Воспитательные ценности семьи



Скачать 207.51 Kb.
страница1/3
Дата05.05.2018
Размер207.51 Kb.
  1   2   3



И.Ф. Дементьева. Трансформация ценностных ориентаций в современной российской…

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬЕ
И.Ф. Дементьева
Институт социологии РАН

ул. Кржижановского 24/35, корп. 5, 117259, Москва, Россия

Многочисленные исследования прошлых лет свидетельствуют, что в устойчивом бескризисном обществе трансформация системы семьи демонстрирует высокий инерционный потенциал. Это связано с вполне объяснимой консервативностью мышления старших родителей и их внутренним сопротивлением в принятии новых, на первый взгляд, не всегда понятных, изменений жизненных принципов. Признание новой ценностной парадигмы, примирение с ней формируется в результате многократного столкновения взрослых членов семьи с изменившейся социальной реальностью, на основе обретенного нового жизненного опыта.

Для российской семьи последних двух десятилетий, как и для всего общества, переход в новое качество жизни происходил скачкообразно, вдруг, она неожиданно сталкивалась с совершенно иными социально-экономическими условиями. Преодоление возникшего в связи с этим разрыва между традиционным сознанием и реальным бытием требовало кардинальных изменений мировоззрения как на уровне общества, так и в рамках малых групп (в том числе, и семьи), а также на индивидуальном уровне отдельных представителей.

Поколение родителей, фундаментальные ценности которых сложились в эпоху социалистических общественных отношений, испытывает глубокие противоречия, связанные с необходимостью совмещения старых нравственных принципов и новой рыночной морали. По определению академика С.В. Дармодехина, многие семьи в течение всего периода реформ так и не сумели сформировать «защитные» стратегии и механизмы[3,с.10].

В связи с такой нестандартной ситуацией претерпевает существенные изменения воспитательная стратегия семьи как транслятора общественных ценностей. Родители вынуждены констатировать, что устоявшиеся, выверенные временем ценности семьи нежизнеспособны в новых общественно-экономических условиях. Поэтому сегодня наблюдается совершенно нетипичная в многовековой практике взаимоотношений поколений в семье ситуация, при которой родители обращаются к несовершеннолетним детям за консультацией по жизненным вопросам, корректируя через детей свои представления о реальных ценностях современного российского общества. Дети в этих обстоятельствах, ввиду присущей им возрастной готовности принимать все новое, являются более адаптированными и становятся проводниками современных ценностей общества в сферу семьи.

Для анализа происходящих в семье трансформаций необходимо использовать понятие ценности, традиционное для большинства исследовательских стратегий изменяющегося общества. Термин «ценность» находит инструментальное применение в понятийном аппарате ряда общественных научных дисциплин.

Философия как фундаментальная наука об обществе рассматривает понятие «ценность» в качестве базовой составляющей при анализе качественных аспектов социальных процессов. В общефилософском понимании «ценность» представляет собой термин, указывающий на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Выделяются субъективные и объективные ценности: первые выражаются в форме нормативных представлений (установки и оценки, императивы и запреты и т.п.), а вторые представляют собой отношение истины и неистины, допустимого и запретного, справедливого и неправедного, красоты и безобразия и т.п.[10,с.576].

Высокая значимость «ценности» как понятия в области философских проблем определяется выделением теорий, посвященных ей, в отдельную отрасль общефилософской науки – аксиологию. В рамках этой ветви философии, представляющей учение о ценностях, находят свой предмет более конкретные общественные дисциплины: этика (этическая аксиология), социология (социальная аксиология), социальная психология, педагогика и др.

Этическая аксиология рассматривает ценности, относящиеся к области морального сознания, которые проявляются в форме моральных норм, принципов, идеалов и определяются в понятиях добра и зла, справедливости, счастья и т.п.[9,с.345].

В социальной психологии понятие «ценность» включает в себя цели, идеалы, убеждения, интересы и другие значимые для личности мировоззренческие проявления, которые формируются при усвоении социального опыта[4,с.389].

Социология рассматривает ценности как фундаментальные нравственные и этические нормы, обеспечивающие целостность социальных систем через нормативное регулирование общественной жизни. Предметом социальной аксиологии, таким образом, является именно нормативная функция ценностной системы, позволяющая достигнуть социального равновесия путем коррекции общественных процессов и поведения людей[11,с.442].

Рассматривая ценность сквозь призму культурно-исторической значимости этого понятия, известный немецкий социолог Макс Вебер в своей теории «понимающе-объясняющей» аксиологии говорит о ценностях как регуляторах поведенческих действий человека, по существу сближая ценность с нормой. Американская аксиология в лице Уильяма Томаса и Флориана Знанецкого, в свою очередь, соотнесла понятие нормы с общественной санкцией и таким образом провела четкую смысловую грань между ценностью и нормой. Серди последующих работ социологов, рассматривающих проблему ценностей, представляет интерес трактовка основоположника структурно-функционального направления Толкотта Парсонса, который уделял внимание, прежде всего, нравственным аспектам аксиологии. В его толковании ценность есть средство для определения социальных связей, поскольку любое сообщество предполагает существование неких разделяемых всеми общих моральных ценностей.

Понятие ценности, приобретающее сегодня новый контекст, можно применить и к социальным реалиям сегодняшней России, для которой характерна высокая степень неуверенности семьи в своем будущем. Уместно процитировать высказывание британского социолога Зигмунта Баумана, который очень точно отметил: «Там, где царит неуверенность, остается мало времени для заботы о ценностях, витающих выше уровня повседневных забот»[1,с.201].

Если происходящие ныне эволюционные преобразования в российском обществе приведут к его стабилизации на более прогрессивном качественном уровне, то будет сформирована устойчивая система ценностей, как на субъективном, так и на объективном уровне. Тогда семья как основа общества, сможет адекватно транслировать ценности, базовые для социума и формирующие его единство. Однако формирование ценностей не происходит автоматически – в обществе не случайно сложились специальные социальные институты, главной задачей которых является воспитание. В этом понятии и отражается значение, придаваемое обществом процессу восприятия общеразделяемых ценностей.

Так же как и «ценность», понятие «воспитание» давно и прочно занимает место в большинстве социальных наук.

Так, этика в рамках своего предмета изучает процесс воспитания как усвоение индивидом нравственных принципов жизни в виде норм, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и т.п. Нравственное воспитание, таким образом, предполагает формирование у индивида соответствующих убеждений, склонностей, привычек, чувств, устойчивых моральных качеств[9,с.44].

С точки зрения социальной психологии, воспитание – это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, которая является результатом взаимодействия воспитателя с воспитуемым, а также самих воспитуемых между собой в онтогенезе[4,с.51].

Педагогика, считающая воспитание второй основной своей функцией после передачи знаний, рассматривает его как процесс целенаправленной деятельности, призванной сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений, которые, с одной стороны, способствуют возникновению самосознания, «Я» как самостоятельной и независимой индивидуальности; с другой – помогают включению индивида в общество, начиная от первичной социальной группы и заканчивая социетальным уровнем[7,с.165].

С позиции социологии, воспитание есть процесс сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемый в рамках и под воздействием социальных институтов (в том числе и семьи) с целью ее подготовки к выполнению социальных функций и ролей, к жизнедеятельности в различных сферах социальной практики (профессионально-трудовой, общественно-политической, культурной, семейно-бытовой и др.)[11,с.82].

Характеризуя современное российское общество как общество переходного типа, профессор А.В. Мудрик формулирует в сфере воспитания круг специфических проблем, вызванных к жизни условиями социальной нестабильности. Основным качеством, облегчающим процесс воспитания детей в меняющемся обществе, автор называет «стихийность социализации», связанную с множественностью идеологий, стилей жизни и норм поведения[6,с.102]. Проводя параллель с устойчивым, уравновешенным обществом, в котором органично осуществляется трансляция ценностей от поколения к поколению, А.В. Мудрик указывает на отсутствие в условиях нестабильного общества «социального консенсуса», наличие в нем несовпадения и даже противоречия интересов разных возрастных групп (в том числе и в рамках семьи). Иными словами, в нестабильном обществе перед воспитателем остро стоит проблема «Что транслировать?», ибо в нем отсутствует устоявшаяся модель человека с определенными ценностями, расположенными в устойчивой иерархии.

Это утверждение А.В. Мудрика как ведущего российского теоретика в области воспитания получает многократное подтверждение на эмпирическом материале разных исследователей. Так, одно из последних исследований ценностных ориентаций молодежи (г. Зеленоград, 1999 г.) привело его авторов к следующим выводам. Обнаружена несформированность ценностного поля молодежи; расплывчатость нравственных позиций; ориентация скорее на материальные блага, чем на духовные ценности; серьезное отношение к моральным нормам общества лишь в младших возрастных группах[8,с.108].

Обращаясь к проблеме межпоколенной преемственности семейных ценностей, авторы исследования определяют эффективность воспитательного воздействия родительской семьи по оценкам респондентов из числа молодежи. В целом, у молодого поколения наблюдается признание значимости ценностей, насаждаемых старшим поколением в семье. Ценностные характеристики личности, воспитываемые родителями, в сопоставлении с качествами, признанными молодежью, показывают абсолютное совпадение первых пяти позиций в следующей последовательности: хорошие манеры, трудолюбие, чувство ответственности, порядочность, терпимость и уважение к другим людям.

Отсюда следует, что молодое поколение по принципиальным ценностным ориентирам разделяет взгляды своих родителей. Существенные расхождения между поколениями выявлены лишь в оценке правил морали и определении значимости секса как жизненной ценности. Более ценными для молодых людей в сравнении со взрослыми представляются такие личностные качества, как независимость, решительность, настойчивость. Для их родителей более значимы бережливость, экономное отношение к деньгам и вещам, послушание.

Другое, более представительное исследование последних лет по проблемам преемственности семейных ценностей, выполненное на региональном уровне Тюменской области в мониторинговом режиме (1992-2000 гг.), прослеживает ценностную систему родителей и детей в их корреляционном выражении. Подтверждается вывод зеленоградских исследователей о несформированности общей системы ценностей теперь уже на уровне родителей. Отсюда вывод: родительское поколение не представляется сплоченной социальной группой, способной к активным социальным преобразованиям (а значит – к адекватному современным требованиям воспитанию детей). Авторы исследовательского проекта используют классификацию ценностей, разработанную и апробированную группой ученых Института философии РАН, которая подразделяет ценности на интегрирующие, т.е. консолидирующие поведение субъектов, и дифференцирующие, разъединяющие последних за счет выявления их специфичности, особенности поведения[5]. Данная классификация используется для определения уровня сплоченности общества в целом, однако в нашем случае возможно применение этого методологического приема на уровне семейных групп – при оценке усвоения молодым поколением родительской системы ценностей, ее интегрирующих или дифференцирующих ресурсов.

Используемые для анализа семейных ценностей классификации могут строиться по разным основаниям. Ниже предлагается разработанная нами классификация, построенная на основе выделения базовых критериев, определяющих ценностную систему семьи как института воспитания.


Каталог: data -> 974
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии
974 -> М. М. Траскунова трудовой потенциал молодежи севера траскунова м


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница