Вопросы кандидатского экзамена



Дата01.02.2018
Размер38.5 Kb.
ТипЗакон

ВОПРОСЫ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ».


Часть 1.


  1. Наука как предмет философского анализа.

  2. Наука как социальный институт.

  3. Общие закономерности развития науки.

  4. Проблема истины. Классическая, неклассическая и неоклассическая концепции истины и рациональности в ЕЗН и СГН.

  5. Соотношение науки (частных наук) и философии.

  6. Интернализм и экстернализм как подходы к исследованию науки.

  7. Философско-мировоззренческие основания науки.

  8. Исторические типы науки (классический; неклассический; и современный неоклассический).

  9. Классическая наука. Особенности научного познания (science)..

  10. Неклассическая наука. Позитивистская традиция в философии науки (О.Конт, Дж.Милль, Г.Спенсер;. Э.Мах и А.Пуанкаре; логический эмпиризм (Венский кружок).

  11. Неклассические постпозитивистские концепции философии науки (К.Поппер, И.Лакатос, Т.Кун, П.Фейерабенд, М.Полани).

  12. Неоклассическая наука. Глобальные сдвиги в развитии человечества: поиск новых типов цивилизационного развития.

  13. Механизмы порождения научного знания.

  14. Формы и методы эмпирического познания.

  15. Формы теоретического познания.

  16. Научная теория: ее сущность, структура, способы построения и интерпретации.

  17. Методы теоретического знания.

  18. Научная революция, ее типология.

  19. Рациональность и иррациональность. Глобальные революции и процесс исторической смены типов научной рациональности.

  20. Сциентизм и антисциентизм. Перспективы статуса науки.

  21. Наука и паранаука. Наука и религия.

  22. Этические проблемы науки в конце ХХ – начале XXI столетия.

Часть II.




  1. Особенности социально-гуманитарных наук.

  2. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

  3. Время, пространство в социальном и гуманитарном знании.

  4. Хронотоп.

  5. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.

  6. Специфика субъекта социально-гуманитарного познания.

  7. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.

  8. Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре и человеке и их роль.

  9. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

  10. Специфика истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

  11. Роль языка в процессе становления научной теории в социально-гуманитарном познании.

  12. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.

  13. Рациональное, объективное, истинное в социальных и гуманитарных науках.

  14. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.

  15. Герменевтика как наука и один из методов исследования.

  16. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.

  17. Моральная ответственность ученого за введение конвенций.

  18. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки. Сходство и различие.

  19. «Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций.

  20. Риски. Значение социогуманитарных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков.

  21. Российский контекст применения социально-гуманитарных наук.

  22. Нанотехнологии и социогуманитарное знание в новой технологической эпохе.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница