Возможности рефлексивного мониторинга в обеспечении качества образования



Скачать 139.41 Kb.
страница1/3
Дата01.07.2018
Размер139.41 Kb.
  1   2   3

Майер А.А.,

Барнаульский государственный педагогический университет,

г. Барнаул

Возможности рефлексивного мониторинга в обеспечении качества образования
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы организации рефлексивного мониторинга. Освещены возможности и назначение рефлексивного мониторинга в обеспечении качества образования, показаны его концептуальные и технологические составляющие. Особое внимание уделяется управленческой стратегии и тактики использования рефлексивного мониторинга на разных этапах и стадиях становления компетентности человека в образовании, которое понимается как человекообразование.


Мониторинг качества образования, как область педагогического знания, активно развивается сегодня под влиянием концептуальных установок модернизации системы российского образования – ориентацией на обеспечение ее качества, доступности и эффективности. Квалиметрия образования в условиях разработки нового поколения образовательных стандартов отвечает потребностям оперативного и гибкого управления образовательными системами. Приоритетное место в их развитии отводится конкретном субъекту образования – личности ребенка, воспитателя, учителя, преподавателя.

Появление таких понятий как автопедагогика, самопедагогика, самоменеджмент, самовоспитание, самообразование, рефлексивный мониторинг действия в различных областях научного знания – социологии (Э. Гидденс), управлении (В.С. Шаповалова), психологии (А.Ю. Коджаспиров, Р.В. Овчарова), педагогики (М.Н. Ермоленко, В.А. Мижериков, Т.И. Шамова, I. Jamieson, K.М. Zeichner) все более высвечивает акмеологический, личностный аспект развития субъекта в образовании. Квалиметрия качества образования в качестве измерительной базы все чаще избирает антропологические характеристики человека образующегося. В свою очередь, управление образованием имеет конечной целью саморазвитие всех участников педагогического процесса.

В науке сложился устойчивый подход к определению качества образования как меры соответствия интересам и возможностям, а также степень удовлетворения запросов и потребностей основных заказчиков и потребителей образовательных услуг – государства, общества, личности. Исходя из этого, мы полагаем, что показателем качества образования будет уровень удовлетворенности названных субъектов процессом и результатами обучения и воспитания.

Внимание современного социогуманитарного знания к проблемам личности, его центрация на конкретном человеке приводят к поиску нетривиальных средств актуализации сущностных сил человека в образовании. Одним из таких средств может стать рефлексивный мониторинг. Рассмотрим подробнее его возможности в управлении качеством образования.

Рефлексивный мониторинг в педагогике в настоящее время фиксируется на уровне идеи (Е.В. Бондаревская, Т.И. Шамова, P. Hodkinson, G. Harvard) и фрагментов технологии ее реализации в обучении в рамках модульно-рейтинговой технологии (П.А. Юцявичкене), технологии полного усвоения (К. Блум, И. Унт), мотивационной программно-целевой психологии управления (И.К. Шалаев).

Тем не менее, не разработанность целостной концепции рефлексивного мониторинга, слабый акцент на конкретных технологиях актуализации и востребования всех «само» субъекта в образовании не позволяет эффективно осуществлять образовательный процесс как человекообразовательный (В.Е. Клочко).

Изучение операциональных показателей качества человекообразования, особенно в высшей школе, носит отрывочный и несистематизированный характер в общеметодологическом и процедурном плане.

С развитием витагенного, голографического подходов к образованию (А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, В.В. Сериков) возникает необходимость в поиске условий, механизмов и средств сопровождения образовательных маршрутов человека обучающегося.



Рефлексивный мониторинг, при условии его разработанности, может стать подобной процедурой, позволяющей оптимизировать развитие человека в образовании.

Мы полагаем, что решение ряда принципиальных вопросов позволит сделать рефлексивный мониторинг эффективным средством сопровождения человекообразования. К ним отнесем следующие вопросы:

  • конструирование теоретической модели компетентности человека (идеального результата человекообразования), которая учитывает позиции в формировании его общей культуры (Б.Н. Боденко, И.А. Зимняя) и позволяет субъекту быть успешным в сферах профессионального и личностного развития;

  • разработку дидактических основ ее формирования, фиксирующих квалиметрический эталон (норму-образец сформированности компетентности), факторы и технологии его достижения в процессе образования человека;

  • построение концепции рефлексивного мониторинга, разработку и апробацию адекватных ей технологий на основе рефлексии и самооценки субъектов, а также организации их продуктивной творческой деятельности на всех уровнях и этапах управления педагогической системой;

  • проведение процедур валидизации используемых методик, проверки надежности и достоверности полученных результатов.

Решение названных проблем мы видим через призму природы и сущности человеческой рефлексии – одного из механизмов человокообразования, а также педагогической формы ее развития – диалога и педагогического взаимодействия. Это особенно актуально для развития педагога в профессии.

Рефлексивная природа деятельности человека определяется формами взаимодействия и взаимосвязи субъектов образования, востребующими интеграцию, координацию, рефлексивный мониторинг действия субъектов как социальных существ (Э. Гидденс). Рефлексия педагога, как отмечают исследователи, эффективна в той мере, в какой он способен понимать, принимать, содействовать действиям других [5, с. 201], понимать происходящее в себе и себя в происходящем (Б.З. Вульфов). Она тесно связана с эмпатией, идентификацией и антиципацией. Пусковым механизмом развития рефлексии в педагогической практике выступает проблематизация и организация поисково-исследовательской деятельности обучающихся. Коллективная деятельность субъектов образования эффективна в той мере, в какой создает условия для разноплановой рефлексии и диалога.

В онтологическом плане педагогическая рефлексия выступает как средство становления мира человека в профессии (трансформации ценностно-смысловых составляющих образа профессии и профессионала как детерминант формирования образа /стиля профессиональной деятельности и общения).

Педагогическая профессия требует от педагога постоянного саморазвития, самосовершенствования в рамках воспроизводства культуры, рефлексия же обеспечивает возможность открытия новых смыслов как предпосылки адекватного воспроизводства ценностей и характеризует содержательно-результативную сторону формирования профессиональной компетентности педагога.

Рефлексия, как основной механизм саморазвития, направлена на фиксацию субъектом текущих и итоговых изменений (достижений), а также прогнозирование хода формирования его компетентности.

Такое понимание рефлексии в образовании позволяет увидеть место рефлексивного мониторинга в структуре подходов к изучению и управлению развитием человека в образовании (см. рис.).

мониторинг

рефлексивный мониторинг

формирования

профессиональной компетентности

педагога дошкольного образования



управление

педагогический

мониторинг



традиционное

управление



профессиографический мониторинг

мотивационное

программно-целевое

управление


квалиметрия

рефлексивное

управление



квалиметрия человека

психология труда

психология

развития


соуправление

квалиметрия (качества) образования

профессиография

психология саморазвития

самоуправление

Рис. Источники и концептуальные идеи генезиса рефлексивного мониторинга

Концептуальные идеи рефлексивного мониторинга в управлении человекообразованием заключаются в следующем:



  • Теоретическая модель профессиональной компетентности служит концептуальной основой управления образованием человека, источником разработки стратегии формирования компетентности и ее квалиметрического эталона.

  • Дидактические основы формирования компетентности человека рассматриваются как технологический базис управления образовательным процессом и служат предпосылкой конструирования содержания учебных курсов на уровне коллективной деятельности субъектов образования.

  • Мониторинг реализации дидактических основ выступает средством управления формированием компетентности субъекта в образовании, решая задачи обеспечения качества образования.

  • Рефлексивный мониторинг на уровне личности и деятельности субъекта выступает оперативной основой обеспечения планируемых результатов сформированности его компетентности, что способствует достижению требуемого качества образования на уровне личности.

Квалиметрический эталон содержит нормы-образцы сформированности компонентов компетентности человека; к факторам ее становления отнесены личность и деятельность субъекта образования во взаимодействии с объектом и предметом труда; технологиями формирования выступают самооценочные и рефлексивные практики обучающихся в процессе рефлексивно-творческой деятельности. Обучающие технологии определены с позиций мотивационного программно-целевого управления и содержат комплекс методов и форм, реализующих социально-психологическую стратегию и тактику в управленческих воздействиях педагога на группу обучающихся и их учебную деятельность.

Указанные позиции позволяет определить рефлексивный мониторинг как механизм аккумулирования (сбора), интерпретации (обработки и анализа) и использования (принятия решений) информации о состоянии объекта (человека) и о процессе формирования его компетентности на всех уровнях и этапах управления.

Таким образом, рефлексивный мониторинг становится основой обеспечения личностного (ценностно-смыслового), социального и предметного плана рефлексии, функционирующей на основе самооценки и механизмов антиципации. В рефлексивном мониторинге заложен большой развивающий потенциал. Эта технология заключает в себе функции контроля и оценивания, диагностики и экспертизы, коррекции и прогноза, мотивации и стимулирования, развития и формирования.

Рассмотрим возможности рефлексивного мониторинга сквозь призму его существенных признаков.




Каталог: Journal -> vestnik -> ARHIW -> N1 2004 -> rtf -> ikt
ARHIW -> Сущность валеологической культуры человека и ее показатели
ikt -> Возможности рефлексивного мониторинга в обеспечении качества образования
ARHIW -> Межпредметных связей
ARHIW -> Использование информационных технологий при формировании информационной компетентности студентов медицинских вузов
rtf -> Психологические аспекты работы с детьми одаренными в сфере информационных технологий
rtf -> Использование гештальт подхода к проблеме адаптации студентов первого курса педагогического университета


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница