Воспитание ценностных ориентаций



Дата15.02.2018
Размер36 Kb.

ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

У МАЛЬЧИКОВ-ПОДРОСТКОВ

(НА ПРИМЕРЕ ГОУ «ЯКУТСКОЙ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТ)


Ш.А. Иванов,

ГОУ Якутская кадетская школа – интернат

На современном этапе развития образования в России, остро стоит проблема оценки качества образования. Но не меньший интерес вызывает и оценка качества воспитания подрастающего поколения, а в частности формирование их ценностных ориентаций.

Прежде, чем говорить об оценке качества воспитания ценностных ориентаций, необходимо остановиться на основных понятиях.

Ценности – это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.

Ценностные ориентации – это избирательное отношении человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости.

По мнению В.Т. Кабуша, ценностные ориентации – это внутренний компонент самосознания личности, который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности.

В современной России осознается некоторое падение нравственности молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств. Можно сказать, что на сегодняшний день в стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, происходит переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись споры о преобразованиях во многих сферах человеческой жизни, в том числе и духовно-нравственной, моральной. В этой связи становится понятным особое значение ценностных ориентаций молодежи.

На сегодняшний день государством дан социальный заказ: формировать личность с высоким нравственным потенциалом. Концепция модернизации российского образования провозгласила воспитание первостепенным приоритетом педагогической деятельности, а важнейшими задачами воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, способности к успешной социализации в обществе. Модернизация общеобразовательной школы как базового звена образования предполагает ориентацию образования на развитие личности учащегося, а не только на усвоение суммы знаний.

Специфика образования в ГОУ «Якутская кадетская школа-
интернат» подразумевает, что процесс воспитания кадет осуществляется
через систему военно-гражданских отношений между воспитанниками и
педагогическим составом школы. Образовательный и воспитательный
процесс состоит из трех основных компонентов: базового школьного
обучения, военного обучения и дополнительного образования.

«Служим Родине! Честь имеем!» - таков девиз воспитанников корпуса. Воспитание кадет в духе патриотизма, гражданственности осуществляется, как и в большинстве кадетских школ, через военизацию всего педагогического процесса. В школе укомплектованы 9 классов – взводов, которые объединений в 2 роты. Жизнь кадет подчинена строгому распорядку дня, который мало чем отличается от распорядков принятых в суворовских военных училищах. Неукоснительное соблюдение кадетами и воспитанниками общевойскового и школьного Уставов является главным требованием педагогического коллектива школы. Для осуществления военной подготовки в учебный план школы включены профильные предметы «История кадетских корпусов», «история Российской Армии», «История кадетского движение», огневая и строевая подготовка, военная топография, медицинская и тактическая подготовка. Два раза за учебный год, осенью и весной проводятся военно-полевые сборы, где учащиеся применяют на практике полученные теоретические знания по предметам. Эти сборы также являются своего рода «индикатором» результативности работы педагогического коллектива школы.

Планомерную работу по ценностно-ориентированному воспитанию кадет во взводах проводят классный руководитель и офицер-воспитатель. Для этих целей в 2006 году была разработана программа патриотического воспитания «Мы будущее Якутии», которая подразделяется на пять ступеней и представляет собой содержание и направление воспитательной работы. Содержание ступеней можно понять по их названиям. 2008 году методическим объединением классных руководителей разработана тематика обязательных классных часов по параллелям. Классные часы основываются на славных датах, кадетскому календарю, великим полководцам, героям нашего времени, этикету и т.д.: 7 класс – «Я – воспитанник ЯКШИ» (здесь уделяется особое внимание таким ценностям как: человек, здоровье, дружба, отечество, знание, культура, ответственность, добро)) , 8 класс – «Я – кадет Якутии» (ценности такие как: Человек, знание, Отечество, культура), 9 класс – «Я – призывник Российской Армии» ( Отечество, культура, знание, патриотизм) 10 класс – «Я и моя профессия» ( Отечество, культура, мир, знание), 11 класс – «Я – выпускник ЯКШИ» (культура, семья, отечество, Человек, мир, жизнь).

Исходя из этого программа «Мы будущее Якутии» ориентирована формированию следующих ценностей: Человек, Здоровье, Знание, Дружба, Отечество, Культура, Патриотизм, Семья, Жизнь и т.д.

Чаще всего для человека ценность категории «Отечество» и связано с тем местом, где он родился и рос. Изучение своих корней, ощущение причастности к судьбе своей страны, своего народа особенно актуальны сейчас, в период размывания целостной культуры и частичной утраты ценностей образования. Только зная заслуги и ошибки героев прошлых лет, настоящего времени, можно оценить их по настоящему, возвысить до исторических личностей, до идеалов которых так не хватает сегодня, когда обществу нужны люди, думающие и действующие во благо своей Родины. Вся воспитательная работа во взводах объединяется такими общешкольными мероприятиями как цикл встреч «Герои и Мы».

Кадетское образование предусматривает по отношению к подростку не только патриотическое воспитание или воспитание будущих военных, но и воспитание всесторонне развитой личности – достойного гражданина своей страны. Выполнение этой задачи невозможно без реализации программ дополнительного образования, которые в данном случае выступают как сфера свободного самоопределения воспитанников. Это особенно актуально в условиях школы-интерната, где фактически большинство воспитанников находятся в условиях закрытого социума и испытывают дефицит общения с внешним миром.

Проведение занятий по дополнительному образованию в свободное от учебы время способствует творческому, интеллектуальному, нравственному и физическому развитию кадет. Все это создает условия для формирования конкурентноспособной личности через привлечение подростков к участию в разнообразных видах деятельности как коллективной, так и индивидуальной: творческой, трудовой, организаторской, аналитической, интеллектуальной, спортивной, игровой и направлены на формирование ценностей Здоровье, красота, культура.

В нашу школу поступают ребята, начиная с 13 лет. Именно в этот период жизни ребенка особую актуальность приобретает проблема формирования ценностных ориентаций. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределенности, крушении авторитетов. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию, «выкристаллизовывается» личность. Поэтому, педагогический состав организовывает целостное образовательное пространство, которая создает условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Из выше изложенного видно, что особую роль выделяется духовно-нравственному воспитанию, направленному на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности.



Таким образом, мы приходим к выводу, что воспитательная работа ГОУ «Якутская кадетская школа-интернат» ориентирована на формирование и развитие таких ценностей как: Отечество, Знание, Здоровье, Красота, Человек, Культура, Семья, Дружба, Жизнь.
Каталог: psu -> files -> 4802
4802 -> Протестное движение рабочих промышленных предприятий: факторы и формы
4802 -> Основные черты постиндустриального общества
4802 -> Формирование у школьников ценностных отношений к этническим традициям в поликультурной среде
4802 -> Теоретико-методологические основы анализа восприятия рисков здоровью
4802 -> Взаимосвязь представлений о страхе, особенностей межличностных отношений и характеристик любви у студентов
4802 -> Сравнительныйанализ социологических концепций в
4802 -> Особенности образа мира у представителей различных этнических групп
4802 -> Представления студентов о своей будущей семье
4802 -> Современная российскя семья


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница