Юридическое образование в контексте российской и правовой культуры



Скачать 261.87 Kb.
страница1/5
Дата18.04.2018
Размер261.87 Kb.
  1   2   3   4   5

Юридическое образование в контексте российской и правовой культуры
В.Н. Синюков

Журнал российского права. - 2009. - № 7. - С. 31 – 45.

Модели повышения качества юридического образования исходят из общих алгоритмов совершенствования отечественной высшей школы и не всегда учитывают специфики юридического образования как важнейшего института воспроизводства отечественного правового сознания. Между тем конкретная ситуация в правовой сфере состоит в том, что обществу и государству пока не удается решить главную задачу - создать современную правовую среду для экономической и социальной модернизации общественных отношений.

Имеет ли нынешняя реформа юридического образования в России системные ориентиры в национальной правовой культуре? Каковы закономерные особенности нашей правовой культуры, определяющие специфику подготовки профессионального юридического корпуса? Насколько способно профессиональное образование влиять на фундаментальные основания отечественной правовой жизни? Какие цели реформа юридического образования должна ставить в контексте проблем отечественного правосознания? К сожалению, общественная дискуссия по поводу реформы юридического образования идет в основном вокруг ступеней, уровней и стандартов подготовки юристов и постановочных вопросов самой реформы.

Будучи социальной ценностью, способной определять характер поведения, принципы отношений в обществе, юридические познания существуют в контексте определенного мировоззрения, жизненного уклада, системы этических стандартов и повседневного человеческого быта. Вне этих условий подготовка юристов лишена характера подлинного образования и сводится, по сути дела, к углубленным техническим навыкам.

Юридизм правовой культуры не определяется дифференциацией институтов юридической практики. Юридизм – род человеческого творчества, формируемого вне формальных государственно – правовых структур. Далеко не случайно, что юридическое образование как широкая практика и самостоятельная отрасль обучения появилась значительно позже самой юридической профессии, совпав с процессом восстановления смысла утраченного римского правового наследия в средневековых университетах Италии и Германии. Также не случайно и то, что до сих пор значительная часть юристов в мире готовится методом индивидуального научения юридическим действиям в конкретной сфере юридической практики. Такая модель подготовки признается весьма эффективной, так как концентрирует внимание на строгой специфике юридического метода. Однако именно подобный тип подготовки юристов наиболее отчетливо демонстрирует реальный механизм социализации права: содержательные и технико – догматические элементы хотя и занимают нем важное положение, но, по сути, они являются вспомогательными, инструментальными и надстраиваются в основном на более широком образовательном фундаменте.

Параметры правовой культуры выходят за формальные границы правовых отношений.

То, что «собственного» правового содержания в юридической профессии относительно немного и что главная роль юридического образования заключается в задаче приспособить человека в специфике юридического мышления, вовсе не свидетельствует о простоту и линейности формирования профессионального юридического сознания.

Наоборот, бедность собственной методологии права ставит проблему поиска синтетических режимов, в которых правовое сознание получало бы максимальную целостность и глубину выражения.

Такими режимами в широком смысле могут быть политическая, нравственно - религиозная и социально – экономическая культура общества.

Каждое общество вырабатывает свой способ формирования правового профессионального сознания юристов.

Значительную эффективность показали английская система, включающая подготовку юриста в структуре самой юридической деятельности, и американская, построенная как образование последипломного уровня на основе социально – политического, историко – социологического и экономического образовательного фундамента.

Очевидно, что беспрецедентно высокий общественный статус юридического корпуса в Англии и США тесно связан со спецификой социальных отношений, интегрированностью механизма формирования личности правоведа в политическую и социально – экономическую культуру общества. Получилось узко юридическое образование, и обеспечить профессиональную интеграцию – далеко не совпадающие явления, и они выстраиваются в определенную инновацию систему формирования юридического стиля страны.

Юридическое образование в России основано на континентальной традиции, которой присущ академической фундаментализм. Его особенность – образовательная замкнутость и самоценность научного знания, в частности юридического. Характерной чертой этого типа формирования профессионального сознания юристов является значительная социальная автономия юридического образования, основанная на способности академического сообщества самостоятельно определять программы своего развития. Следствием такого положения стал значительный упор на дидактические методы реализации юридических программ, где методология подготовки юриста в принципе не отличается от обучения иным социальным и естественным наукам. Дефицит «научности» в данной традиции юриспруденция восполняет обширными философскими и историческими экскурсами и подробным изложением догматических вопросов.




Каталог: 2013
2013 -> Психология предрассудка
2013 -> Федеральное государственное автономное образовательное
2013 -> Источники в социологии
2013 -> Даятель или потребитель
2013 -> О. В. Романова, председатель пцк учетно- экономических, страховых и банковских дисциплин Функции образования и их роль в современном обществе
2013 -> Концепция устойчивого развития признана мировым сообществом в качестве центральной стратегии развития человечества, которая направлена на преодоление глобального экологического кризиса


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница