Задачи современной философии: перед угрозой клерикализма и воинствующего технократизма



Скачать 106.68 Kb.
страница1/2
Дата14.05.2018
Размер106.68 Kb.
  1   2

Д.филос.н., проф. В.Д.Жукоцкий

Тюменский государственный

университет
ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ: ПЕРЕД УГРОЗОЙ КЛЕРИКАЛИЗМА И ВОИНСТВУЮЩЕГО ТЕХНОКРАТИЗМА
Образованный народ без метафизики – нечто вроде храма, в общем-то, разнообразно украшенного, но без святыни

Г.Гегель
Одна из странностей нашего времени состоит в том, что мы вдруг забыли простую истину русской интеллигенции: святость не пребывает в храме, а рождается на стыке идеала и общественного деяния. В своем общественном служении, служении ценностям светской культуры испокон веку русская интеллигенция видела свое всемирное предназначение. В этом своем призвании она предпочитала быть организованной в незримый светский орден служителей истине, добру и красоте – по-своему понятой метафизике, дистанци­ровавшейся от всех видов отчужденной власти – светской (государевой) или духовной (церковной). Так было и в советское время, с той лишь разницей, что функцию не всегда отчужденной власти выполняла партийная организация.

В наше время происходит некий возврат к классической модели треугольника: государь – церковь – интеллигенция. Вот только интеллигенция остается сегодня вне глобальной коммуникации, внутренне не консолидированной силой, разбегающейся по закоулкам социальной вселенной – в форме прислужничества тем или иным центрам сил (чаще всего финансовых, но так же политических или церковных).

На смену Служения пришло прислужничество. И это потому, что высокая миссия философской рефлексии никак не завершит свой организующий круг на просторах российской культуры. Если в XIX в. эту функцию выполняла великая русская литература, на рубеже ХIХ-ХХ вв. и с 1950-х гг. – становящаяся русская и советская философская культура, то в наши дни «вдруг что-то дрогнуло в коленках», не стало видимого центра духовной консолидации светской культуры. Не в этом ли причина беспардонного наступления клерикализма и воинствующего технократизма, готового вовсе вычеркнуть гуманитарно-воспитывающие дисциплины из учебных программ постсоветской системы образования? Не в этом ли причина и моральной деградации российского общества? Ибо не может быть храм без святыни, а святыней в храме образованного народа, как точно заметил Гегель в «Науке логики», может быть только метафизика, какие бы формы она при этом не принимала, хотя бы и сложного синтеза философии, науки и искусства.


Каталог: psu -> files -> 1641
1641 -> Эволюция понятия «жизнь»
files -> Региональная идентичность в современной России: типологический анализ
1641 -> Восхождение ноосферы как искусственной жизни в настоящее время довольно расхожим становится понятие «ноосфера»
1641 -> Проблема идеального в философии И. Канта
1641 -> Д физ мат н., проф. В. Ф. Панов Пермский государственный
1641 -> Проблема идеального в философии Гегеля
1641 -> Была ли «линии платона» ведущей в истории культуры? или: несостоятельность идеализма
1641 -> Теория исторического процесса К. Маркса и концепция постиндустриального общества
1641 -> К истории смысложизненной проблемы
1641 -> Современные социально-философские тенденции в понимании субъекта


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница