Возрастные кризисы у детей: возможно ли их избежать



страница1/22
Дата04.05.2018
Размер1.17 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Министерство образования и науки РТ

Информационно – методический центр отдела образования

Азнакаевского муниципального района РТ










Печатается по решению методического Совета информационно-методического центра отдела образования Азнакаевского муниципального района РТ

В сборник включены материалы педагогических работников образования Азнакаевского муниципального района в рамках аттестации – 2010

Рецензенты:

Ахмадишина Л.М., директор информационно-методического центра отдела образования Азнакаевского муниципального района РТ


Современному воспитанию – современный учитель

(материалы работников образования Азнакаевского муниципального района в рамках аттестации – 2010)

Азнакаево, 2010




Содержание
Материалы из опыта работы в рамках аттестации-2010

Галиева Г. А. Возрастные кризисы у детей: возможно ли их избежать?

Вафиева Л. А. Создание объемной фактуры на основе бумагапластики.

Фаттахова З. А. Ойрэнгэннэребез – узебезнең иминлегебез хакына.

Сабирова Р. Г.Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников как одна из задач развития речи в начальной школе.

Багманова Р. Р. Кушу һәм алуны ныгыту .

Хафизова Э.И. Формирование познавателҗной деятелҗности младших школҗников.

Сәмәрканова Ф. Ф.Сәламәтлек – үзе бер бәхет.

Хасанова Р.Р. “Эш дәфтәренә овал язарга өйрәнү”.

Хасанова Г. Г. «Юный филолог» (Внеклассное мероприятие ).

Хафизова Г.Н. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках русского языка

Салаватова Т. Д. Проектная и исследовательская деятельность младших школьников

на уроках и внеклассной работе



Хасанова Г. Г. «Юный филолог»

Рахманова А. М. Применение компьютерных технологий на уроках русского языка

Нигматзянова Р. С. «Я вам жить завещаю, - что я еще могу...» (Разработка внеклассного мероприятия)

Шайхуллина Г. И. Обновление содержания преподавания математики путём широкого использования инновационных технологий, повышения качества подготовки к ЕГЭ. Пути устранения недостатков в организации подготовки с выпускниками к ЕГЭ

Губайдуллина А. Р. «В мире растений» (урок занимательной математики в 5 классе)

Денисова И. Б. «Построение графика сложной тригонометрической функции» (интегрированный урок по математике и информатике в 10 классе)

Шәйхетдинова Н. К. “Географик мишень(географик кичә, 10 класс)

Аисова З.А. Исторический вечер “Разделенная участь”

Төхбәтуллина Г. Р. “Без демократия яклы”.

Ахметова Р. Д. «Что такое успех для тебя (Разработка урока английского языка)

Хабибуллина А.А. «Разрешение конфликтов»

Кашаповой Р.Р., Шакирзяновой Э.Р . «Дети военной поры… взгляд из 21 века» (Интегрированный урок-конференция в 6-8 классах)

Возрастные кризисы у детей: возможно ли их избежать?

Галиева Гульнара Анасовна

учитель начальных классов

II квалификационной категории

МОУ СОШ с. Тумутук

Главной стратегической установкой в реформировании системы образования является обеспечение качества образования, соответствующего потребностям личности, социума и рынка труда. Важным условием достижения качества является обеспечение непрерывности образования. В свою очередь, основным средством обеспечения непрерывности является преемственность между всеми звеньями образования.

Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются, его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе. В то же время школа как преемник дошкольной ступени образования строит свою работу на достижениях ребёнка-дошкольника и строит свою педагогическую практику, используя и развивая его потенциал. Такое понимание преемственности позволит реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

Известно, что главной составляющей социальной ситуации развития ребёнка, его ближайшим окружением, «эмоциональным тылом» является семья, с которой образовательному учреждению необходимо установить тесное взаимодействие.

Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодействие должно осуществляться на различных этапах жизни ребёнка: внутри образовательного учреждения; между образовательными учреждениями; между  образовательными учреждениями и другими институтами детства; между образовательными учреждениями и семьёй.

В нашей школе каждый год проводится индивидуальное консультирование будущих первоклассников и их родителей, проводятся педсоветы вместе с воспитателями ДОУ. Это позволяет еще до поступления ребенка в школу дать рекомендации родителям по подготовке, познакомиться с условиями обучения детей в школе, помочь ребенку в успешной адаптации в самый сложный для него период – начало обучения.



Что делать родителям, чтобы помочь ребенку пережить кризис семи лет.

В первый школьный год проблемы возникают практически у всех детей: детсадовских и «домашних», хорошо подготовленных к школе и едва читающих, бойких и застенчивых, усидчивых и непосед. Почему-то все родители уверены, что их ребенок в школе будет отличником. Когда оказывается, что их умненький, раскованный, сообразительный малыш почему-то не справляется со школьными требованиями, многие папы и мамы чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую головку обрушивается град упреков: неусидчивый, не стараешься, грязнуля, растяпа. Но ведь не только родители, но и сам малыш предполагал, что будет хорошо учиться. Он и сам недоумевает, почему у него ничего не получается. А тут самые близкие люди, на поддержку которых он рассчитывает, ругают и наказывают. У ребенка может сложиться впечатление, что его перестали любить. То есть, не совсем перестали, но, если раньше его любили безусловно, то есть, просто за то, что он есть, то теперь он должен заслужить. Возможно, он переживает кризис. Знание критических моментов в жизни своих детей позволяет пережить их менее болезненно и выйти из сложных периодов без потерь.

Кризис – это необходимый и закономерный этап в жизни ребёнка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания , капризов , которые малыш очень ярко проявляет . Таким образом , этих кризисов также три : кризис одного года, кризис трёх лет, кризис семи лет. Обойти их невозможно - через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьёзными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении ребенка. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали «кризисами развития».

Кризис семи лет - психологи утверждают, что из всех возрастных кризисов этот наиболее спокойный. Проходит на границе дошкольного и младшего школьного возраста. В этом возрасте родители относятся к ребёнку дома как к маленькому, а в школе как к ученику, предъявляя к нему высокие (контролируй свое поведение на уроках и перемене, получай только хорошие отметки). Такая родительская тактика вызывает протест у ребенка.

Кризис семи лет. Что происходит?

Во-первых, меняется восприятие себя любимого. Если у дошкольника есть аксиома «Я успешен», в кризис семи лет на смену приходит «Я хочу быть успешным» и одновременно вопрос « я могу быть успешным?». Определяется критерии успешности. Успешный - значит взрослый. Дети хотят быть взрослыми. Успешный - значит правильный. Отсюда и «давай не скажем папе, что я что-то сделал», и детская ложь, желание что-то скрыть, и суперпослушание образцовых девочек. Успешен ли я? Кризис семи лет, какой я есть? Формируется самооценка и умение оценивать себя. Дошкольникам свойственно себя переоценивать - это нормально. Ребенок в 7лет уже теряет детскую непосредственность и способность восхищаться собой, начинает сравнивать себя с другими, себя с самим собой. Он хочет хорошо учиться. Он сомневается. Он будет спрашивать, а что будет, если вдруг получу четверку с минусом? Что будет, если я не сделаю это…

И тут очень важно, с одной стороны, не уронить самооценку ребёнка. С другой - научить его адекватно оценивать свои поступки. Он готов признавать ошибки - только если он их признал, не надо его за это наказывать. Если хочется похвалить что-то ребёнкино, особенно не совершенное - разбейте его на детали. Вот это у тебя получилось хорошо, а это не очень. Но вообще молодец и стараешься. На выходе должно быть «я хороший, я могу». И если не хвалят или ругают за что-то, я все равно хороший, просто работу надо переделать или доделать. Меняется мотивация - могу работать , потому что надо, или потому что, хочу это научиться делать. Даже если сложно и противно.



Во-вторых, у ребёнка меняются отношения с окружающим миром. Появляется самоконтроль. Могу потерпеть, могу захотеть и не заплакать. Появляется четкое разделение внутренней и внешней жизни. Во внутреннюю жизнь допускаются далеко не все. Бывало так: ребенок плачет и рыдает в подъезде, входит кто-то чужой – ребенок тут же замолкает, даже если плакал от реальной обиды». Он не хочет, чтобы посторонние видели его чувства. Переживания сейчас очень важны для ребенка. Для дошкольника они само собой разумеющееся. Весело - смеюсь, грустно- рыдаю . После семи лет идет анализ, переживания могут отрываться от конкретной ситуации. И не только переживания. Ребенок начинает разрывать и связь человек - ситуация. Для дошкольника в чужом человеке первична его функция. Ребенок начинает более критично оценивать взрослых. В том числе и своих родителей. Про школу все лучше знает учительница и мама тоже должна ее слушаться. Именно поэтому в начальных классах так велик авторитет учителя. Ребенок уже начинает понимать, что мир несовершенен. Перестает верить в чудеса. Не до конца, конечно, до конца никто не перестает. Но фразу « в жизни так не бывает»- услышать от ребенка после кризиса реально.
Как вести себя взрослым

Детям нравится, когда их оставляют в покое, для их роста необходимо пространство. Да, родители должны быть начеку, должны быть внимательными, чтобы ребенок не поранил себя, но родителям нельзя во все совать свой нос. Они должны привить ребенку стремление к истине, но не свое трактование этой истины. Нельзя ребенка учить правде, но нужно учить искать ее. Нужно учить поиску, нужно учить стремлению к исследовательству, нужно учить приключениям. Уважайте детей.

Не заставляйте их уважать Вас потому, что Вы их отец, Вы их папочка, их мамочка и так далее. Измените, свое отношение и убедитесь, как уважение повлияет на ваших детей. Если Вы их уважаете, то они будут Вас слушать более внимательно. Они будут стараться понимать вас, если Вы их уважаете. Ни в коем случае ничего не навязывайте им; понимая Вас. Они поймут, что Вы правы, и потянутся к Вам, они не потеряют своего настоящего лица. Любовь и уважение мягко помогут им понять мир, стать более осознающими, внимательными. Ведь жизнь драгоценна, это подарок Вселенной. Нельзя прожигать ее.

Все происходит легче, когда вы любите. Любите своих детей, наслаждайтесь их свободой. Ведите себя как ребенок. Играйте с малышами – это здорово. Иногда возьмите их на прогулку, на берег реки или куда угодно, в сад: ведите себя так, как они, не заставляйте их вести себя по – взрослому. Следуйте за ними, и вы обнаружите в себе новое понимание мира. Мы становимся жесткими, твердыми, как сталь, безжалостными. Такое поведение безопасное, но оно мертвое.

При любой возможности становитесь ребенком, почувствуйте себя ребенком! Когда – то совсем недавно наши дети были наивны и распахнуты, и мы читали их как открытую книгу. Теперь готовьтесь к иным временам. Даже самые чуткие родители не всегда могут понять, что думает и чувствует их юный наследник. У него появляется своя – внутренняя - жизнь, и он не собирается «за просто так» пускать туда взрослых. Почему и откуда взялась она? Посмотрим.

В семь лет ребенок из дошкольного возраста переходит в школьный возраст. Основная причина нового кризиса – развивающие возможности игры ребенком исчерпаны. Все дошкольное детство игра была не просто самым любимым занятием мальчиков и девочек – она была стимулом и условием их развития. Через игру дети изучали всевозможные социальные роли и отношения, оттачивали свой интеллект и учились управлять своими эмоциями и поведением.

Родителям необходимо помнить, что это временное явление и при правильном поведении взрослых эти явления пройдут. Взрослым, которые окружают ребенка, необходимо определить единую систему требований к нему, быть спокойным, доброжелательным, ровным в отношениях с ребенком. И в то же время требовательным и настойчивым в выполнении предъявляемых требований. А самое главное – любите ребенка! Чаще вместе проводите время, общайтесь, разговаривайте, объясняйте ребенку непонятные ему вещи, не скрывайте своих чувств.

Прислушаемся к советам своих детей!

«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.


И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха — поймут все без труда.
Слова порой запутаны, пример же — никогда.
Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии — вот лучшая из школ.
И если все мне рассказать, я выучу урок.
Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть можно верить и умным словесам.
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет.
Зато пойму как ты живешь: по правде или нет»

Создание объемной фактуры на основе бумагопластики

(урок по технологии в 2-ом классе)
Вафиева Люция Анаровна

учитель начальных классов



МОУСОШ № 6 г. Азнакаево
Цели урока: создание объемного замка, на основе бумагопластики; развитие умения работать с бумагой, канцелярским ножом, воспитание любви к окружающему, видение красоты окружающего мира.

Оборудование: мультимедийный проектор, готовые рисунки замков, готовые изделия замка, канцелярские ножи, досчатая подкладка, коробки из под конфет.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Подготовка рабочего места.

Что такое замок? (рассуждения детей)

Кто в них живет? Видели ли вы замки? Где? Какие они бывают?



  1. Сообщение темы и цели урока.

Вы сегодня должны были принести готовые эскизы замков. Принесли. Мы сегодня с вами будем создавать объемную фактуру. С элементами бумажной объемной фактуры мы с вами познакомились уже на прошлом уроке. Сегодня мы используем все известные элементы вместе и создадим замок. ( Показ примеров объемной фактуры на бумаге)

Посмотрите, что у нас должно получится. (Показ готовых замков)

-Какое настроение передает замок, который на черном фоне? (ночь, тьма, страх, темные силы и т.д.)

- Какое настроение передает замок на зеленом фоне? (радость, свет, день, хорошее настроение и т.д.)

Значит очень важно учитывать и фон на котором, будет находиться наш замок.


  1. Выполнение работ.

а) Что потребуется на сегодняшний урок? (коробка, канцелярский нож, цветная бумага, подкладка, эскиз замка.)

б) Но прежде чем начать работу, давайте вспомним технику безопасности при работе с канцелярским ножом. (На экране выходит техника безопасности при работе с канцелярским ножом)



  • Работай с ножом осторожно;

  • Не направляй открытое лезвие к другим;

  • Не оставляй без ненадобности открытое лезвие;

  • Держи нож только за ручку.

  • При работе используй твердую подкладку.

в) Давайте создадим алгоритм выполнения работы.

Какие бывают алгоритмы? Вспомним урок информатики. Циклический, линейный, периодический…

На экране высвечивается алгоритм поэтапно.

Что мы делаем первым?



  • Приготавливаем рабочее место.

  • Берем эскиз замка.

  • Берем канцелярский нож.

  • Режем узор.

  • Еще надо резать.

  • Да. Нет.

  • Если да, то возвращаемся к

  • Приклеиваем на фон. Заканчиваем работу.

  • Убираем рабочее место.

Какой алгоритм получился? (Циклический)

г) Самостоятельная работа учащихся

В ходе работ учитель помогает ученикам.

По мере уставания проводится физминутка.



  1. Итог урока.

- Понравилось ли вам работать на уроке?

- Что особенно понравилось?

- А что не понравилось?

Оценка работ учащихся.



Ойрэнгэннэребез – узебезнең иминлегебез хакына

(башлангыч сыйныф укучылары өчен проект)
Фаттахова Зөбәйрә Асфан кызы

Азнакай муниципаль районы

Сарлы авылы гомуми урта белем бирү мәктәбе башлангыч сыйныф укытучысы
Поектта катнашучылар:

Сарлы авылы гомуми белем бирү мәктәбе башлангыч сыйныф укучылары.

ДАИ хезмәткәре Давлетшин А.А.

Проектнын максаты:

Транспорт чаралары hәм юл йөрү кагыйдәләре үсеше тарихы белән танышу.

Укучыларның юл йөрү кагыйдәләре буенча белемнәрен ныгыту, өйрәнгәннәрне хәтердә яңарту.

Юл хәрәкәте иминлеге хезмәткәре hөнәре белән таныштыру, шул hөнәргә кызыксыну уяту.

Бәйләнеш характеры: тышкы.

Эш режимы: класстан тыш вакытта.

Планлаштырылган проектлар: «Транспорт чаралары hәм юл йөрү кагыйдәләре тарихы», «Юл йөрү кагыйдәләрен беләсеңме?», «Юл хәрәкәте иминлеге хезмәте hөнәре – кирәкле hөнәр».

Проект формасы: «Ойрәнгәннәребез - үзебезнең иминлегебез хакына» дигән проектны әзерләу hәм яклау.

Эш төре: юл фәне тарихы hәм транспорт чаралары белән танышу, мәгълүмәт жыю, очрашу үткәрү, рәсем ясау, шигырьләр hәм жырлар өйрәнү.

Эшне оештыру формалары: төркемнәрнең иминлек өчен кирәклегенә төшенү hәм үтәү, ДАИ хезмәткәре hөнәренә кызыксыну уяту.

Проект башлангыч сыйныф укытучылары hәм ДАИ хезмәткәре ярдәмендә тормышка ашырыла.

Проектның уңышлы булуына ярдәм итә:

-ДАИ хезмәткәре белән очрашу;

-укучыларның бирелгән тема буенча әзләнүе;



Проектны тормышка ашыру:

1 этап. Транспорт чаралары hәм юл йөрү кагыйдәләре тарихы турында мәгълүмат җыю.

2 этап. Юл билгеләре турында мәгълүмат җыю.

3 этап. Юл йөрү кагыйдәләренә багышланган шигырьләр, җырлар өйрәнү, рәсем ясау.

4 этап. ДАИ хезмәткәре белән очрашу.

5 этап. Проектны эшләу, яклау.



Проектлау эшенең барышы.




Эш торе

Эш эчтәлеге

1

Проект биремен эшләү.

Проект темалары тәкъдим итү, алар турында фикер алышу

2

Проект планын төзү.

Проект планын төзү, фикерләр ярдәмендә планны камилләштерү.

3

Иҗади төркемнәр оештыру.

Проектны эшлэү өчен бергә эшли алучы укучыларны берләштерү

4

Информация туплау

Юл йөрү кагыйдәләре буенча материаллар белән танышу.

5

Проектны эшләү.

Транспорт чаралары hәм юл йөрү кагыйдәләре турында мәгълүмат жыю.

Юл билгеләре турында мәгълүмат җыю.

Юл йөрү кагыйдәләренә багышланган шигырьләр, җырлар өйрәнү, рәсем ясау.

ДАИ хезмәткәре белән очрашу.

Проектны эшләү.


6

Проектны яклауга әзерлек.

Проектны яклау өчен кирәк булган материал әзерләү.

7

Проектны яклау.

Проктны яклап чыгыш ясау.

8

Проектны камилләштерү.

Тәкъдимнәр нигезендә проектка төзәтмәләр кертү.

Проектта катнашучылар: 1-4 сыйныф укучылары, ДАИ хезмәткәре Давлетшин А.А.

Проектның максаты:

1.Транспорт чаралары hәм юл йөрү кагыйдәләре үсеше тарихы белән танышу.

2.Укучыларның юл йөрү кагыйдәләре буенча белемнәрен ныгыту, өйрәнгәннәрне хәтердә яңарту.

3.Юл хәрәкәте иминлеге хезмәткәре hөнәре белән таныштыру, шул hөнәргә кызыксыну уяту.

Укучылар тарафыннан эшләнгән эшләр: юл фәне тарихы hәм транспорт чаралары белән танышу, мәгълүмәт җыю, очрашу үткәрү, рәсем ясау, шигырьләр hәм җырлар өйрәнү.

Катнашучылар саны: 23 укучы 8 төркемгэ бүленеп эшли.

Нәтиҗәдә: : юл йөрү кагыйдәләренең иминлек өчен кирәклегенә төшенү hәм үтәү, ДАИ хезмәткәре hөнәренә кызыксыну уяту.

«Өйрәнгәннәребез-үзебезнең иминлегебез хакына» проекты уңышлы булуына ярдәм итүчеләр:

Сарлы авылы гомуми белем бирү мәктәбе башлангыч сыйныф укучылары, ДАИ хезмәткәре Давлетшин А.А.

Проект 5 этапта башкарыла:

1 этап. Транспорт чаралары hәм юл йөрү кагыйдәләре тарихы турында мәгълүмат җыю.

2 этап. Юл билгеләре турында мәгълүмат җыю.

3 этап. Юл йөрү кагыйдәләренә багышланган шигырьләр, җырлар өйрәнү, рәсем ясау.

4 этап. ДАИ хезмәткәре белән очрашу.

5 этап. Проектны эшләү, яклау.

Төркемнәргә эш.

1 этап. Транспорт чаралары hәм юл йөрү кагыйдәләре үсеше тарихы белән танышу өчен материал туплау.

1 төркемгә:Юл йөрү хәрәкәтенә ничә ел? Светофорның туган көне.

2 төркемгә: Юл йөрү билгеләре кайчан барлыкка килгән?

3 төркемгә: Ни өчен тротуар барлыкка килгән? Ни өчен светофорга шушы 3 төсне сайлаганнар?

2 этап.

1 төркемгә: Авыл эчендәге юл билгеләре.



2 төркемгә: Тыючы, мәгълүмат бирүче билгеләр.

3 төркемгә: Кисәтүче билгеләр.

3 этап.

1 төркемгә Юл йөрү кагыйдәләренә караган рәсемнәр ясау.



2 төркемгә Юл йөрү кагыйдәләренә караган шигырьләр җыю.

3 төкемгә Юл йөрү кагыйдәләренә караган җырлар өйрәнү.

4 этап.

ДАИ хезмәткәре ДавлетшинА.А. белән очрашу.



5 этап.

Проектны яклау.





Каталог: DswMedia
DswMedia -> Положение о внутришкольном мониторинге качества образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия г. Алдан»
DswMedia -> Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента
DswMedia -> Русь древняя и средневековая V – рубеж xvi–xvii вв
DswMedia -> О теореме Пифагора и способах ее доказательства
DswMedia -> Сочинение «Разум и чувство»
DswMedia -> Речевые характеристики персонажей в комедии Грибоедова «Горе от ума»
DswMedia -> Усовершенствование методической работы в доу как одно из условий повышения качества дошкольного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница