Ю. Н. Макс вебер и современная теоретическая социология: актуальные проблемы веберовского социоло гического учения. М.: Мартис, 1998. Монография



Скачать 70.13 Kb.
Pdf просмотр
страница1/3
Дата01.07.2018
Размер70.13 Kb.
ТипМонография
  1   2   3


ДАВЫДОВ ЮН. МАКС ВЕБЕР И СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
СОЦИОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЕБЕРОВСКОГО СОЦИОЛО-
ГИЧЕСКОГО УЧЕНИЯМ МАРТИС, 1998.
Монография ЮН. Давыдова адресована не только специалистам-вебероведам, профессиональным историкам социологии, но и широкому кругу изучающих историю социологических идей и ее связь с современностью. В книге обсуждаются обладающие универсальной значимостью, или, как выражается автор, проклятые вопросы социологической науки, к которым Макс Вебер имеет непосредственное отношение. В ряду классиков социологической мысли Вебер выделяется тем, что он никогда не питал иллюзий относительно возможности построения всеохватывающей системы социологического знания. Тем не менее, именно М. Веберу современная социология обязана своими достижениями больше, чем кому-либо другому — по всей вероятности, такова позиция автора рецензируемой монографии. Речь здесь идет лишь о
«фоновом» впечатлении, возникающему читателя, поскольку ЮН. Давыдов, несмотря на нескрываемую приверженность Веберу, не говорит, что веберовское учение всесильно, потому что оно верно. Однако основная идея монографии основана на принципиальной убежденности в универсальной значимости веберовских идей. В этом отношении фигура немецкого мыслителя приобретает колоссальный масштаб.
Пятисотстраничный том являет собой результат многолетней работы. Тем, кто читал предшествующие публикации ЮН. Давыдова, многие темы, нашедшие отражение в новой книге, хорошо знакомы Вебер и
«франкфуртцы», Вебер и Россия, Вебер и Ханс Фрайер, Вебер и Шелер, Макс Вебер и его брат Альфред,
«веберовский ренессанс — обо всем этом ЮН. Давыдов уже писал. Однако мы имеем дело нес крупномасштабной «самокомпиляцией». Книга ЮН. Давыдова — именно книга, а не сборник статей.
Работа состоит из большого количества тематических блоков, упорядоченных в соответствии с хронологическим принципом. Поэтому книгу можно читать по частям, так сказать, в дискретном режиме».
Ею можно пользоваться как справочником по «веберовской проблематике в современной социологии. С
другой стороны, части книги служат целому, а нецелое частям. Во всех частностях и деталях (или за всеми этими частностями и деталями) автор постоянно, даже тогда, когда предметом его рассуждений становятся сугубо частные, микроскопические вопросы, хочет увидеть нечто большее тот особый образ видения социально-исторической реальности, ту специфическую модель ее мыслительного освоения,
которые предлагает М. Вебер. Увидеть узор, если не симметрию, то, во всяком случае, гармонию в этом лоскутном полотне мысли — такова задача, которую ставит перед собой автор. Данную центральную для своей книги проблему ЮН. Давыдов именует загадкой веберовского фрагментаризма». Особенность книги в том, что концептуальное содержание социологической теории М. Вебера в систематическом виде не излагается. Интерес автора с самого начала определяется прежде всего как Вебер в контексте (как фигура среди других фигур).
Чтение работ ЮН. Давыдова — занятие не из легких. Дело не только в том, что манере письма
Ю.Н. Давыдова присуща известная замысловатость (справедливости ради следует отметить, что рецензируемая книга в целом написана относительно доступно. Проблема в том, что он всегда пишет о действительно сложных вещах. Поэтому книгу нельзя рекомендовать как источник для ознакомления с веберианской проблематикой. Она рассчитана на подготовленного читателя. Разговор с читателем ведется на глубоком уровне погружения в проблему, при этом такое погружение предполагается как само собой разумеющееся.
Каковы место и роль Макса Вебера в истории мировой социологической мысли Их можно назвать
«значительными», но сама значительность в содержательном ключе может определяться по-разному.
Скажем, «давыдовский» Вебер — совсем иное, чем Вебер «парсонсовский». Если Парсонс рассматривает взгляды Вебера наряду с воззрениями Дюркгейма, Парето и Маршалла, то у ЮН. Давыдова Вебер предстает совершенно в другом окружении. Образ неповторимой индивидуальности веберовской концепции, отличающий ее (по мнению ЮН. Давыдова) от всех прочих концепций, прорисовывается на страницах книги достаточно четко. Во всяком случае, позиция автора поданному вопросу обнаруживается в полной мере.
В методологическом аспекте веберовскую точку зрения характеризует последовательный антинатурализм. Вебер решительно порывает с позитивистски-сциентистской традицией социологии ХIХ
столетия. Саму возможность построения обществоведческих концептуальных систем на естественнонаучном (вернее, псевдоестественнонаучном) фундаменте он со всей определенностью отвергает. В этом отношении Вебера не устраивает ни программа Конта, ни программа Маркса.
Общественное развитие — это не естественно-исторический процесс, никаких объективных законов,
подчиняющих себе эволюцию человеческих обществ, не существует. Общество — это не природа, это нечто принципиально иное, и, следовательно, изучать его нужно не так, как природу. Социология может и должна стать настоящей наукой, однако это вовсе не означает, что для осуществления данной заветной для нее цели ей непременно потребуется превратиться в некое подобие социальной физики».
Методологические представления, разумеется, имеют своей оборотной стороной представления онтологические, или, если угодно, мировоззренческие. Здесь собственно и возникает та самая позиция,
которую ЮН. Давыдов именует социологическим номинализмом. Эмпирически реально — только




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница