Воспитание толерантности в обществе риска



Скачать 89.03 Kb.
Дата10.08.2018
Размер89.03 Kb.

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ РИСКА

М.А. Мясников

ООО «Третейское судопроизводство»
Современная эпоха изобилует разного рода кризисами – политическими, экономическими, экологическими, межэтническими, религиозными, которые затрагивают жизненные интересы человека и общества и порождают тотальную неопределенность существования. Сложившая ситуация дает основание для характеристики ее многими исследователями как особой реальности, получившей в научной литературе название общество риска. С одной стороны, более умеренные представители данного направления понимают «риск как объективно существующую опасность, которая всегда опосредуется социальными и культурными стереотипами и процессами. Представители радикальной утверждают, что риск как таковой не существует. Есть лишь восприятие риска, которое всегда будет продуктом исторически, политически и социально обусловленного взгляда на мир»1. Таким образом, приобретают особое значение те социальные принципы и нормы, которыми руководит человеческое поведение, в том числе и толерантность.

Некоторые ученые понимают толерантность как «идеал и жизненно важный принцип», считая, что «она одна даст шанс выжить цивилизации». Другие ограничивают ее значение, утверждая, что она «служит лишь для того, чтобы символически скрадывать и лечить реальный раскол и безразличие, которые демонстрирует человечество»2. Однако, не смотря на различное понимание, все исследователи сходятся в одном: необходимо уделять особое внимание воспитанию толерантности в процессе социализации личности.

Толерантность в качестве основополагающего фактора, в значительной мере влияющего не только на развитие ситуации, складывающейся в обществе, межличностные отношения, политическую сферу, является наиболее актуальной задачей в процессе формирования современного человека и его воспитания. Ведь как отмечал отечественный философ Ю.А. Шрейдер: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая – уничтожение человеческого в человеке»3. Следовательно, первоочередной задачей современной цивилизации становится сохранение в человеке разумного, а также, безусловно, совестливого начала.

Существуют разнообразные исследовательские подходы к понятию толерантности, которые порождают широкий спектр определений существенно отличающихся друг от друга, а иногда и диаметрально противоположных, которые объективно существует в следствие социокультурных различий во взглядах и убеждениях их авторов, многочисленности контекстов употребления данного понятия. Поднимая вопрос о зарождении толерантности в Античности, Л.М. Романенко присоединяется к точке зрения А.Б. Вебера, рассматривающего толерантность как «признание и уважение прав и свобод человека, которые, несмотря на все различия, должны быть одинаковыми для всех». Подобное позитивное отношение к толерантности встречается и у других отечественных исследователей. Для Л.М. Дробижевой толерантность выступает «как готовность принять «других» такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе понимания и согласия»4.

Философское осмысление и определение толерантности также связано с понятием терпимости к иного рода взглядам, привычкам, нравам. Толерантность условно можно разделить на этическую, этническую, религиозную, политическую. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого духовного, и не только, течения, которое может и готово конкурировать с другими. Для толерантности характерно «отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие».5

В.А. Лекторский, анализируя толерантность, рассматривает четыре возможных способа ее понимания. Во-первых, толерантность понимается как безразличие к существованию различных взглядов и практик, так как последние рассматриваются в качестве неважных перед лицом основных проблем, с которыми имеет дело общество. Во-вторых, как невозможность взаимопонимания, т.е. уважение к другому, которого я не могу понимать и с которым не могу взаимодействовать. В-третьих, как снисхождение к слабости других, сочетающееся с некоторой долей презрения к ним. И, наконец, как расширение собственного опыта. Толерантность, таким образом, выступает как уважение к чужой позиции, с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога.6

Толерантность в современном понимании означает деятельное допущение существования Другого даже при наличии возможности оказать то или иное воздействие на это существование. Существование терпимости предполагает наличие разногласии (но, конечно, разномыслие и разногласие вполне могут существовать и в гонениях, то есть без толерантности). «...Толерантность, очевидно, предполагает существование разногласия. Вопрос о толерантности возникает, только если существует неприемлемое различие в религиозных мнениях».7 Поэтому для возникновения вопроса о возможности веротерпимости в той или иной религии должны быть в наличии следующие элементы: различие в религиозных мнениях, неприемлемость этого различия и существование норм и стандартов ортодоксии.

В обществе риска, когда возрастает неопределенность жизни, человеку нуждается во внутренних силах для преодоления разнообразных кризисных и рисковых ситуаций. Непредсказуемость, связанная по Э. Гидденсу с угрозами и опасностями, порождаемыми современным обществом; угрозой насилия над человеком, исходящей от индустриализации войн, и угрозой возникновения чувства бесцельности, бессмысленности человеческого существования, связанной с попытками человека соотнести свое личное бытие с всесторонней модернизацией, мешает людям полноценно жить8. Большинство людей, по данным зарубежных исследователей, таких как Бруннер Дж., Бартлет Ф.9, и отечественных авторов, среди которых можно выделить Луковицкую Е.Г.10, испытывая страх и даже «отвращение» перед неизведанным, неясным, новым, стремятся уйти от таких ситуаций, лишь некоторым это может даже доставлять удовольствие (люди искусства, творческие). При этом они явно обладают каким-то преимуществом. Считается, например, что те, кто стремится к определенности, обладают стереотипностью мышления, преувеличенным уважением к власти, неумением понимать людей и анализировать их поступки, а также наличием серьезных личностных проблем.

Обращаясь к этимологии термина «толерантность» следует первую очередь, сказать о том, что данное понятие чаще всего трактуется с позиций терпимости, терпения. Латинское слово tolerantia восходит к глаголу tolero, которое приобрело два значения. Первое из них – «нести, держать», а также «переносить, сохранять, кормить, оставаться». Таким образом, все, что воздействует на нас из вне, требует усилий и умения переносить это. Второе значение tolero – «кормить, питать» и родственного глагола tollo — «считать своим ребенком, воспитывать, пестовать» дает основание сделать вывод, что толерантность тесным образом связана с идеей воспитания человека, его благожелательного отношения к окружающим. Данное значение редко акцентируется в современной литературе, посвященной данному вопросу, обедняя тем самым искомое понятие.

Толерантность Р.В. Брислайн трактует как качество личности, которое противопоставляется стереотипности и авторитаризму. По мнению данного автора она необходима для успешной адаптации к новым неожиданным условиям11. Излишне упрощая явления окружающего мира, люди, не обладающие толерантностью, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям. Таким образом, можно выделить две стороны толерантности. Во-первых, внешняя толерантность (к другим) – убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов. Во-воторых, внутренняя толерантность (как гибкость, как отношение к неопределенности, риску, стрессу) – способность к принятию решений и размышлению над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия.

Понимая, что в Европе в том или ином виде данная проблема обсуждается уже в течение пяти столетий и что этот процесс наложил уже свой определенный рисунок на сознание европейцев, мы, пользуясь опытом, не можем и не должны его слепо копировать. Воспитание толерантности должно строиться с учетом наших собственных реалий, особенностей наших традиций и культуры, но, главное, готовности сознания людей к тем или иным изменениям и особенностей объективно сложившихся условий.

На сегодняшний день, наиболее важной задачей становится формирование новой культуры отношений в нашем обществе, построенной на определенных принципах толерантности.

К числу исходных принципов толерантности следует, прежде всего, отнести, прежде всего, отказ от насилия, поскольку оно является недопустимым при привлечении человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, исходщий из позиции искренности убеждений, «свободы совести». Во многих религиозных традициях собственный пример является способом привлечь человека в веру, так и идея толерантности вполне может стать своеобразным ориентиром для многих людей. Однако, не стоит высказывать негативное отношение к тем, кто еще не воспринимает данную идею таким же образом. Следующим принципом является способность к самоконтролю, при этом не контролирую, и не принуждая других. Поскольку страх и принуждение не способствуют в целом сдержанности и терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя соответствующее отношение. Так же в качестве принципа можно отметить подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественные потребности. Подчинение законам, а не воле вышестоящего или большинства представляется важным фактором развития и движения в сторону толерантного отношения. И наконец, принятие Другого, который может отличаться по разным признакам – национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д. Как сказано в Библии «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Толерантное отношение к друг другу способствует стабилизации и целостности общества, достижению «золотой середины» основанной на золотом правиле нравственности.

Итак, в настоящее время имеет большое значение осознание важности феномена толерантности для нашего общества. Проблема воспитания толерантности должна объединить людей разных, прежде всего, специалистов разных направлений и уровней — психологов, педагогов, воспитателей, руководителей, лидеров и рядовых специалистов, а также представителей разных возрастных групп (детей и подростков, взрослых и молодежь).

В рамках высшего образования целесообразно осуществлять подготовку кадров, ориентированных на преподавание в духе толерантности. Преподавание должно осуществляться посредством добровольного вовлечения на основании заинтересованности в позитивном развитии преподаватели, аспиранты, студенты, прежде всего, гуманитарных факультетов. Программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между различными группами (возрастными, этническими, социальными, культурными, религиозными). Таким образом, представляется важной разработка и введение в образовательный процесс курсов формирующих у обучающегося адекватное представление о толерантности и сферах ее действия.

Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.



Понимание того факта, что основной задачей современного общества становится, прежде всего, выживание, сохранение накопленного или ранее приобретенного, требует сегодня напряженной работы мысли для понимания и поиска основной аксиологической доминанты, на базе которой будет строиться проект будущего. Образовательный процесс необходимо направлять по пути интенсификации социокультурной рефлексии быстро меняющейся ситуации. Для этого необходимы высокопрофессиональные кадры, способные на основании имеющихся у них знаний, выработать соответствующие пути минимизации рискогенных ситуации путем формирования в обществе толерантного сознания. Это способствует, во-первых, развития нашей толерантности по отношению к другому, осознания собственной ответственности за «ближнего», за свою страну, за ее будущее, и во-вторых, развития самой гуманитарной сферы образования.

1 Яницкий О.Н. Социология риска: ключевые идеи. // Социологическое обозрение. - 2003. Т.3.-№2.С. 1-2.

2 Крестьянинова Е.Н. Концепция «Культура — цивилизация» К.Леонтьева // Сб. Философия культуры-97. Тез. докл. на российской научной конф. «Человек в культуре — культура в человеке», посвященной 60-летию В.А. Конева, Самара: «Самарский университет», 1997. С. 164

3 Шрейдер Ю.А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 8.

4 Романенко Л.М. Лики российской толерантности (размышления участницы симпозиума) // Полис, 2002. №6. С.180.

5 Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2001, т. 4. С.75-76.

6 .Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. №11. С.46-54.

7 Hillerbrand Hans J. Religious dissent and toleration: introductory reflections // Tolerance and movement of religious dissent in Eastern Europe. East European Quarterly: Boulder, 1975. P.1–8.

8 См.: Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // THESIS. 1994. № 5. С. 107—134.

9 Бруннер Дж. Психология познания (За пределами непосредственной информации). М., 1977. С. 412.

10 Луковицкая Е.Г. Неопределенность и толерантность к неопределенности - психологическое определение. Новгород, 1996. С.16.

11 См.: Шрейдер Ю.А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 24.

Каталог: archive -> old.sgu.ru -> files -> nodes
nodes -> Физкультура и спорт issn 2071-8950 Физкультура
nodes -> Этика дискурса сформировалась в значительной степени под влиянием «прагматического поворота» и аналитической дискуссии в европейской философии XX века
nodes -> Темы контрольных работ по курсу «история античной философии»
nodes -> Лекции 4 часов, семинары 16 часов, сам работа часов, экзамен. Тема Парадигмы и концепции в философии науки
nodes -> Первая глава «Виртуальность современного общества: история и современность» состоит из двух параграфов, в которых
nodes -> На Ученом Совете философского факультета
nodes -> А. И. Аврус, А. П. Новиков От Хвалынска до Тамбова
nodes -> Вопросы к экзамену по дисциплине «Эстетика»
nodes -> Эстетика Темы контрольных работ для студентов заочного отделения философского факультета 5 курс, специальность «Философия»
nodes -> Темы контрольных работ по дисциплине «Социальное управление конфликтами» для студентов з/о, специальность «Философия»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница