Воспитание социальной активности учащихся кружковцев в процессе



Скачать 113.58 Kb.
Дата10.07.2018
Размер113.58 Kb.

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ КРУЖКОВЦЕВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сосновских И.Г.

методист по кружковой работе

Джанкойской общеобразовательной

школы-комплекса I-III ступеней № 2

Развитие человеческого общества невозможно без активности его членов. Но сама активность может быть направлена на разные моменты бытия личности и общества, носить репродуктивный или творческий, исполнительский или инициативный характер. Украинское общество, находящееся в трудном поиске тенденций и путей своего развития, остро нуждается в инициативных, творческих индивидах. Необходимость опоры на подрастающее поколение, создания условий для развития его социальной активности, умения мыслить, действовать, чувствовать, оценивать, выбирать очевидна. Не обремененные грузом идеологических штампов и стереотипов, а способные извлечь уроки не только из ошибок, просчетов, но и достижений прошлого и настоящего и найти на этом основании достойную альтернативу существующим социальным отношениям, эти молодые люди будут в состоянии вывести страну из кризиса, но лишь при условии, что до вступления во взрослую жизнь они обретут достаточный уровень интеллектуальной готовности и социальной активности строить свою жизнь.

Социальная активность личности как способность преобразовывать себя и мир в соответствии с системой жизненных установок обретается человеком под влиянием множества факторов, как стихийных, так и целенаправленных. В центре нашего внимания - процессы воспитания данной активности.

Заведения внешкольного образования и осуществляемая в них художественно-творческая деятельность обеспечивают, на наш взгляд, оптимальное развитие социальной активности обучающихся. Воспитательный потенциал этих заведений переоценить невозможно: в них дети проводят от 4 до 10 часов в неделю на добровольной основе, опираясь на собственный выбор, продиктованный их личными потребностями и интересами.

Попытаемся выяснить, каковы педагогические условия и способы, обеспечивающие эффективность саморазвития у детей и подростков их социальной активности в процессе художественно-творческой деятельности во внешкольных учебных заведениях. Социальная активность личности оптимально развивается в этом пространстве при соблюдении следующих педагогических условий:

- если включение в художественно-творческую деятельность подкрепляется развитием у воспитанников активной жизненной позиции, системой работы по ориентации не только на художественно-эстетические, но и на другие общественно-значимые ценности;

- если коллектив группы, в которой протекает художественно-творческий процесс, представляет собой целостную (где целостность не нивелирует самостоятельности и индивидуальности), развивающуюся и развивающую систему, обеспечивающую комфортность отношений между всеми ее членами;

- если используемые педагогические технологии обеспечивают осознание единства себя и общества, пробуждают положительное эмоциональное отношение к решению задач как собственной творческой самореализации, так и готовности к участию в реализации потребностей социума. Для этого предполагается использование таких способов организации педагогического процесса, как диалогизация и проблематизация, создание личностно-утверждающих ситуаций, построение художественно-творческой деятельности как гуманитарной практики, способствующей самостановлению и заботе о других;

- если работа внешкольного заведения взаимосвязана с другими институтами социализации, а художественно-творческая деятельность стимулирует наднормативную активность воспитанников и в других сферах социального бытия.

Что же такое «социальная активность»?

Социальная активность как интегративное качество личности выражает меру интенсивности осуществляемой деятельности, направленной на совершенствование социума, самого себя в этом социуме, и характеризуется возникающими в ходе ее отношениями субъекта деятельности к окружающему миру. Социальная активность отличается личностной и общественно значимой направленностью, самодеятельностью, инициативностью, творчеством и проявляется в таких формах социального бытия как познание, общение, общественно-гражданская, трудовая, художественно-эстетическая, духовно-нравственная, экологическая, правовая и другие виды деятельности.

Художественно-творческая деятельность, которой занимаются воспитанники заведений внешкольного образования, выступает, с одной стороны, как форма проявления социальной активности личности, с другой - как средство ее воспитания. В этом виде деятельности посредством сопереживания, сопричастности к мировому художественно-историческому опыту, смыслозначимым отношениям к деятельности других людей в результате творческой фантазии у воспитанника формируется особый уровень мироотношения, отличающийся социальной направленностью, в котором развивается качественно новое самосознание, происходит идентификация себя с другими людьми, социумом в целом, приверженность к социально значимым ценностям.

У истоков разработки проблем активности в психологии стояли В.М. Бехтерев, К.Н. Корнилов, П.П. Блонский и др. Важно подчеркнуть концептуальное положение А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина о том, что ребенок, как и всякий человек, есть прежде всего существо саморазвивающееся, самоусовершенствующееся.

Дальнейшее развитие в психологии категория "социальная активность" получила в трудах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, B.C. Мухиной, Т.Н. В частности, Л.И. Божович подчеркивает, что формирование личности ребенка определяется соотношением между тем местом, которое он занимает в системе доступных ему человеческих отношений, с одной стороны, и теми психологическими особенностями, которые у него уже сформировались в результате его предшествующего опыта, - с другой.

"Родоначальниками" педагогической теории и практики воспитания социальной активности личности в советский период являются П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко. Непреходящими ценностями для воспитания социальной активности остаются идеи А.С. Макаренко об "ответственной зависимости", законе перспектив, параллельного действия, об учете интересов и потребностей личности, взаимосвязи различных сторон воспитания, а главное - о создании условий для такого развития. В.А. Сухомлинский справедливо считал, что важнейшей задачей является воспитание у ребенка умения чувствовать сердцем другого человека, что выражается через действия во имя другого, заботу о нем. По его мнению, на педагогическом умении возвышать и оберегать человеческое достоинство каждого ребенка строятся коллективистские отношения, а сама социальная активность человека движима гражданскими идеями и желаниями.

Анализ научной литературы позволил определить свою позицию, согласно которой социальная активность рассматривается как стремление и умение действовать на пользу общества. Это - интегрированное качество, характеризующее меру интенсивности, напряженности, темпа осуществления деятельности. Нужно подчеркнуть, что социальная активность личности отражает потребность в саморазвитии, самоизменении, направлена на самоопределение человека в мире и принятие мира в себе, то есть активное строительство себя как элемента социума, культуры. Важнейшие компоненты социальной активности - познавательная, аксиологическая, трудовая, общественно-гражданская, коммуникативная, нравственная, художественно-творческая и другие виды деятельности.

Художественно-творческой активность характеризуется в работе как вид социальной активности, направленной на созидание, потребление и донесение до других художественно-эстетических ценностей, опредмеченных в продуктах творческой деятельности. Этот вид деятельности - важнейшая сфера проявления многообразия социальных потребностей и активности личности: через художественно-творческую деятельность личность получает выход в широкое социальное пространство, где реализует себя как активный субъект.

Воспитательный потенциал хореографии, музыки, изобразительного, театрального, декоративно-прикладного и других видов искусства дает возможность рассматривать их как важнейшую сферу формирования и проявления художественно-творческой активности, средства самореализации личности и выхода в активную социальную жизнь.

Внешкольное образование, опирающееся на свободный творческий выбор ребенком содержания и программ своего развития, в силу самой "внешкольности", не входящей в обязательный образовательный стандарт, обеспечивает максимальную активность и заинтересованность ребенка в овладении интересующей его творческой деятельностью.

Кружковая работа, проводимая в школе-комплексе № 2, подтверждает, что достаточными и необходимыми условиями развития социальной активности являются следующие: ориентация детей не только на художественно-эстетические, но и другие социально значимые ценности; формирование в единстве когнитивного, оценочного, эмоционального и практически-действенного отношения к социально значимой деятельности; опора на воспитывающий коллектив как целостную, развивающуюся и развивающую систему, обеспечивающую комфортность отношений между всеми участниками педагогического взаимодействия и направленность деятельности на социально значимые объекты; использование педагогических технологий, адекватных не только возможностям достижения профессионального (ремесленного) уровня в художественно-творческой деятельности, но и задачам развития активной жизненной позиции в различных сферах социального бытия, воспитания заботы о других; обеспечение тесной связи деятельности школы-комплекса с другими институтами социализации и выхода за рамки художественно-творческой деятельности в ходе гуманитарной практики воспитанников.

Результативность педагогической деятельности особенно высока, если происходит обогащение отдельного творческого индивида творчеством других людей в процессе коллективной художественно-творческой деятельности и выходе в широкий социум (концертная, выставочная деятельность, сотрудничество с общественными организациями). Успешность решения задач по развитию социальной активности коллектива определялась знанием и учетом в педагогическом процессе индивидуальности каждого воспитанника, уровня развития коллектива и его членов (развитостью организаторских навыков, инициативы, самосознания и самоконтроля), переводом воспитанников со слабой саморегуляцией и нравственной позицией в активную, а также изменением собственной педагогической позиции по мере роста самосознания коллектива и каждого учащегося.

Нами замечено, что аксиологическая активность воспитанников, занимающихся на разнообразных кружках возрастает, если создаются условия для активного восприятия не только художественно-эстетических, но и других социальных ценностей на базе развития эмоциональной отзывчивости, организации комплексного систематизированного воздействия различных видов социальной деятельности. Это же относится и к воспитанию познавательной активности в рамках художественно-творческой деятельности, что отражено в конкретных фактах.

В процессе художественно-творческой деятельности во время кружковых занятий формируется положительная Я-концепция, преодолевается эмоциональная скованность ребенка или подростка, психологическая замкнутость, закомплексованность, если обстановка занятий, общения с другими воспитанниками и взрослыми в кружках дает возможность обнаружить интерес к себе, пережить ситуацию успеха, выработать собственную адекватную самооценку. Внешкольное образование решает проблемы социальной адаптации воспитанников, как отличающихся отрицательной Я-концепцией, так и имеющих некоторые физические недостатки.

Исполнительство "для себя", а затем "для других", создание рукотворных ценностей от копирования до подлинных авторских шедевров, участие в выставках, концертах, конкурсах и фестивалях не только ради самоутверждения, но и в качестве заботы "о других" - вот далеко не полный перечень событий, форм организации деятельности детей и подростков в школе-комплексе, способствующих развитию у воспитанников социальной активности, личностного роста.

К особенностям организации педагогического процесса в кружковой работе школы-комплекса, стимулирующего развитие активности детей и подростков средствами художественно-творческой деятельности, следует отнести:

- систематичность заданий, повторяемость положительного результата, опора на успех, добровольный выбор ребенком содержания занятий;

- выполнимость цели, доступность объяснения, учет индивидуальных особенностей и способностей ребенка;

- чувство личной и коллективной ответственности;

- эстетическое переживание, сопутствующее любому виду художественно-творческой деятельности, что способствует проявлению чувства сорадования за положительный результат деятельности товарища, группы, коллектива;

- возможность совместной эстетической и иной социально направленной деятельности со старшими;

- направленность художественно-творческой деятельности "на других";

- совместная деятельность детей и родителей;

- обращение к историческому материалу в живой художественно-образной деятельности на уроках мировой художественной культуры, занятиях по истории изобразительного искусства, театра, музыки, народной культуры, что формирует чувства патриотизма, народности, историчности, причастности к историческому процессу;

- самоуправление и самодеятельность, имеющие место в процессе кружковой работы при самостоятельном проведении репетиций, подготовке концертов и спектаклей, выставок, соревнований вне рамок учебного процесса, что стимулирует социальную активность;

- возможность свободного перехода из одного кружка, секции, группы в другую, что обеспечивает детям чувство независимости и самодостаточности.

Успех воспитания социальной активности детей и подростков определяется также взаимосвязью школы-комплекса с другими институтами социализации. К такой деятельности относится совместная работа с Территориальным Центром Реабилитации, Русской общиной, Польским, Немецким обществом; реализация программы для воспитанников детских садов № 2, 14, 38; концерты воспитанников школы-комплекса и участие в концертах ДК и Д; работа с семьей (родительские собрания с отчетными концертами и выставками, "семейные концерты и выставки", совместное создание произведений искусств); шефская работа с дошкольниками, инвалидами, престарелыми;

руководство кружками и активное участие воспитанников кружков школы-комплекса в художественной самодеятельности в городских общеобразовательных школах и детских дошкольных учреждениях и многое другое.

Особое социальное звучание имеет проводимая в кружках художественного профиля профориентационная работа. С этой целью осуществляется: дифференцированное обучение; выявление одаренных учащихся; выполнение учащимися самостоятельных заданий, имеющих общественное значение; систематическое участие в конкурсных формах учебы и художественно-творческой деятельности; занятия в творческих республиканских лабораториях, консультации ведущих педагогов КРВУЗ «ЦДЮТ»; организация и проведение выставок работ изобразительного искусства и декоративно-прикладных изделий, выполненных руками воспитанников кружков декоративно-прикладного творчества, проведение Дней открытых дверей для учащихся школ.

Поскольку мотивация воспитанников в социальной активности - один из сложных, противоречивых показателей, исследовались мотивы деятельности с точки зрения понимания социальной значимости активности, ответственности перед группой, требований товарищей, личного интереса, принуждения, и другие мотивы.

Основными мотивами социальной активности в художественно-творческой деятельности выявлены следующие: получение дополнительных знаний, желание приобщения к искусству, желание общения с единомышленниками, склонность к коллективному художественно-творческому труду, желание делать жизнь других красивой. Анализ показал, что к концу третьего года обучения у воспитанников кружков повышается уровень самосознания, уменьшается необходимость принуждения, выполнения какой-либо деятельности по требованию товарищей или взрослых, повышается самооценка, растет желание быть замеченным, быть полезным обществу.

По результатам изучения развития кружковых коллективов и взаимовлияния кружкового коллектива и составляющих его личностей были получены данные о прямой корреляции между ростом активности каждого и повышением активности коллектива и выведена зависимость повышения активности личностей от степени включенности коллектива в социально-значимую положительно эмоционально окрашенную деятельность, сформированность гуманистических отношений между его членами.

Воспитание социальной активности ребенка, на наш взгляд тесно связано с понятием «творческого конформизма» - умением воспринимать приоритеты других индивидов и групп, чьи реакции и отношения могут оказать непосредственное влияние на нынешнее творческое развитие ребенка и его будущее благополучие. Для того, чтобы сохранить возможность выбора и достижение поставленных перед собой творческих задач нужно прийти к сознательному конформизму в отношении к социуму.



Сделаем вывод: формирование социальной активности рассмотрено нами в единстве когнитивного, мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого и практически действенного отношения к социально-значимой деятельности, так как личность не формируется по частям, и ее целостность характеризуется не просто "набором" социальных ролей или видов деятельности, в которых она чувствует себя компетентной, а именно совокупностью этих проявлений. В кружковых коллективах школы-комплекса художественно-творческой направленности решение этой проблемы как условия воспитания социальной активности достигается благодаря высокому профессионализму педагогов и всем многообразием гибких педагогических технологий.




Каталог: materials
materials -> Предварительные замечания
materials -> Роль античной философии в становлении научной рациональности
materials -> Проблема преображения человека в философии
materials -> Тесты для проверки самостоятельной подготовки студентов 1 курса социологического факультета мгу им. М. В. Ломоносова по курсу «Общая социология»
materials -> Вестник гражданских инженеров. 2012. №3 (32), июнь
materials -> Элементы: функциональные области деятельности организации; производственные факторы; элементы производства. Функциональные области деятельности организации – это
materials -> Методические рекомендации для студента дисциплина «Информационные технологии управления»
materials -> Огюст Конт и возникновение позитивистской социологии


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница