сло­мать мне ногу», — также равнодуш­но заметил ему Эпиктет. С тех пор он остался хромым на всю жизнь. Год смерти Эпиктета неизвестен. Гово­рят, он велел написать у себя на мо­гиле следующую эпитафию: «Я, Эпик­тет, был рабом, калекой, бедным, как Ир; но боги считали меня своим дру­гом».

Лично он из скромности не писал ничего. Сохранившиеся, частью в от­рывках, два сочинения, носящие его имя, написаны преданнейшим из его учеников — Аррианом, но заключа­ющиеся в них мысли принадлежат Эпиктету. Способ изложения в них прост и ясен, в отличие от других со­чинений подобного характера. «Афо­ризмы» Эпиктета сохранены нам в сочинениях Марка Аврелия, Макси­ма Тирского и, в особенности, в «Цветнике» Иоанна Стобейского, греческого писателя V века по Р. X. Но большинство их утеряно.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница