Вопросов к итоговому экзамену (и зачетам)



Скачать 76.84 Kb.
Дата01.07.2018
Размер76.84 Kb.
ТипОбзор

Содержание вопросов к итоговому экзамену:


  1. Что такое психика? Философские и психологические подходы к исследованию психических явлений.

  2. Обзорная описательная характеристика психических явлений. Феноменологическая классификация психических явлений и их определения. Психические процессы, свойства, состояния. Познавательная и личностная сферы психических функций.

  3. Структура научных знаний о психических явлениях. Знания объяснительные и описательные. Факты, феномены, теории в психологии.

  4. Регистрация и измерения психических явлений. Эмпирические, феноменологические и теоретические методы исследования в психологии.

  5. Понятие о деятельности человека в отечественной психологии как мотивационно значимого для субъекта направления жизненной активности. Функциональный состав деятельности. Психика как ориентировочная основа для организации жизнедеятельности организма.

  6. Психологическая характеристика действия. Операциональные составляющие в составе действия. Порождение психического образа, связь действия с психическим образом. Психические функции в составе деятельности.

  7. Структура и функции языка и речи в жизнедеятельности человека. Структурная организация языковых средств. Значение языка и речи в развитии высших психических функций человека.

  8. Культурно-историческая теория формирования высших психических функций и сознания человека Л.С. Выготского. Психологический «механизм» интериоризации.

  9. Психологические закономерности формирования и развития произвольной организации практических и умственных действий человека.

  10. Теория развития функциональных систем в организации жизнедеятельности животных П.К. Анохина. Теория уровневого построения двигательных действий на основе сенсорных коррекций Н.А. Бернштейна (физиология активности).

  11. Теория эволюционного развития психики у живых организмов А.Н. Леонтьева. Стадии развития психической ориентировки: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, стадия «интеллекта», сознание человека.

  12. Характеристика поведения и психических особенностей высших млекопитающих. Стадия «интеллектуальной» психики. Психические возможности человекообразных обезьян: овладение орудийными и знаково-символическими средствами.

  13. Общественно-историческая природа психики человека. Зарождение членораздельной речи и языка. Различия в использовании орудий животными и человеком. Различия между сигналами у животных и использованием языка человеком.

  14. Теория онтогенетического развития психики человека Д.Б. Эльконина. «Ведущие» виды деятельности и периодизация психического развития человека.

  15. Теория сознания Л.С. Выготского. Деятельностно-психологическая теория сознания А.Н. Леонтьева. Составляющие сознания человека: «чувственная ткань», значения, личностные смыслы.

  16. Описательно-феноменологическая характеристика мотивационной сферы человека. Определение потребностей и мотивов. Классификации потребностей и мотивов человека.

  17. Развитие мотивационной сферы человека. Психологические механизмы формирования, развития, реализации и удовлетворения мотивационных отношений (мотивов).

  18. Теории мотивации в психологии. Теории инстинктивной природы потребностей и мотивов. Поведенческие теории мотивации (бихевиоризм). Теории мотивации в когнитивной психологии. Теории мотивации в «гуманистической» психологии.

  19. Объяснения процессов мотивации в психологии. Деятельностный подход к анализу и объяснению развития мотивационной сферы личности человека.

  20. Описательно-феноменологическая характеристика эмоциональных процессов. Функции эмоциональных переживаний. Виды переживаний в составе эмоциональных процессов. Классификации эмоциональных процессов.

  21. Теоретические подходы к анализу и объяснению эмоциональных процессов в психологии. Эмоции как продукт эволюционного процесса. Психофизиологические подходы к анализу эмоций: «Периферическая теория эмоций» Джеймса – Ланге. «Таламическая теория» Кеннона – Барда и другие. Психологические подходы к анализу эмоциональной сферы человека: теория гедонического пространства В.Вундта; теория дифференциальных эмоций К.Изарда и другие.

  22. Деятельностный культурно-исторический подход к анализу и объяснению эмоциональных процессов в отечественной психологии.

  23. Описательно-феноменологическая характеристика волевых процессов. Основные функции воли в поведении и деятельности человека. Структура волевого действия. Проблема свободы воли.

  24. Различия произвольных и волевых действий. Л.С. Выготский. Механизм интериоризации и направления формирования и развития произвольных, преднамеренных действий во внешнем и внутреннем умственном плане.

  25. Объяснения волевых процессов в психологии. Различия произвольных и волевых действий. В.А. Иванников. Мотивационный подход к волевой регуляции: волевая регуляция как произвольное изменение смысла действия.

  26. Описательная характеристика темперамента. Эмпирические основания, требующие выделения темперамента. Описательно-феноменологическая характеристика разных типов темперамента. Психофизиологические свойства, характеризующие темперамент.

  27. Теории темперамента. Теория Гиппократа. Теория темперамента И.П. Павлова. Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын о темпераменте. Теория темперамента и врожденных типов личности Ганса Айзенка и другие.

  28. Описательно-феноменологический анализ характера. Виды и типы характеров; структура характера. Акцентуации характера.

  29. Теоретические подходы к анализу и объяснению характеров. Конституциональные и структурные теории характера. Формирование и развитие черт характера и личностных качеств с позиций деятельностного культурно-исторического подхода.

  30. Описательно-феноменологическая характеристика способностей. Виды способностей и основания для их классификации. Уровни развития способностей.

  31. Теории способностей. Три подхода к развитию способностей. Способности и задатки. Объяснение формирования и развития способностей с позиций деятельностного культурно-исторического подхода.

  32. Личность как психическое образование. Определение личности в психологии. Описательная характеристика личности человека.

  33. Структура самосознания человека: «телесное Я», «Я образ», «Я концепция», «социальное Я» субъекта. Самооценка и уровень притязаний личности. Психологические закономерности развития самосознания.

  34. Психологические теории личности. Роль наследственного и приобретенного в психическом развитии личности человека. Роль природного и социального в психическом развитии личности человека.

  35. Психодинамические теории личности. Личность человека в контексте бихевиоризма и необихевиоризма. Теории личности, основанные на типологии личностных качеств и черт характера. Гуманистические теории личности.

  36. Деятельностный подход к анализу и объяснению личности как психического образования. Структура мотивационной сферы человека. Личностный смысл и его связь с мотивационными отношениями (мотивами).

  37. Определения ощущений и восприятий как психических процессов (функций). Основания для классификации ощущений. Описательная характеристика ощущений различных модальностей.

  38. Общие свойства ощущений. Пороги чувствительности: нижний, верхний, дифференциальный пороги. Взаимодействия органов чувств. Эмпирические и феноменологические закономерности, характеризующие ощущения.

  39. Физиологическая основа ощущений. Анатомо-физиологическая организация органа чувств (анализатора). Измерения ощущений и психофизиологические законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера. Психофизиологическая проблема.

  40. Теория ощущений и восприятий Г.Фехнера. «Теория специфических энергий органов чувств». Й.Мюллер, Г.Геринг, Г.Гельмгольц.

  41. Эмпирические законы смешения цветов. Теория трех типов рецепторов в организации цветовосприятия Г.Гельмгольца. Теория оппонентно реагирующих рецепторов Э. Геринга в организации цветовосприятия.

  42. Описательная характеристика процессов и результатов восприятия. Классификации типов и видов восприятий. Общие свойства процессов и результатов восприятия. Предметность, константность, структурность, категориальность восприятия. Апперцепция в процессах восприятия.

  43. Эмпирические и феноменологические закономерности построения образа объекта в процессе восприятия. Феноменологические законы организации целостных образов и их исследование в гештальтпсихологии. Психофизиологические и психологические механизмы восприятия пространства, движения, времени.

  44. «Теория бессознательных умозаключений» в процессах восприятия Г.Гельмгольца. Теория В.Вундта. Гештальт-теория в объяснении процессов восприятия. Теория потенциальных возможностей Дж. Гибсона и др.

  45. Теория чувственного познания мира и построения «образа мира» на основе внешних предметных действий. А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко и др.

  46. Психофизиологическая проблема: проблема актуализации и локализации психических функций. Два альтернативных подхода к объяснению формирования психического образа мира и образов отдельных объектов.

  47. Описательная характеристика представлений. Виды и свойства представлений. Представления как продукт ориентировочно-исследовательских действий и операций. Апперцепция как функция представлений.

  48. Общая характеристика процессов мышления. Основные функции мышления в деятельности человека. Основания для классификации разных типов и видов мышления.

  49. Функциональный состав и иерархические уровни реализации процессов мышления. Характеристика мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и др.

  50. Результаты мышления: типы обобщений и понятий. Психологические механизмы «анализа через синтез» и «абстрактного синтеза» в процессах мышления.

  51. Мышление и речь. Словесно-логические формы мышления. Понятия, суждения, умозаключения и их виды. Индуктивные и дедуктивные формы мышления.

  52. Воображение как важнейший компонент в составе мыслительной деятельности человека. Описательная характеристика воображения. Процессы воображения и творчество (креативность).

  53. Мышление как процесс решения задач. Основания для выделения и классификации разных типов задач. Этапы решения мыслительных задач. Восприятие, мышление и память в процессах решения задач.

  54. Мышление как процессы реализации умственных действий. Теория формирования внутреннего плана умственных действий. Механизм интериоризации. Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин.

  55. Анализ мышления человека в психологической теории деятельности (в деятельностном подходе к объяснению психических явлений). Мышление в составе предметно-практических и умственных действий и операций.

  56. Операциональная теория развития интеллекта у человека. Ж.Пиаже. Стадии развития интеллектуальных операций у человека в онтогенезе.

  57. Описательно-феноменологическая характеристика процессов и функций памяти в психологии. Основания для классификации видов и типов памяти. Состав процессов памяти.

  58. Состав процессов памяти. Описательная характеристика процессов запоминания, сохранения, воспроизведения, забывания. Мнемотехнические приемы запоминания. Приемы смыслового запоминания.

  59. Объяснение процессов памяти. Физиологические теории памяти. Теории памяти в ассоциативной психологии. Теории памяти в когнитивной психологии.

  60. Культурно-историческая теория памяти человека Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. Деятельностный подход к объяснению процессов памяти человека.

  61. Описательная характеристика внимания человека. Классификации видов внимания. Основные свойства внимания. Развитие внимания.

  62. Нейропсихологические, психофизиологические и психологические теории внимания. Теория внимания Л.С. Выготского: внимание человека как высшая психическая функция. Теория внимания П.Я. Гальперина: внимание как интериоризированная и автоматизированная форма умственного контроля при выполнении действий.

Каталог: structur -> BasicUnits -> fackultet
fackultet -> Фонды оценочных средств
structur -> Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» «История социологии»
structur -> Вопросы к экзамену: часть I «общие проблемы философии науки»
fackultet -> Рабочая программа учебная дисциплина Образовательное право Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование
fackultet -> Рабочая программа учебная дисциплина Современный русский язык и культура речи


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница