Восхождение ноосферы как искусственной жизни в настоящее время довольно расхожим становится понятие «ноосфера»



Скачать 95.16 Kb.
страница1/6
Дата01.03.2018
Размер95.16 Kb.
  1   2   3   4   5   6

Д.филос.н., проф. Э.С. Демиденко

Брянский государственный университет


Восхождение ноосферы как искусственной жизни

В настоящее время довольно расхожим становится понятие «ноосфера», понятие, которое к месту и не к месту используется не только журналистами, но и философами, учеными. При этом среди основных и детально разработанных концепций общественного развития ноосферной концепции не существует, хотя сам термин «ноосферное общество» встречается все чаще и чаще. Обычно исследователи считают, что оно следует за информационным. Как утверждает, например, Л.Г.Сандакова, «гражданское информационное общество является переходным от индустриального к ноосферному обществу» (1). При этом все, за редким исключением, ссылаются на концепцию ноосферы В.И.Вернадского, хотя у последнего речь шла совсем о другом – о переходе биосферы в ноосферу, т.е. о переходе жизни от биосферных форм к ноосферным; при этом человеческий труд и разум, считал он, сыграют решающую роль в ноосферном восхождении жизни.

Если же обратиться к истории этой проблемы, то одной из гениальнейших догадок Э.Леруа и В.И.Вернадского является их предсказание перехода биосферы в ноосферу, хотя патриархи ноосферного учения не могли предвидеть трагических последствий такого перехода для биосферных организмов и человека. Ознакомившись с трудами В.И.Вернадского о биосфере и роли в ней человечества, Э.Леруа обосновал тезисно введение понятия «ноосфера» и предсказал наступление в ходе социализации биосферы реальной ноосферы. Он писал, что человечество продолжает сформированную биосферой жизнь и в то же время образует чрезвычайно обширную самостоятельную систему. И если обратиться к истории Земли, то в ней, по его мысли, можно выделить два важнейших события: 1) витализацию неживой материи и 2) гоминизацию жизни, т.е. феномен воздействия человечества на всю биосферу в совокупности (2). В.И.Вернадский, одобряя и принимая предложенный Э.Леруа термин, дает ему свое толкование. Ноосфера рассматривалась им как новое состояние биосферы, т.е. «последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории – состояние наших дней» (3). Тейяр де Шарден, принимая предложенный Э.Леруа термин «ноосфера» и подчеркивая его духовное начало, в то же время отмечал все большую замену мира естественного миром искусственным. В свою очередь Н.А.Бердяев в работе «Человек и машина» писал, что посредством техники создается "новый космос" и тем самым ставится предел пассивному животно-растительному пребыванию человека в лоне матери-земли (4). Он также отмечал, что с концом Ренессанса и переходом к машинному производству «обнаруживается новое отношение человека к природе. Завоевывается и покоряется человеку сама внешняя природа, и от этого меняется сама человеческая природа… Если предшествующая стадия ознаменовалась органическим отношением человека к природе и ритм человеческой жизни соответствовал ритму жизни природной… то, с известного момента истории, происходит очень радикальный сдвиг и переворот: переход к механическому и машинному складу жизни… По моему глубокому убеждению, – писал он далее, – произошла величайшая революция, какую только знала история, – кризис рода человеческого… Я думаю, что победоносное появление машины есть одна из самых больших революций в человеческой судьбе» (5).

Высказывания патриархов учения о ноосфере носили скорее интуитивно-предсказательный и довольно обобщающий смысл, нежели основывались на глубочайших научных исследованиях, тогда как Н.Бердяев сумел более глубоко заглянуть в суть земных событий, увидеть грандиозное явление переворота на земном шаре благодаря развитию индустрии. Речь идет о перевороте в обществе и коренной трансформации общественными силами человека и природы. Но это вовсе не принижает ни французских мыслителей, ни нашего соотечественника В.И.Вернадского. Хочется только подчеркнуть, что мы неоправданно оставляем великого русского философа за пределами открытий наступающего нового мира.



Сегодня мы уже вполне определенно, на основе анализа фактов воздействия современного человечества на биосферу, можем проследить основные тенденции стремительного восхождения общественной мощи и активной социализации земной жизни. Эта социализация имеет ярко выраженное направление – разрушение и сокращение биосферы и биосферной жизни, замена последней жизнью искусственной, ноосферной. Если первый крупный этап социализации природы начался в эпоху земледелия, то второй – с началом индустриализации и особенно в эпоху НТР. Именно в наше время разворачивается трагедийная ситуация для биосферы и биосферной жизни, поскольку общественный организм заменяет их техноноосферной, искусственной жизнью.


Каталог: psu -> files -> 1641
1641 -> Эволюция понятия «жизнь»
files -> Региональная идентичность в современной России: типологический анализ
1641 -> Проблема идеального в философии И. Канта
1641 -> Д физ мат н., проф. В. Ф. Панов Пермский государственный
1641 -> Проблема идеального в философии Гегеля
1641 -> Задачи современной философии: перед угрозой клерикализма и воинствующего технократизма
1641 -> Была ли «линии платона» ведущей в истории культуры? или: несостоятельность идеализма
1641 -> Теория исторического процесса К. Маркса и концепция постиндустриального общества
1641 -> К истории смысложизненной проблемы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница