Взгляды Ницше на музыку как верификация его философии



Pdf просмотр
страница1/49
Дата26.05.2018
Размер0.71 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49


Взгляды Ницше на музыку
как верификация его философии

А.С. Хахалин Институт Высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Москва 2004


2

ВЗГЛЯДЫ НИЦШЕ НА МУЗЫКУ КАК ВЕРИФИКАЦИЯ ЕГО
ФИЛОСОФИИ
Введение
3
Часть 1. Музыка перед лицом философии Статус музыки 4 Происхождение музыки 9
Дионисийское и аполлоническое 12 Направления музыки 19 Значение и цель музыки 26
Часть 2. Философия перед лицом музыки Познание, язык, метафизика 31 Вечное возвращение 36 Сверхчеловек 38 Смерть бога 41
Заключение 46
Список обозначений первоисточников 49
Список литературы 49


3
Взгляды Ницше на музыку как верификация его
философии
Люблю ли я музыку Яне знаю слишком часто я ее и ненавижу. Но музыка любит меня, и стоит лишь кому-то покинуть меня, как она мигом рвется ко мне и хочет быть любимой.
Ф. Ницше

У Ницше нельзя искать никакого покоя, в его философии нет ни окончательной истины, ни положений, которые просто можно принять на веру.
К. Ясперс

Введение
Красивое и умнозвучащее слово "верификация" означает осуществление акта проверки, вынесение вердикта "соответствия" или "несоответствия" неким стандартам мы предпочли его русскому "проверка" только потому, что последнее звучит всё-таки слишком категорично. Философия Ницше, очевидно не нуждается в проверке, – и не только потому, что в наше время не так-то просто найти истинных адептов этой философии, но и потому, что противоречивость этой философии давно не вызывает сомнений. Удивительно, как Бертран Рассел мог найти Ницше непротиворечивым, – горячность души заставляет Ницше перечить самому себе под воздействием любой сильной эмоции, нежелание быть последовательным освобождает его от страха самопротиворечия, а тотальная ревизия ценностей, потрясавшая его дважды, после разрывов с Р. Вагнером и Л.
Саломе, делает его работы разных периодов во многом несовместными. И всё- таки, тема, вынесенная в заголовок настоящей работы, представляется очень заманчивой – в первую очередь благодаря своей простоте и определённости методов возможной разработки. Дело в том, что философ и филолог Ницше был очень музыкальным, фанатично преданным музыке человеком. Такая увлечённость музыкой – не редкость среди людей, породу своих первоначальных занятий от музыки весьма далёких. Мы помним о существовании музыкальных фанатиков среди химиков
(А.П. Бородин, Д.Ю. Разорёнов), математиков (Пифагор, военных (НА. Римский-
Корсаков), писателей (ЭТА. Гофман), физиков (Л.С. Термен), – одни в итоге входили в мировой музыкальный пантеон, другие довольствовались относительно скромным вкладом, третьи, как Гофман, постепенно становились больше психологическими культурологическим курьёзом, чем реальным событием в истории музыки. Ницше, без сомнения, вполне вписывается в этот ряд – он одержим музыкой. "Результативность" Ницше, как музыканта, крайне мала, – он является автором нескольких довольно шаблонных (хотя и вполне милых и "качественных) произведений, в романтическом духе, – однако его роль в истории музыки и, особенно, в теории музыки неоспорима и огромна. Как правило, в музыкальной литературе Ницше выступает как alter ego Рихарда Вагнера и поминается рядом с ним, но, смеем предположить, что и без Вагнера
Ницше не смог бы пройти для музыки незамеченным.


Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница