Языковая игра в коммуникативном пространстве региональных сетевых сми



Скачать 49.61 Kb.
Дата05.05.2018
Размер49.61 Kb.
ТипИсследование

О. В. Пыстина

Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина



Языковая игра в коммуникативном пространстве региональных сетевых СМИ

Исследование посвящено проблеме языковой игры в региональном коммуникативном медиапространстве. Описываются особенности языковой игры на различных уровнях интернет-коммуникации и на разных уровнях языка. Особое внимание уделено функции речетворчества как одному из аспектов лингвокреативной деятельности личности.

Ключевые слова: языковая игра, интернет-коммуникация, региональные СМИ.
O. V. Pystina

Pitirim Sorokin Syktyvkar State University



The language game of communicative space the regional network media

The research is devoted to the problem of language game in the regional communicative media space. The features of the language game at different levels of Internet communication and at different levels of the language are described. Special attention is paid to the functions of speech creation as one of the aspects of linguistic and creative activities of the individual.

Keywords: language game, Internet communication, regional mass media.
Изучение феномена языковой игры в интернет-коммуникации представляется достаточно актуальным, поскольку новая коммуникативная среда дает большое количество языкового материала, в основе которого лежат «игры с языком». Источниками настоящего исследования послужили региональные (Республика Коми) ресурсы: интернет-журнал «7x7», группа ВКонтакте «7х7. Коми» и паблик Республики Коми «Территория мечты». Рассматривались такие интернет-специфичные коммуникативные жанры, как комментарии актуальных постов блогеров, новостей и записи в паблике.

Игровое пространство интернет-коммуникации разнообразно: игра в наименованиях сайтов, в самономинации пользователей, на игровых интернет-сайтах, в постах и прочих интернет-текстах.

Огромное возможности для реализации языковой игры дают комментарии блогов, новостей, мнений, в которых языковая игра охватывает все уровни языковой системы, что связано со стремлением к самовыражению и выражению оценки, невозможностью непосредственного контакта, а также отношением к слову как к источнику эстетического удовольствия.

Региональный материал свидетельствует о том, что в интернет-коммуникации активно используется фонетическая игра, основанная на фиксации особенностей звучащей речи. В частности, она может состоять в стилизации речи с коми акцентом и строиться на такой особенности языка коми зырян, как отсутствие фонем, обозначаемых графемами Ф, Х и Ц, например: МОЛОДЕЧ !!!! <…> при написании конкретного словосочетания: «Российская Федерация» на языке аборигенного населения... По смыслу ответа следует: надо писать «ПЕДЕРАЧИЯ» <...> тем более многие граждане… указывают, что именно такое написание более верное к существу положения коренного населения.

Еще более востребованными в процессе письменного интернет-общения становятся графические средства. Особенно выделяется такой вид графической игры, как капитализация, подчеркивающая основанную на псевдомотивации каламбурную игру, как в следующем примере: Да скольтаких предков ЧУД (некрещенных предков зырян) было <…> ЧУДной народ эти Зыряне. В условиях графической фиксации речи участники интернет-коммуникации зачастую прибегают к орфографической игре и придумывают «опечатки», например: Может Белыха за это посадили? <…> За это конечно сидеть кто то должен, вот и нашли крайнего. Обедает человек в ресторане. Подходят к нему и говорят – приятного мол аппетита. Вот чемодан ваш, покажите пожалуйста, что в нем. Открыл Бедых (интересно же), а там восемь лет тюрьмы, строгого режима.

Людические манипуляции с языковой материей регулярно используются при образовании виртуальных псевдонимов. Для их создания могут применяться различные механизмы языковой игры: фонетическая (Пенсионэр), орфографическая (рузкий дух), словообразовательная (Черномырда), игра с прецедентными феноменами (Чук Геков). Принято считать, что в таких людически маркированных псевдонимах отражается попытка человека понять свое виртуальное «Я» через традиционные речевые формы.



«Речеигровых» сайтов в интернет-коммуникации довольно много, но в региональном медиаполе заметным явлением можно считать паблик Республики Коми «Территория мечты». Публикации данного сообщества представляют собой синкретический текст, состоящий из фотографии и комментирующей ее надписи, и являются типичным примером вербально-иконической игры, суть которой – в контрасте картинки и надписи, создающем иронический контекст. В качестве примера можно привести пост от 2 сентября 2017 г., состоящий из фотографии с видом разбитой дороги с небольшой асфальтовой заплаткой и надписи: В Коми найдены следы разумной цивилизации.

В целом представленная на интернет-ресурсах языковая игра имеет заметные отличия от языковой игры внесетевого характера, что связано как с экстралингвистическими факторами (например, особенности канала коммуникации), так и собственно лингвистическими (преимущественно письменный характер общения и др.).
Каталог: upload -> files
files -> Проект обществознание
files -> Проблема человека в философии
files -> «картина мира в глянцевых журналах» Н. рук. – Леонтьева Галина Александровна Кафедра периодической печати Очно-заочная форма обучения
files -> Постановление О порядке подготовки населенных пунктов муниципального образования Сергеевское сельское поселение к пожароопасному сезону и привлечения населения (работников организаций) для тушения лесных пожаров в 2014 году
files -> Постановление Об утверждении долгосрочной муниципальной


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница