Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»



Скачать 153.53 Kb.
страница1/7
Дата16.02.2018
Размер153.53 Kb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7

Экспертная комиссия по вопросам нравственности социальной информации, как потенциальный механизм реализации закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Дворко С.Б. МОО «НССИ»

В настоящее время всё в большей и большей степени мы сталкиваемся с информацией, которая обижает нас, задевает и просто скажем, портит нам настроение. Какова она? Вопрос и простой и сложный. Ведь мы понимаем, что вся информация, которая обрушивается на нас сегодня, происходит из разных источников.

Мы видим рекламу по телевизору, на щитах, на упаковке товаров. Открывая журнал или газету, мы читаем статьи, рассматриваем фотографии. Включая телевизор, слушаем новости, смотрим кинофильмы и телевизионные передачи. Раскрывая книгу, мы погружаемся в текст и события, которые нам предлагает автор. Включая мобильный телефон, получаем сообщения, изображения и музыку. Входя в сеть Интернет, видим изображения, читаем тексты. Проверяя уроки наших детей, изучаем учебники. Информация окружает современного человека со всех сторон.

Можем ли мы сегодня сказать, что этот поток информации безопасен? Конечно, нет, ведь мы точно знаем, что на территории РФ она не безопасна! Иначе бы мы не задавались подобными вопросами. Можем ли мы уточнить, кто те люди, которые должны были обеспечить её безопасность в соответствии со статьями Конституции РФ?

Можем – ведь распространение информации должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством.

Немного скажу об организации, которую представляю. Национальный совет социальной информации является общественным объединением, которое определило для себя основной идеей – формирование позитивного образа мышления в информационной среде Российской Федерации. Казалось бы всё просто и понятно и даже простодушно. Но как только мы с наивной простотой этой идиомы взглянули на существующее положение дел, как немедленно увидели массу серьёзнейших недоработок в существующем законодательстве РФ.

Прежде всего, в рамках реализации действующего законодательства мы увидели постоянную тенденцию по систематическому нарушению прав граждан России на получение достоверной и безопасной информации. Оказывается, что в ряде законов отсутствует целый ряд критериев оценки безопасности информации. А значит, эту информацию никто и не оценивает, мало того и не способен оценить. В итоге оцениваем её мы – представители общественности, как часть народа России, конечные потребители информации, когда эта информация уже коснулась нашей жизни, жизни наших близких или наших детей.

Каковы же спрашивается последствия этого воздействия некачественной или опасной информации? Ответ очевиден – «что посеешь, то и пожнёшь!». Подобные «белые пятна» в действующем законодательстве показывают незащищенность российских граждан перед падением нравственных устоев, что стало основой многих укоренившихся социальных проблем: падение семейных ценностей и рождаемости, снижение уровня толерантности, рост асоциального поведения подростков, снижение патриотических чувств, повышение смертности в среде трудоспособного населения и других. Наиболее наглядна проблема несостоятельности правоприменительной практики по устранению из массового оборота опасной информации в отсутствии в законодательных актах описания критериев смыслового позитивного и негативного качества информационного материала.

Подобные недочёты приводят сегодня к серьёзным нарушениям прав граждан РФ на получение достоверной и безопасной информации ввиду её некорректности, как при создании, так и при распространении.

Основой нарушений является несоответствие распространяемой информации назначенной цели, что особенно ярко прослеживается в сфере создания и распространения социальной рекламы. Например, согласно ФЗ «О рекламе» ст. 3 п. 1 «реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке», п. 11 «социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства» и из ст. 10 мы отчётливо видим, что данные формулировки не определяют качество этой информации.

Социальная реклама, как нам кажется, должна, прежде всего, служить решению социальных проблем и профилактике правонарушений, а значит она чрезвычайно полезна для общества. Но что мы видим в области применения действующего законодательства – ровным счётом ничего. ФАС России официально ответила нам, что социальная реклама экономически приравнена к коммерческой и к благотворительной деятельности. А значит, вывод таков – действующему законодательству в сфере создания социальной рекламы просто наплевать на решение социальных проблем в нашем государстве. Мало того, социально значимая информация, размещаемая в книжной продукции, на упаковке и прочих формах массовых информационных носителей вообще не признаётся социальной рекламой, так же как не рассматривается и иными законами РФ в т.ч. ФЗ «О средствах массовой информации». А значит вообще не находит в действующем законодательстве норм по защите нашей безопасности от её недостаточного качества.

Сегодня социальную информацию, распространяемую на территории РФ согласно мировой практике, но с известной долей условности, можно разделить на следующие категории: государственная и муниципальная информация, идеологическая информация, информация социально ответственного бизнеса, политическая информация, социальная информация прикладного характера, религиозная информация. Совет предлагает использовать в правоприменительной практике подобные критерии разделения, так как они подразумевают соответствующие источники финансирования, механизмы реализации и продвижения, а также институты смыслового и содержательного контроля.



А именно, государственная и муниципальная информация – информация, служащая реализации государственной и муниципальной политики и соответствующих программ, проектов и услуг на федеральном, региональном и местном уровнях, источником финансирования которой является государственные и местный бюджеты, оформляемая как государственный или муниципальный заказ в рамках действующего законодательства.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница