Вторая причина это массовое осознание того факта, что культурное развитие отнюдь не совпадает с историческим развитием



Скачать 281.25 Kb.
страница1/22
Дата10.05.2018
Размер281.25 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Введение

Проблемы культуры и ее изучения являются не таким тривиальным делом, как представляется на первый взгляд. Уже само понятие «культура» при всей привычности является исключительно сложным и неоднозначным. Человек открыл для себя феномен культуры в ту эпоху, которую К. Ясперс назвал «осевым временем истории», т.е. VI – IV вв. до н.э. Правда, в то далекое время задумывались над культурной проблематикой отдельные, выдающиеся умы своего времени: Сократ, Платон, Аристотель, Конфуций, Гаутама, Махавира, Лао-Цзы… Шло время и на рубеже XIX и XX вв. происходит резкий всплеск интереса к культуре. Причем необходимо отметить, что этот интерес носил массовый характер. Это было обусловлено целым рядом обстоятельств.

Первая причина была связана с тем, что развитие и уровень культуры стал неразрывно связываться с прогрессом и развитием самого общества и благополучием людей этого общества.

Вторая причина – это массовое осознание того факта, что культурное развитие отнюдь не совпадает с историческим развитием.

Третья причина – это преодоление прогрессистских надежд XIX века, которые теснейшим образом связывали прогресс и благополучие человечества с научным и техническим прогрессом. Выяснилось, что технические достижения, сочетаясь с низким уровнем культурного развития человека, ведут к большим опасностям и проблемам.

Четвертая причина – это социальные катаклизмы: войны, в том числе мировые, революции, восстания, мятежи, которые взорвали упорядоченную и «спокойную» жизнь цивилизации.

Пятая – «взрыв» этнического самосознания народов, который привел к возникновению массы движений, борющихся за осуществление политических целей и приведший к возникновению сотен новых государств.

Все эти обстоятельства привели к развертыванию исследований по культурной проблематике и возникновению отчетливой потребности в формировании особой науки, чьим предметом был бы феномен культуры. Всё это привело к становлению культурологии в середине XX в. Основоположником новой научной дисциплины стал крупный американский ученый Лесли Уайт.

Необходимо заметить, что в нашей стране культурные исследования долгое время осуществлялись в рамках господствующей марксистско-ленинской методологии, что оказало существенное влияние на практику и результаты таких изысканий. Только в 1980-е гг. в советской науке культурология приобрела самостоятельный научный статус.

Если же говорить об институциональном становлении культурологии в России, то здесь необходимо указать на 1990-е гг., когда были учреждены кафедры и факультеты культурологии в российских высших учебных заведениях, были разработаны программы и планы учебной дисциплины, появились учебники и монографии по культурологии.

Предложенный курс учебной дисциплины структурно делится на две части: теоретико-методологическую и историю цивилизаций. В рамках первой части студенты смогут познакомиться с научным аппаратом культурологии, важнейшими понятиями: «культура», «цивилизация», «традиция», «миф», «обряд», «ритуал», «культ», «религия», «обычай», «гуманизм», «толерантность»; подходами, методами, используемыми данной дисциплиной; узнать, как менялись представления о культуре в исторической перспективе. Познакомиться с ключевыми мыслителями, внесшими крупнейший вклад в изучение культуры. И, естественно, узнать о специфике научного познания, исповедуемого культурологией.

Вторая часть познакомит студентов с многообразным, парадоксальным, но очень интересным миром локальных цивилизаций. Здесь изложение материала подчинено логике развития человеческой культуры. Исток – первобытная культура человечества, потом зарождение первых цивилизаций – древнеегипетской, шумерской, аккадской, древнекитайской, древнеиндийской, потом рассмотрение античной культуры, эллинистической, арабо-мусульманской, культуры Европы в средние века, Новое время и завершится изложение рассмотрением культуры Древней Руси, Российской империи, СССР и современной России.

Задачи, которые стоят перед учебным курсом «культурология» весьма многообразны.

Во-первых, познакомить студентов с критическим объемом культурно-исторического материала, в объемах, достаточных для выполнения учебных требований.

Во-вторых, способствовать личностному, образовательному и профессиональному росту студентов.

В-третьих, вооружить их инструментами понимания для успешной адаптации в любой социокультурной обстановке.

В-четвертых, данный учебный курс несет серьезный дидактический потенциал, позволяя решать кроме учебных, воспитательные задачи.

В-пятых, наряду с курсом отечественной истории, учебная дисциплина культурология позволяет в творческой, диалогической, непосредственной форме вести работу с такими важными и сложными темами, как патриотизм, толерантность, гражданственность.

Важным моментом является и то, что курс культурологии, читаемый в техническом высшем учебном заведении, должен способствовать формированию у студентов навыков работы с гуманитарным знанием, развивая их способности и умения.

Главной задачей курса является помощь в формировании активной, заинтересованной позиции студентов в их отношении к социокультурной реальности, повышения их культурного уровня, осознания себя как достойных граждан своей страны.



Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Методы научного познания
123456789 -> Ввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввв
123456789 -> Учебная программа по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
123456789 -> Национальная идентичность в социально-конструктивистской перспективе а. Л. Ластовский
123456789 -> Методические рекомендации для студентов факультета «Социальный менеджмент»
123456789 -> Средств массовой информации
123456789 -> Конфликт разума и чувств в комедии а. С. Грибоедова «горе от ума»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница