Возможные идеологические принципы Евразийского Союза



Скачать 107.31 Kb.
страница1/4
Дата02.07.2018
Размер107.31 Kb.
  1   2   3   4

Возможные идеологические принципы Евразийского Союза
Самым общим образом можно определить идеологию как систему идей, влияющую на существование и развитие отдельных социальных групп, либо общества, государства и цивилизации в целом.

Хотя концепт «идеология» разрабатывается в эпоху Модерна, нельзя сказать, что сам феномен идеологии есть нечто чисто современное. Ведь бытие любого традиционного общества, так или иначе, регулируется и направляется определенными господствующими системами идей. Единственное, что можно с уверенностью сказать, так это то, что в современном обществе появляются именно «профанные» идеологии, поскольку в обществах Премодерна они имеют религиозный, мифологический характер.



Идеализм, реализм и номинализм в интерпретации идеологии

Если идеология это система идей, то все существующие взгляды на природу идеологии можно редуцировать к следующим трем: идеализм, реализм, номинализм. В контексте ноологии, разработанной А.Дугиным, эти подходы можно соотнести с тремя логосами: логосом Аполлона, логосом Диониса и логосом Кибелы.

Идеализм утверждает абсолютный онтологический примат идеологии по отношению к социальной и антропологической действительности. Идеология существует до общества, до государства, до цивилизации. Она вырастает из бытия, она есть само бытие, из которого вытекает эмпирическая действительность. Ядром идеологии являет высшая Идея, которая по Платону есть Благо-Красота-Истина, а по Бл. Августину – Бог. Такое значение идеология имела в древних индоевропейских обществах, в которых, согласно А. Дугину, доминировал именно аполлонический логос. Подобному подходу соответствует «идеационный тип культуры» (П. Сорокин). Нечто похожее на подобный идеализм можно найти в философии Г.В.Ф. Гегеля и в теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Последний писал о том, что национальная идея вырастает из идеи, что была заложена в народ Богом.

С точки зрения реализма, идеология существует не до, но вместе с социальной и антропологической действительностью. Она неразрывно связана с ней, как форма с материей. Здесь идеология сохраняет онтологическую природу, но теряет свою абсолютную самодостаточность по отношению к «реальности». Идеология имманентна той или иной общности, поэтому требует экспликации. Она содержится в «душе культуры» (Шпенглер), в коллективном сознании (Дюркгейм), в коллективном бессознательном (Юнг). В этом подходе учитывается онтология общества и человека, т.е. эмпирической, чувственной реальности, что дает возможность соотнести его с «идеалистическим типом культуры» (Сорокин), и логосом Диониса (Дугин).

Что касается номинализма, то он является господствующим в эпоху Модерна и Постмодерна. Здесь идеология становится лишь абстрактным конструктом, ложной надстройкой над социальной реальностью. Идеология теряет свою онтологию. Она здесь – лишь условный набор идей, сконструированный в интересах правящих или иных классов. Уже автор термина «идеология» де Траси рассматривал идеи в духе сенсуализма Дж. Локка как нечто вторичное по отношению к чувственному опыту. Маркс трактовал идеологию как иллюзорную форму сознания, которая гипостазирует идеи и создает мнимую реальность, причем в интересах господствующего класса. Подобным же образом трактовал понятие идеологии уже в XX в. К. Манхейм и В. Парето. Нигилистический дух постструктурализма и постмодернизма видит в идеологии метаязык (Барт) и метанарратив (Лиотар), сущность которых Ничто. В конечном итоге, лишь такой («ничтожный») статус идеологии возможен в рамках современного общества, в котором, согласно П. Сорокину, господствует «чувственный тип культуры», а согласно А. Дугину – логос Кибелы, который и логосом в строгом смысле не является. Это и справедливо, поскольку материя сама по себе не может, в силу своей хаотической природы, обладать никаким своим логосом, никакими своими идеями, эйдосами. Кибела лишь может продуцировать симулякры идей присущих логосу Аполлона и логосу Диониса.

Философия традиционализма (Генон, Эвола и др.) рассматривает процесс перехода от традиционного общества к современному связывает с процессом десакрализации и, соответственно, дезонтологизации. В контексте же вопроса об идеологии я предлагаю определить процесс ее развития от Премодерна через Модерн к Постмодерну как процесс деидеологизации.




Каталог: vkd -> media -> 130116
130116 -> Преследуемый пролегомены к философии будущего
130116 -> -
130116 -> Александр Гельевич Дугин
130116 -> Основные политические теории Методологические аспекты изучения политических теорий
130116 -> Сборник материалов по этносоциологии и социальной антропологии
130116 -> 3 декабря 2012 года в 15: 00 на базе гостиницы «Саранск» г. Саранск состоялась конференция Евразийского Союза Молодежи рм
130116 -> Байссвенгер М. «Еретик» среди «еретиков»: Л. П. Карсавин и Евразийство
130116 -> Тарас Геннадьевич, в конце 2014 года свет увидел первый том собрания «Материалы для новейшей истории Новороссии», что представляет собой эта книга
130116 -> Название дисциплины: Философия политики
130116 -> Название дисциплины: Философия политики


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница