З. И. Гусейнова Абу Али Ахмада б. Мухаммеда б. Йакуба Мискавейха нередко имену­ют "Третьим Учителем" в истории исламской философской мысли (см.: [1,ч. 1, с. 8]). Его считают "первым мусульманином, подошедшим к изу­че



Скачать 248.67 Kb.
страница1/6
Дата02.07.2018
Размер248.67 Kb.
  1   2   3   4   5   6

МИСКАВЕЙХ З.И. Гусейнова

Абу Али Ахмада б. Мухаммеда б. Йакуба Мискавейха нередко имену­ют "Третьим Учителем" в истории исламской философской мысли (см.: [1,ч. 1, с. 8]). Его считают "первым мусульманином, подошедшим к изу­чению этической философии с научной точки зрения" [2, с. 24].

Жизнь Мискавейха была долгой и творчески богатой. Он родился в городе ар-Рее, недалеко от современного Тегерана. Авторы, упомина­ющие имя Мискавейха, указывают разные даты его рождения. Но ус­ловно за год его рождения принимается 320-й год хиджры (932 г. н.э.). 286

Мискавейх рано начал изучать литературу и науки, составляющие ос­нову культуры его времени. То были медицина, алхимия, история. С юных лет и практически до конца жизни он находился на службе в качестве секретаря и библиотекаря у визирей династии Бувайхидов ал-Мухаллаби, Ибн ал-Амида, Адуд ад-Даула, Самсам ад-Даула (см.: [3. Р. 404]). Служба у визирей Му'изза ад-Даула, ал-Мухаллаби и у Адуд ад-Даула проходила в Багдаде, бывшем в X в. столицей Халифата и главным центром арабо-мусульманской культуры. Кроме того, почти все упомянутые визири - это, несомнено, личности с разносторонними знаниями. Ибн ал-Амид был выдающейся фигурой в литературе своего времени, его сын Абд ал-Фаз также известен своими литературными дарованиями. Известно, что Мискавейх писал касыды, посвященные названным выше визирам (см.: [1, ч. 1. с. 134]). Последние годы своей жизни он провел в научных исследованиях и творческой работе. Про­жив более 90 лет, Мискавейх умер 9-го сафара 421-го года хиджр (см.: [4, с. 5]), что соответствует приблизительно 1031 г. по григорианскому календарю.

Имя "Мискавейх" происходит от арабского слова "миск", что озна­чает "мускус", который, как известно, славится прекрасными качества­ми, а потому именно с мускусом, этим веществом, "действующим обла­гораживающе на других", иногда сравнивают достойных ученых. Мис­кавейх также известен под именем "ал-Хазин", что указывает на его должность хазина (хранителя книг).

Однако наибольший интерес представляет собой третье имя фи­лософа - "ал-му'аллим ас-салис" (Третий Учитель). Это высокое зва­ние - самый яркий пример значимости того вклада, который Миска­вейх внес в развитие арабо-мусульманской философии. Известно, что в мусульманском мире Аристотель почитается как "ал-му'аллим ал-аввал" (Первый Учитель). Ал-Фараби (ок. 873-950) за отличное зна­ние философских трудов Аристотеля получил имя "ал-му'аллим ас-са­ни" (Второй Учитель). Однако ал-Фараби специально не исследовал этику Аристотеля. Вообще, этика в период арабо-мусульманского средневековья оставалась второстепенным предметом исследования. Как отмечает доктор 'Абд ал-'Азиз 'Иззат, арабо-мусульманские фи­лософы "занимались в основном физикой, как ал-Кинди; логикой и метафизикой, как ал-Фараби; переводом, как Яхъя ибн 'Ади" (см.: [1, ч. 2, с. 142]). Хотя было бы несправедливо не отметить здесь, что все они имели прямое отношение к этической мысли ислама. Среди наи­более ярких представителей средневековой арабо-мусулъманской эти­ческой мысли признаны Ибн ал-Мукаффа, ал-Газали, Насир ад-Дин ат-Туси.

По мнению известного турецкого энциклопедиста Хаджи Халифы, или Мустафы ибн 'Абду-л-лаха (1608-1657), подлинной наукой нравст­венной философии считается та "наука, которая фактически связана с греческой философской традицией" [3, р. 231]). «Учение "ахлак" (нрав­ственная философия, или, по его же определению, "часть практической философии". - З.Г.) является ни чем иным, как этикой перипатетизма» [Ibid]. И в этом смысле Мискавейх - основатель арабо-мусульманской

287


этики на ее научном уровне, а не, к примеру, на религиозно-правовом* или историко-литературном**.

Мискавейх писал свои произведения на арабском и персидском язы­ках. 'Абд ал-'Азиз 'Иззат дает перечень рукописных, изданных и уте­рянных трудов Мискавейха (см.: [1, ч. 1, с. 127-142]). Однако утвержде­ние, что 43 - это точное количество сочинений Мискавейха, остается до сих пор спорным. 'Иззат, например, не указал именно того произведе­ния, перевод которого здесь представлен. Среди этических работ Треть­его Учителя на арабском языке можно отметить "Рисала фл-л-лазати ва-л-'алами" (букв.: "Трактат об удовольствиях и страданиях" - самым высшим наслаждением Мискавейх называет "познание Великого Алла­ха, который есть Абсолютное Добро"); "Китаб 'адаб ад-дунйа ва-д-дин" (букв.: "Книга об этике мирской жизни и [об этике] религии", в которой рассматриваются различия между этикой философской и религиоз­ной); "Рисала фи джавхари-н-нафс" (букв.: "Трактат о сущности души"); "Микала фи-н-нафс ва-л-'акл" (букв.: "Статья о душе и разуме") и т.д. Мискавейх написал книгу "Джавидан-е хирад" (букв.: "Вечность мудро­сти"), где собрал этические афоризмы персидских, индийских, арабских и греческих мудрецов. Помимо этики, труды ученого посвящены вопро­сам медицины, алхимии, физики, политики, истории.

Самые крупные и наиболее значимые работы Мискавейха - "Тад-жариб ал-'умам" (букв.: "Опыты народов") и "Тахзиб ал-ахлак ва тат-хир ал-а'рак" (букв.: "Воспитание нрава и очищение корней"). Первая работа посвящена всемирной истории до 369 г. хиджры, т.е. 979-980 гг. Здесь определены причины исторических событий периода до 340 г. хиджры, описанных известным историком и правоведом Абу Джа'фа-ром ат-Табари, собраны сведения о великих личностях. Большей ча­стью Мискавейх повествует о событиях после 340 г. хиджры, очевидцем которых он был.

"Тахзиб ал-ахлак" занимает особое место в этической литературе. Видный историк арабо-мусульманской философии Маджид Фахри от­мечает, что наиболее "важный вклад Мискавейха в этическую теорию" заключается в создании "одного из немногих систематических этиче­ских трактатов на арабском языке "Тахзиб ал - ахлак" (см.: [5, р. 211]). Это сочинение относится к греческой философско-этической традиции. Здесь рассматриваются вопросы добра, счастья, справедливости, любви и дружбы. В частности, о справедливости Маскавейх пишет: "Справед­ливость, будучи средством между целями и возможностями, - самая со­вершенная из добродетелей и самая ближайшая к единству" [6, р. 100].

Непосредственным поводом к написанию "Рисала фи махиййати-л-'адл" ("Трактат о природе справедливости") послужило письмо филосо­фа, правоведа, суфия, современника и друга Мискавейха Абу Хаййана

* То есть этические положения, основанные на Коране, сунне и мусульманском праве в

целом.

** К мусульманской этике относят литературу адаба, а также рассказы, анекдоты нравст­венного содержания о конкретных исторических личностях.



288

ат-Таухиди, содержащее вопрос о несправедливости. Ответ на него был выделен в отдельный трактат из (утерянной) книги Мискавейха "аш-Шавамил", написанной в свою очередь в ответ на книгу ат-Таухиди "ал-Хавамил" и включавшей 175 вопросов и ответов философского, фило­логического, юридического характеров.

Цель трактата Мискавейх определил как разъяснение природы справедливости, выявление и описание ее видов. Он делит справедли­вость на естественную, условную, связанную со свободным действием, и божественную. И соответственно концепция справедливости рассматри­вается в ее отношении к физическому, социальному и метафизическому.

Основными источниками для данного "Рисала" (букв.: трактат, ис­следование) были "Государство" Платона, "Категории", "Никомахова этика" Аристотеля, "Эннеады" Плотина*. Нет смысла останавливаться здесь на вопросе о степени влияния трудов древнегреческих мыслите­лей на трактат Мискавейха, поскольку представленный перевод сопро­вождается комментариями к тем положениям, в которых особенно за­метно это влияние.

В заключение мне бы хотелось выразить особую благодарность до­ктору философских наук Андрею Вадимовичу Смирнову за помощь, оказанную при подготовке перевода данного трактата.

Перевод с арабского выполнен по изданию: An unpublished treatise of Miskawaih on justice or risala fi mahiyat al - 'adl li Miskawaih / E.J. BrilL Leiden, 1964.

1. 'Абд ал- 'Азиз 'Иззат. "Ибн" Мискавейх. Фалсафатуху-л-ахлакиййату ва ма-

садируха. Каир, 1946. Ч. 1, 2.






  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница