Языковой имидж: структура и содержание



Скачать 305.54 Kb.
страница1/7
Дата09.07.2018
Размер305.54 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7

Осетрова Е.В. Языковой имидж: структура и содержание // Онтогенез речи: мультидисциплинарные исследования. 2012. № 1 [электронный ресурс]; режим доступа: http://www.es.rae.ru/speech-ontogenesis

[E.V. Osetrova. “Image from a linguistic point of view: structure and content”].



Е.В. Осетрова

ЯЗЫКОВОЙ ИМИДЖ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
Ключевые слова: языковой имидж, имиджелогия, коммуникативная компетентность, языковая культура, ключевое слово, лозунг, модели времени.
В данной статье проблема языкового имиджа обсуждается в контексте двух научных направлений: имиджелогии и теории языковой личности. Автор статьи защищает ту гипотезу, что языковой имидж в принципе трехчастен. Он делится на следующие составляющие: 1) речевую (коммуникативную), 2) собственно языковую и 3) текстовую (содержательную). Специальное внимание уделено противоречивой природе языкового имиджа.

Key words: language image, the theory of image, communicative competence, language culture, the key word, slogan, time model.
This article discusses language component of the image in the context of two research directions: the theory of linguistic identity and the theory of image. The author defends the hypothesis that the language image consists of the following: 1) verbal competence, 2) language culture 3) key ideas of the text. Special attention is paid to the controversial nature of this phenomenon.

Если отталкиваться от той простой идеи, что публичный образ человека формируется, помимо прочего, посредством языка, то нужно признать существование языкового имиджа; последний обнаруживает себя всякий раз, когда на сцене выступает человек говорящий. Следовательно, проблема языкового имиджа вписывается в широкую проблематику имиджа вообще.

Социальная актуальность данной темы привела к бурному развитию новой отрасли научно-практического знания – имиджелогии. Это прикладная гуманитарная дисциплина, в русле которой создано множество пособий и руководств и которая в качестве основания использует достижения и компетенции западных экспертов-консультантов, занятых строительством групповых взаимоотношений.

Понятие имиджа (анг. image – образ, представление) – одного из обязательных элементов публичной коммуникации – вошло в российскую социальную практику совсем недавно [Панасюк 1998: 8–10]. По утверждению Е. А. Петровой, имиджелогия изучает закономерности формирования, функционирования и управления имиджем человека, организации, товара или услуги; раскрывает универсальное, особенное и единичное в онтологии всех видов имиджей [электронный ресурс: http://www.academim.org]. В более узком, классическом, понимании, исходя из чего развивали свои идеи американские и вслед за ними европейские профессионалы с конца 70-х – начала 80-х гг., парадная сторона имиджа – это внешность человека, его стиль [Спиллейн 1996; 1996а]. Как слагаемые здесь выступают одежда и аксессуары (подробно рассматривается проблема цвета), физические данные человека, его жесты, мимика, характеристики голоса. Отдельного разговора заслуживает тема отношений «клиента» со средствами массовой информации.

Кроме внешней, наблюдаемой, необходимо учитывать внутреннюю сторону имиджа; см. словарное определение: «Имидж. Сложившийся или намеренно созданный образ, представление о ком-чем-нибудь; сам внутренний и внешний облик человека» [Толковый словарь … 2007: 297]; ср. [Крысин 1998: 266]. Усилия экспертов направлены на то, чтобы через систему хорошо узнаваемых форм вовне транслировалось бы именно то содержание, которое благосклонно принимает аудитория.

В последние десятилетия данная предметная область буквально притягивает внимание отечественных специалистов. С 2003 г. российская Академия имиджелогии ежегодно проводит международные симпозиумы, а с 2005 г. – конкурс «Имидж-директория». В том же русле защищают диссертации, пишут монографии, разрабатывают научную терминологию [Панасюк 2007а]. На русский язык не только переводится авторитетная западная литература (к примеру [Берд 1996; Браун 1996; Спиллейн 1996; 1996а; Дейвис 1997; Джеймс 1998]) – чрезвычайно оперативно создаются собственные тексты с различной предметной, профессиональной и адресатной направленностью. Расширяя рабочие масштабы имиджевых технологий до пространства целых социальных сфер, теоретики и практики делятся советами по успешному проведению предвыборных кампаний [Как делать имидж … 1995], презентаций [Гандапас 2010] и правильному «строительству» шоу-бизнеса [Белобрагин 2007]. Одни чувствуют готовность совершенствовать имидж науки [Володарская 2006], имидж армии [Имидж армии … 2006] или деловых культур [Семиотика и имиджелогия … 2003; Самохвалова 2012: 158–167], другие направляют внимание на более обозримые объекты. Под лозунгом «Имидж – это искусство нравиться людям» нам предлагаются модели успешного человека [Алексеев, Громова 1993; Шепель 2005], а еще более конкретно – преуспевающей женщины [Нефедова, Власова 1997] и бизнесмена [Кузин 1997], телезвезды [Гуревич 1991; Адамьянц 1995], музыкального кумира [Белобрагин 2006] и политика [Цуладзе 1999; Лисовский 2000, Смирнова 2006], учителя [Петрова, Шкурко 2006] и библиотекаря [Алтухова 2008].

Тему развивают средства массовой информации и Интернет. Журналы «Эксперт», «Советник», «Капиталъ», «Рекламный мир», газета «Совершенно секретно» публикуют интервью с политтехнологами, а иногда и аналитические материалы, раскрывая секреты российского имиджмейкинга. Те, кто заинтересован в серьезном освоении данной профессиональной ниши, могут взять на вооружение руководства «к действию» в изложении политологов [Имидж лидера … 1994; Политическая имиджелогия … 2006; Соловьев, Смирнов 2008], экономистов [Малышков 1998], коммуникативистов [Почепцов 1995; 1998; 2001: 216– 222; 2001а: 173–189; 2002: 47–67] или социологов [Актуальные проблемы … 2006]. Однако самыми эффективными имиджеологами следует, видимо, признать психологов [Петрова 2006; Панасюк 2007] и лингвистов.

Что касается последних, то их обращение к имиджу обусловлено интересом отечественной лингвистики к языковой личности [Караулов 2007; Караулов, Филиппович 2009] и бурным развитием лингвоперсонологии [Голев, Сайкова 2007]. Именно в пределах этой науки, отмечает И. В. Башкова со ссылкой на О. А. Дмитриеву, «языковой имидж» пересекается с понятиями «языковая личность», «лингвокультурный тип», «модельная личность», «роль», «стереотип», «амплуа», «персонаж», «речевой портрет1» [Башкова 2011: 46] и «речевая маска» [Кукс 2010]. Языковеды, освоившие термин «имидж», с успехом препарируют его языковое / речевое тело, поднимая вопрос о культивировании социального статуса [Минаева, Морозов 2000; Лингвистические средства … 2003; Осетрова 2004; Даулетова 2004; Дмитриева 2006; 2007; Шемякова 2007]. Недавно опубликованная тематическая библиография [Башкова 2011] свидетельствует о том, что наибольший интерес вызывает языковая личность и имидж политика: властного субъекта оценивают как авторитетное лицо, жизненная сила которого манифестируется через набор языковых и коммуникативных параметров [Базылев 2000; Постникова 2001; 2003; Комиссаров 2007; Осетрова 2007; Борыгина 2009; Гаврилова 2004; 2011].

Накопленный за несколько десятилетий научно-практический опыт заставляет сделать вывод, что внешность + поведение + речевая / языковая манера человека важны не столько в аспектах «красиво / некрасиво», «модно / немодно», «этикетно / неэтикетно» или даже «правильно / неправильно», сколько в аспекте содержательного посыла, который формирует сумма имиджевых знаков [Осетрова 2012: 15–18].


Каталог: upload -> files
files -> Проект обществознание
files -> Проблема человека в философии
files -> «картина мира в глянцевых журналах» Н. рук. – Леонтьева Галина Александровна Кафедра периодической печати Очно-заочная форма обучения
files -> Постановление О порядке подготовки населенных пунктов муниципального образования Сергеевское сельское поселение к пожароопасному сезону и привлечения населения (работников организаций) для тушения лесных пожаров в 2014 году
files -> Постановление Об утверждении долгосрочной муниципальной


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница