Вступительного экзамена в адъюнктуру по дисциплине «философия»



Скачать 178.25 Kb.
страница1/2
Дата31.12.2017
Размер178.25 Kb.
ТипРеферат
  1   2

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное военное казенное образовательное учреждение высшего образования Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного



СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АДЪЮНКТУРУ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

Санкт-Петербург - 2017



Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Введение в философию.

Философия как форма знания и тип мировоззрения. Мировоззрение, его сущность и структура. Мироощущение, миропонимание, мировоззрение. Знания, ценности, нормы, идеалы, убеждения как основные составляющие мировоззрения. Общественно – исторический характер мировоззрения. Философское знание и военное дело. Базисные ценности военно-философских учений, законов, категорий и понятий. Влияние философии на формирование мировоззрения военнослужащего.

Предмет, структура и функции философии. Специфика философского знания. Философия и мифология. Философия и религия. Структура философского знания. Функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, прогностическая, воспитательная. Назначение философии. Становление философии как науки. Место и роль философии в культуре. Роль философского знания в формировании профессиональных навыков, качеств и компетенций военнослужащих. Влияние философии на военное дело. Место и роль философии в анализе основных проблем военного строительства.
Тема 2. История философии

Основные периоды и особенности развития мировой философии. Проблема происхождения философии.

Античная философия: периодизация, основные проблемы, школы и представители. Характерные черты античного миропонимания. Натурфилософия ранних греческих мыслителей. Классическая философия Платона и Аристотеля. Эволюция античной мудрости в эпоху эллинизма. Военно-философские учения античности.

Философия Средневековья и эпохи Возрождения. Основные идеи и принципы философии Средних веков. Проблемное поле средневековой философии. Идейное содержание патристики: Августин Аврелий. Проблема времени в религиозной картине мира. Схоластика как стандартизированная техника мышления и обучения: Фома Аквинский. Философское наследие Ренессанса: духовные ориентиры и особенности. Гуманизм как новый вид учености. Натурфилософия Ренессанса. Социально-политические теории Возрождения. Военно-философская мысль Средневековья и эпохи Возрождения.

Философия Нового времени. Возникновение науки в европейской культуре XVII века. Рационально-познавательные стратегии Нового времени: эмпиризм и рационализм. Проблема метода в теории познания и пути ее разрешения. Проблемное поле, основные течения и представители философии Просвещения. Рационалистические модели человека и общественно-правовые идеалы Просвещения. Военно-философские учения Нового времени.

Немецкая классическая философия. Кантианская революция в философии. Учение об априорных формах познания. Учение Канта об автономности морали, категорический императив нравственного поведения. Теория вечного мира И. Канта. Система и метод Гегеля. Учение о логике, природе и духе. Диалектика в немецкой классической философии. Философия истории Гегеля. Новая культурно-историческая картина мира. Учения о войне и мире в немецкой классической философии.

Современная неклассическая философия. Общая характеристика основные направления, проблемное поле и представители неклассической философииXIX-XXI века. Рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм современной западной философии. Основные направления современной западной философии: постнеклассическая философия, философский постмодернизм. Постнеклассические модели философского анализа современной цивилизации. Философия науки и модели развития научного знания.

Русская философия. Своеобразие русской философии. Проблема периодизации. Феномен «русской идеи». Славянофилы и западники. Философия всеединства В. Соловьева. Идеи философов серебряного века. Современная философская мысль России. Русская военно-философская мысль.


Тема 3. Проблемы бытия и сознания в философии

Понятие бытия и его философский смысл. Основные концепции бытия: классическая, формально-логическая, экзистенциальная. Деонтологизация бытия в постмодернизме. Проблема субстанционального единства мира. Типы и формы субстанционального единства мира. Монистические и плюралистические концепции бытия. Типы и формы бытия. Понятие материального (бытие природы) и идеального (бытие духовное), объективного и субъективного. Бытие природы, человека и общества. Бытие идеального. Специфика социального бытия. Методологическое значение учения о бытии для военных кадров.

Философское учение о материи. Формирование и развитие представлений о материи в истории философии. Структурные уровни организации материи. Виды материи: вещество, поле, информация. Основные атрибутивные свойства материи. Концепции эволюции Вселенной и понятие коэволюции.

Движение, пространство и время. Основные формы движения материи, их качественная специфика и взаимосвязь. Пространство и время - объективные формы существования материи. Свойство пространства и времени. Социальное пространство и время. Взаимосвязь материи, движения, пространства и времени. Пространственно-временной континуум явлений войны и военного дела. Понятие хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Особенности понимания времени и пространства в военных науках. Пространство и время в современной войне. Информационное пространство и его роль в современных войнах.

Диалектика, ее исторические формы и альтернативы. Исторические формы диалектики. Сущность и соотношение понятий «движение» и «развитие». Основные концепции развития: градуалистская, "творческой эволюции» или «эмерджентизма», натуралистская, диалектико-материалистическая, рационалистическая модель диалектики. Законы и категории диалектики, их содержание и сущность. Закон единства и борьбы противоположностей. Понятие определенности предмета, его количественно-качественной характеристики. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений. Категории: свойство, качество, количество, мера, скачок. Типы скачков: эволюционные и революционные. Закон отрицания отрицания. Законы и категории диалектики и их применение в военном деле.

Сознание как предмет философского анализа. Природа сознания и его основные свойства. Структура и функции сознания. Источники сознания. Роль сознания в военном деле. Сознание как основа морально-психологических состояний военнослужащих. Сущность идеологии и ее функции


Тема 4. Гносеология.

Основные проблемы гносеологии. Познание и его виды. Познавательные способности человека. Структура познавательного отношения. Рациональные и иррациональные компоненты в познании. Основные направления в теории познания. Истина как цель познавательной деятельности. Концепции истины. Критерии истинности.

Философия науки. Наука и ее основные характеристики. Уровни и формы научного познания. Роль эмпирического наблюдения и теоретического анализа в познании военной теории и практики, законов войны. Трудности познания в сфере военного дела и средства их преодоления. Научная картина мира. Методы и приемы научного познания. Наука и военное дело. Принципы познания в военном деле. Философские аспекты военно-научного познания. Сущность, специфика, структура, методология военно-научного познания.

Философия техники. Происхождение и природа техники. Роль техники в жизни человека и общества. Феномен военной техники. Система человек – военная техника: проблемы отношений.


Тема 5. Антропология и аксиология

Проблема человека в философии. Антропологические учения ХХ века: немецкая философская антропология, экзистенциализм, персонализм и др.

Проблема личности в философии. Сущность, структура и типология личности. Личность и ее социальная роль. Иерархия ценностных ориентаций личности. Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте человека. Нравственность и воинская деятельность. Проблема свободы и ответственности в условиях воинской деятельности. Воинский долг как смысл жизни военнослужащего.

Философское понятие культуры. Воспитание уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям, толерантно восприятию социальных и культурных различий. Армия и религия. Воспитательный потенциал религии и его роль в работе с верующими военнослужащими.


Тема 6. Социальная философия

Понятие общества: подходы и решения его понимания. Общество как продукт целенаправленной совместной деятельности людей. Общество как саморазвивающаяся система. Основные сферы общественной жизни и диалектика их взаимодействия. Экономические, политические, социальные, духовные связи, диалектика их проявления в жизнедеятельности человека, в социальной структуре современного общества. Военная сфера как подсистема общества.

Основные концепции философского понимания истории. Понятие исторического процесса. Социальная типология истории. Диалектика объективного и субъективного в истории. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Личность и массы в истории. Единство и многообразие мировой истории. Многообразие форм и путей исторического развития и проблема адекватности их отражения в научных теориях. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития, их сущность и значение для понимания единства и многообразия культурно-исторического опыта человечества, критериев общественного прогресса. Война и общественный прогресс.
Тема 7. Философские проблемы войны, мира и армии

Насилие и ненасилие в истории. Мир: понятие, типы и основы его обеспечения. Мир как социальное явление. Содержание мира: социальное, политическое, экономическое, научно-техническое. Критерии мира: неустойчивый, устойчивый, пограничный, региональный, глобальный мир. Мир как идеал и реальное состояние общественных отношений. Мир как пространство повседневной воинской деятельности. Виды, формы мира и его защиты в современном обществе. Пацифистское понимание мира.

Природа войны, ее место в истории общества. Философские учения о причинах возникновения, сущности и содержании войн и военных конфликтов. Социальный характер войны. Методология классификации войн и военных конфликтов. Взгляды отечественных и зарубежных военных ученых на характер и видоизменения будущих войн. Военная доктрина Российской Федерации о роли вооруженной борьбы в поддержании мира и обеспечении национального суверенитета.

Философия армии. Армия и общество, диалектика их взаимодействия. Сущность, предназначение и функции армии: философский аспект. Закономерности строительства вооруженных сил на современном этапе.



Философия воинской деятельности. Философские основы организации воинской деятельности. Воинская деятельность и ее специфика, основные виды и формы воинской деятельности.



  1. Каталог: files
    files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
    files -> №1. Введение в клиническую психологию
    files -> Общая характеристика исследования
    files -> Клиническая психология
    files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
    files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
    files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница