Ю. А. Мороз Дух. Душа. Тело Мы живем в проявленном мире. Представления о нем складываются у нас благодаря органам чувств. В учении Живой Этики наш физический мир назван миром очевидности, но не действительности



Скачать 246.92 Kb.
страница1/3
Дата29.01.2018
Размер246.92 Kb.
  1   2   3


Ю.А.Мороз

Дух. Душа. Тело

Мы живем в проявленном мире. Представления о нем складываются у нас благодаря органам чувств. В Учении Живой Этики наш физический мир назван миром очевидности, но не действительности, миром Майи (на санскрите). Майя в индийской мифологии — богиня обмана. Наш мир полон иллюзий, а они, как известно, приводят к множеству заблуждений, неверных трактовок, если мы не обладаем необходимыми знаниями, чтобы эти иллюзии развеять. Вспомним примеры некоторых иллюзий:

— восходы и заходы Луны и Солнца, движение звезд по небосклону;

— линия горизонта как место соприкосновения неба с Землей;

— белый свет Солнца;

— чистые, на наш взгляд, воздух и вода, могут быть наполнены микроорганизмами;

— предметы, которые мы называем неживыми, по сути, полны жизни: всюду непрекращающаяся жизнь атома с его ядром и движением электронов;

— Л.В.Шапошникова, ученый и философ, приводит пример иллюзорности научных изысканий: «… исследование земного исторического процесса без учета его метаисторической, духовной части не только нарушает закон о том, что в каждом земном явлении есть две стороны — внутренняя и внешняя, духовная и материальная, надземная и земная, — но и делает такое усеченное исследование не наукой, а иллюзией» [1, с. 354];

— иллюзией часто бывает внешнее восприятие человека, который скрывает свои мысли;

— наконец, широко распространенное и поныне иллюзорное представление большинства людей о собственной сущности, когда в качестве своего ''я'' принимается внешний облик, физическое тело с присущими ему особенностями, т.е. видимая составляющая нашего существа. Но всегда на Земле были люди, которые умели заглянуть во внутреннюю суть явлений и, подобно французскому летчику и писателю Антуану до Сент-Экзюпери, прозорливо утверждать: «Самого главного глазами не увидишь» [2, с. 398].

Учение Живой Этики помогает нам проникнуть в тайну собственного существа, его связи с Мирозданием и увидеть главное: цель и смысл жизни каждого.

К сожалению, для большинства открывающаяся истина, в силу собственной внутренней неготовности, оказывается столь неожиданной, что люди отказываются ее принимать. Существование, наряду с видимым миром, невидимого, наполненность Космоса жизнью, Иерархия Учителей Света и ее роль в эволюции человечества отвергаются. Живая Этика объясняет: «…знание приходит в мир лишь при готовности духа» [3]. «Учение Жизни дается тому, чей дух проснулся и чье понимание открыто к признанию обоих миров и Учителя Света. А это уже обеспечивает и нахождение тропы жизни, и по ней продвижение» [4, 280].

На эту проблему обратил внимание крупнейший представитель русского космизма, ученый и писатель Иван Ефремов, автор широко известных в мире книг — «Туманность Андромеды», «Таис Афинская», «Лезвие бритвы» и других: «…если в душе человека нет того, что горит, влечет и тревожит, то ему бесполезно говорить об этом. Ничего из ничего не пробудится. Все слова и объяснения падают в пустоту, в провал души, и он не изменится до следующих воплощений. Надо говорить с теми, в ком есть непробужденное богатство, — тогда придет отклик» [5, с. 450]. Непробужденное богатство. Эта формулировка может обнадежить каждого.

Примем Живую Этику, это «сокровище, которое дано как восхождение» [6, 27], как «знаки истинного пути» [7, 216], «как мост ко всем мирам» [8, 579]. Ознакомление с предложенной темой позволит каждому раскрыть самого себя. В ней пойдет речь о физическом мире, в котором мы живем, и о мирах невидимых. Эти невидимые миры находятся не только в отдаленном пространстве, они есть в нас самих. «Когда человек погружается в воспоминания о прошлом, о том, чего уже нет, не существует в плотном, видимом мире, он живет в эти минуты в Мире Невидимом, Тонком. Когда им всецело владеет какая-либо идея, и он не видит и не слышит то, что происходит вокруг, он живет в Мире Незримом. Сознание человека находится постоянно в сфере обоих миров», только мы не отдаем себе в этом отчета [9, 558; 10, 426]. Во время сна мы пребываем в Тонком Мире [11, 92]. Сон — это период насыщения нашего тонкого тела живительной субстанцией этого мира, то есть психической энергией [12, с.187]. «Когда вы радуетесь цветам, когда углубляетесь мыслью в их чудесное строение, в создание малого зерна, когда цените свежий аромат, тогда уже прикасаетесь к Тонкому Миру» [13, 638]. «Говорят, что Тонкий Мир далек от плотного, между тем каждый мыслительный процесс уже есть процесс Тонкого Мира» [8, 582]. «Мысль есть энергия Тонкого Мира» [14, 363]. «Все ощущения идут через тонкое тело и сосредоточены в нем» [14, 425]. «Даже самые назойливые признаки Тонкого Мира загнаны в забвение. Никто не хочет знать и сосчитать, какое множество слов на всех языках говорит о Тонком Мире совершенно определенно. Хотя бы возьмем излюбленное слово вдохновение. Ведь некто вдохнул или нечто вдохнулось. Совершенно ясно слово предполагает нечто извне» [11, 192].

Как известно, все существующее, в том числе и человек, состоит из различных сочетаний духа и материи. Дух без материи не проявляет себя. «Дух проникает и наполняет все творение — это есть жизнь» [15, с.265].

Во всех Учениях человеческое существо рассматривается в совокупности трех начал: духа, души и тела. В Восточных Учениях эти три основные начала расширяются до семеричного подразделения, которое было принято Великими Махатмами в Тайной Доктрине [16, с. 312]. Весь Космос, эта беспредельная энергетическая система, построен на семеричном основании и потому «каждая энергия, каждое проявление заключает в себе семеричную шкалу напряжения и проявления» [16, с.642].В свое время Е.П.Блаватская писала: «Наша философия учит, что поскольку в природе существуют семь основных сил и семь планов бытия, так же есть и семь состояний сознания, где человек может жить, думать, помнить и вести свое существование» [17, с. 106]. И она, с присущей ее мышлению образностью, привела пример двух таких состояний — сна и бодрствования, в которых «каждый обычный смертный, от ученого философа до несчастного простодушного дикаря, получает хорошее доказательство различия этих состояний» [17, с.106].

Изучение семеричной сущности человека позволит расширить и конкретизировать представления о духе, душе и теле. Приступая к рассмотрению семи принципов, или аспектов, нашего существа, будем помнить указание крупнейшего философа ХХ века Е.И.Рерих: «В действительности трудно совершенно отделить дух от души, ибо все такие подразделения по существу являются лишь различными качествами одной основной энергии, проявляющимися на разных планах и через разные проводники» [16, с.311].


Каталог: bib
bib -> Статья «методологическая культура учителя: систематизация понятия»
bib -> Библиотека психолога. Психодиагностика познавательных психических процессов Диагностика интеллекта и креативности Типологические особенности личности Мотивация, потребности, ценности Личностные опросники Диагностика межличностных отношений
bib -> Книга популярной серии «100 великих»
bib -> Исторические портреты. Тургут озал
bib -> Демография и социально-экономические проблемы народонаселения
bib -> Руководство к этапам пути пробуждения (Ламрим-ченмо) Тома с первого по четвёртый
bib -> Святая с. M. Фаустина Ковальская


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница