Язык (под которым мы имеем в виду абстрактный «естественный язык», конкретизацию которого можно найти в любом из национальных языков) является существенным элементом любой культуры и как таковой интегрирован в общий процесс жизни человека



Скачать 217.03 Kb.
страница1/4
Дата05.05.2018
Размер217.03 Kb.
  1   2   3   4

Введение

Язык1 является существенным элементом любой культуры и как таковой интегрирован в общий процесс жизни человека. Более того, язык является фактором, который с необходимостью оказывает влияние на наше познание. Вопрос состоит лишь в том, насколько (и почему) формы языка влияют на организацию познавательного опыта. Возможны несколько вариантов решения данного вопроса.

Если рассматривать язык исключительно как средство или способ передачи информации, как некоторое орудие, которым мы можем свободно манипулировать, то вполне естественно говорить о незначительной роли языка в формировании нашего познавательного опыта. Здесь имеет место следующее утверждение: если язык не позволяет единообразно, а значит непротиворечиво, выразить всю совокупность знаний, то его следует заменить некоторым искусственно построенным, в котором данной проблемы уже не возникло бы. Сложность в построении такого языка легко заметна: всякий подобный язык в поисках значений для своих слов должен будет исходить из естественного языка как некоторого «метаязыка». Но данная трудность не снимает задачу. Искусственный язык оказывается тем идеалом, к которому следует итеративным способом стремиться.

Однако можно рассматривать язык и с принципиально иной точки зрения, той, которую предложил основатель весьма влиятельного философского течения в XX веке, философской герменевтики, Ханс-Георг Гадамер. Согласно Гадамеру, именно язык априори обуславливает и границы, и способ понимания нами мира. Язык тогда уже не рассматривается как некоторое орудие, не предполагается некоторым вспомогательным средством. Он суть не просто средство общения, передачи информации, но поистине целый мир, который уже не может быть понят через что-то другое, чем он сам не является. Предельно важной задачей философского рассмотрения языка становится попытка осмыслить его «из него самого». Ответ на вопрос о том, чем является язык по своей сути, дается такой: язык по своей сути является тем, что открывает нам мир. Тем самым, мир оказывается существующим для человека лишь постольку, поскольку он зафиксирован в языке. Язык становится условием возможности мира и обретает статус трансцендентального начала. Столь радикальный подход к решению вопроса о познавательном значении языка таит в себе источник опасности. «Онтологизируя» язык философская герменевтика как бы уводит бытие на второй план, создавая тем самым опасность его полной элиминации. По Гадамеру «бытие, которое может быть понято, есть язык» ((6), с.548), а это значит, что единственным опытом, открывающим человеку бытие, является языковой опыт, и никакие принципиально другие формы опыта, кроме языкового, Гадамер не принимает во внимание. Отметим, что на такую недооценку внеязыковых форм опыта, грозящую стать действительным «забвением» бытия, Гадамеру впервые указал представитель еще одного влиятельного философского течения, критики идеологии, Юрген Хабермас.

Итак, основу нашего исследования составляет следующее положение: язык является необходимым условием возможности познания. Проследить за тем, как Х.-Г. Гадамер развивает это положение, и составляет главную цель нашего исследования. Для того чтобы прояснить те предпосылки и онтологические допущения, которые лежат в основании философской герменевтики языка Гадамера, мы обратимся к философии языка его учителя, М. Хайдеггера. Это обращение не случайно, поскольку, согласно уверениям самого Гадамера, его герменевтика лишь продолжает решение поставленных Хайдеггером «радикальных проблем» ((6), с. 616).


Каталог: media -> publications -> articles
articles -> Содержание история зарубежной философии
articles -> Основные функции культуры и лингвокультуры
articles -> Роль социальной мифологии в процессе
articles -> Философия жизни в русской рукописной литературе XVIII века
articles -> Социальный капитал малых сообществ: опыт зарубежных стран
articles -> Категория собственности и экономическая теория
articles -> Онтологическое прочтение гносеологических бинарных оппозиций
articles -> Ставицкий А. В. Наука и миф: некоторые проблемы взаимоотношения
articles -> Образовательная политика российской империи в отношении школ национальных окраин
articles -> Становление и теоретические основания инструментального подхода в юриспруденции


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница