Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории. Учитель истории и обществознания Игнатьева Наталья Алексеевна



Скачать 56.72 Kb.
Дата02.07.2018
Размер56.72 Kb.
ТипУрок

Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории.

Учитель истории и обществознания Игнатьева Наталья Алексеевна.


Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах выделяются основные: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества".

Также в Федеральных государственных образовательных стандартах определены ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности. Эти ценности выступают как базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности, общие для всех россиян: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Гражданско-патриотическое воспитание предполагает:


  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

  •  уважительное отношение к языку своего народа;

  • заботу об интересах Родины;

  •  осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

  •   проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

  •    гордость за социальные и  культурные достижения своей страны;

  •   гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

  •    уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

  •   ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

  •   гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Практическая значимость гражданско-патриотического воспитания заключается в возможности использования с этой целью:

- уроков истории и обществознания, работы школьного музея;

- памятных дат и знаменательных событий российской истории как фактора возрождения гражданской позиции и патриотизма;

Воспитание гражданственности и патриотизма будет эффективным при условиях:

- ориентации учителя и учащихся при изучении истории и обществознания на отечественные ценности - любовь к Родине, уважение к своему народу, обществу, верность своей стране, гордость за свое Отечество, малую родину, за героизм наших предков, долг и честь, ответственность за свои дела и поступки, достоинство, патриотизм, активная гражданская позиция;

- опоры на такие ценности как: государственная символика, права человека и гражданина, примеры служения Родине выдающихся людей, памятные даты и знаменательные события отечественной истории и истории родного края;

- активного вовлечения учащихся во внеурочные формы деятельности, предлагаемые центрами дополнительно образования;

- вовлечения школьников в исследовательскую и поисковую деятельность;

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить уроки прошлого. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, привитие общечеловеческих норм нравственности являются важнейшим этапом формирования личности учащегося, его гражданской позиции, воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются для учащихся в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, справедливости, гордости за своё Отечество.

Если обратится к конкретным фактам истории нашей страны, можно отметить немало примеров мужества, патриотизма, гражданственности и героизма, которые могут служить нравственными ориентирами для подрастающего поколения и на сегодняшний день. Так, одной из ведущих идей в памятниках русской средневековой письменности была идея защиты, а не захвата чужих земель. «Да не посрамим земли Русской!» - эти слова киевского князя Святослава могут служить лозунгом всей боевой истории Российской армии.

Особый интерес в деле развития патриотизма представляет личность Александра Невского. Его битвы и знаменитые слова «Пусть без страха жалуют к нам в гости…» вызывают гордость за нашу страну, за её героев. Важно, чтобы учащиеся на этом примере сделали правильный вывод: защита своего Отечества – долг каждого гражданина. И по сей день в нашей стране почитают славное имя Александра Невского. Немаловажной темой для воспитания патриотизма в курсе отечественной истории XIV века являются события, связанные с Куликовской битвой. История России начала XVII века ознаменована патриотическим подъемом русского народа в борьбе против польско-литовских интервентов. Данный период в истории страны, получивший название Смутное время, был ознаменован династическим кризисом, угрозой потери государственности, появлением самозванства. Воспитательная цель урока, раскрывающего данную тему, заключается в том, чтобы показать, как складывались условия для проявления народного патриотизма в деле спасения Родины, какие трудности приходилось преодолевать, чтобы выжить в тяжелых условиях Смутного времени, необходимость создания народного ополчения К. Минина и Д. Пожарского, изгнания захватчиков. Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознавать истоки российского патриотизма. Этому способствует обращение к произведениям искусства, таким как отрывки из оперы М. Глинки «Жизнь за царя», обращение к трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», другим литературным произведениям . Также обязательно нужно помнить, что День народного единства 4 ноября, отмечаемый в РФ с 2005 года, посвящен именно тем героическим событий, что ещё раз подчеркивает связь поколений.

Надо отметить, что история нашего Отечества - это во многом история его защиты. Поэтому немаловажное значение в деле воспитания патриотизма учащихся имеют судьбы и деяния великих русских полководцев разных времён: Петра Александровича Румянцева, Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова, Павла Степановича Нахимова, Степана Осиповича Макарова, Константина Георгиевича Жукова, Константина Константиновича Рокоссовского и многих других. Важным материалом для воспитания патриотизма является тема «Отечественная война 1812 года». Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского. Эмоциональный настрой уроков также создают иллюстрации, использование стихов, отрывки из музыкальных произведений. Опять-таки важно говорить о героизме не только русской армии, умении и талантах ее полководцев, но и о мужестве всего русского народа, о партизанской войне. Наибольший материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. Беспримерные подвиги советских людей во время борьбы с фашистскими захватчиками не оставляют равнодушными и сегодня. Учащиеся на уроках, посвященных войне, знакомятся с историей героической защиты Брестской крепости, блокады Ленинграда, обороны Москвы, Сталинградской битвы, битвы на Курской дуге, с подвигами советских солдат и партизан, отдавших свои жизни во имя Родины – Дмитрия Михайловича Карбышева, Зои Космодемьянской, молодогвардейцев. Этот список можно продолжить. Нельзя забывать о том, что героизм и патриотизм советского народа проявлялся не только на фронтах ВОВ, но и в тылу: страна не выдержала бы такого сурового испытания, если бы не жила единой мыслью «Всё для фронта, всё для победы!».

Для создания соответствующего эмоционального настроя на уроках можно использовать картины, посвященные ВОВ, плакаты, фотографии, видеозаписи, отрывки музыкальных произведений, таких как «Седьмая симфония» Шостаковича, песни военных лет, грамзаписи с голосом Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации, и многое другое.

Истории нашего государства очень богата историческими событиями, которые дают возможность нам гордиться тем, что мы живем в такой Великой Стране.



Воспитание гражданственности и патриотизма, становление и развитие личности является важнейшей составляющей общенациональной идеи, системы формирования и развития духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, и на уроках истории и обществознания закладываются эти основы.
Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница