Вопросы кандидатского экзамена по курсу



Скачать 123.59 Kb.
страница1/4
Дата30.07.2018
Размер123.59 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4

титул философия.jpg
Кафедра гуманитарных, социальных и правовых дисциплин









УТВЕРЖДАЮ
Ректор Э.М. Лисс
«____» _______________ 2015 г.


ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В АСПИРАНТУРУ

ПО ФИЛОСОФИИ
Направление подготовки

38.06.01 Экономика
Направленность (профиль)

Экономика и управление народным хозяйством


Форма обучения – очная, заочная

Программа подготовки кадров высшей квалификации

Квалификация – Исследователь. Преподаватель-исследователь


Ростов-на-Дону


2015





Поступающий в аспирантуру должен показать:

Понимание предмета философии и ее роли в истории человеческой культуры; соотношение философии и других форм духовной жизни: философия и религия, философия и наука, философия и искусство, эволюции исторических типов мировоззрения;

Знание основных этапов развития мировой философской мысли:

общая характеристика древнекитайской философии. Основные идеи конфуцианства. Даосизм. Дао как первоначало и всеобщий закон.

- основные понятия древнеиндийской философии. Брахманизм и индуизм.
Главные идеи буддизма. Джайнизм;


  • основные школы и проблемы античной философии. Атомисты. Софистическая философия и Сократ. Сущность объективного идеализма Платона. Аристотель: философия как наука. Учение о государстве и праве.

  • появление и основная проблематика средневековой философии. Христианская и исламская философия. Патристика. Аврелий Августин. Схоластика и ее метод. Фома Аквинский;

- идея и начало итальянского гуманизма. Пантеистическая философия Н.Кузанского. Социальные теории. Идеология централизованного государства Николло Макиавелли;

- формирование научной картины мира, основ современного естествознания в философии Нового времени. Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона. Философский рационализм Рене Декарта. Материализм Томаса Гоббса. Эмпиризм и сенсуализм Джона Локка. Пантеизм Бенедикта Спинозы;

- эпоха Просвещения - торжество материалистического подхода к миру, критика Христианской Церкви. Вольтер Ф.М. Ж.Ж. Руссо. Монтескье Ш.Л. Деятельность энциклопедистов. Механистический материализм;

- предпосылки возникновения немецкой классической философии носеология и этика Иммануила Канта. Объективный идеализм и диалектика философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля;

- философия марксизма. Материалистическое понимание истории. Теория общественно-экономических формаций. Теория отчуждения;


  • философия XIX века. Позитивизм: «первый» - О.Конт, Г.Спенсер. Иррационализм А.Шопенгауэра. Философия жизни Ф.Ницше;

  • своеобразие и многообразие философских течений и учений XX века. Социальные и культурологические учения. Феноменология. Сущность экзистенциальной философии. Классический психоанализ. Герменевтика. Философская антропология;

- основные черты и характерные особенности русской философии. Славянофильство и западничество. Метафизика «всеединства» Соловьева В.С. Персонализм и экзистенциализм Бердяева Н.А. Социально-философские взгляды Ильина И.А.

  • Знакомство с классическими философскими текстами, охватывающими различные мыслительные традиции и эпохи (список первоисточников прилагается).

  • Свободную ориентацию в структуре философского знания и понимание основных традиционных философских проблем:

- учение о бытии (онтология). Реальность объективная и субъективная. Монистические и плюралистические концепции бытия. Бытие, субстанция, материя, природа. Материальное и идеальное. Пространство и время: сущность или свойства. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная. Становление и развитие научной картины мира. Динамика картин мира в XX столетии;

  • учение о развитии. Идея развития и ее исторические изменение изменения. Хаос и порядок. Диалектика и метафизика - два противоположных подхода к развитию. Взаимодействие диалектики и метафизики. Категории, принципы и законы развития. Самоорганизация. Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм. Принцип системности;

  • природа человека и смысл его существования. Проблема человека в историко-философском контексте. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер;

  • человек в системе социальных связей. Понятие свободы и еѐ эволюция. Человек, индивид, личность. Учение об обществе (социальная философия). Структура общества и его система. Гражданское общество и государство. Культура и цивилизация; критерии их типологии. Специфика необходимости в историческом процессе. Космопланетарные факторы социального развития;

- ценность как способ освоения мира человеком (аксиология). Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эволюция ценностей. Мораль и нравственность: общее и особенное. Ценностная характеристика добра и зла. Проблема формирования или обновления нравственных ценностей. Модификации эстетических ценностей. Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия;

- проблема сознания. Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Мышление, память,

воля, эмоции. Духовная жизнь общества. Общественное и массовое сознание;

- познание (гносеология). Многообразие форм духовно-практического освоения мира: язык, труд, игра, познание, мораль, искусство, религия, философия. Агностицизм. Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Современные разновидности эмпиризма и интуитивизма. Проблема истины в философии и науке. Логика как наука о принципах правильного мышления. Этапы ее развития и современное состояние;

- научное познание. Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Аспекты бытия науки: генерация нового знания, социальный институт, особая сфера культуры. Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры. Этапы и уровни научного познания. Представления о методах научного познания и их классификации. Формы научного познания. Специфика социального познания. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого;

- философские проблемы науки и техники. Проблема классификации наук. Общенаучные проблемы и их динамика в ходе исторического процесса познания. Онтологические проблемы современной науки: уровней организации реальности; ее единства и многообразия; системности организации природы, общества, человека и культуры; редукционизма; детерминизма; глобального эволюционизма; единой карты мира. Аксиологические проблемы современной науки: суверенности науки; нравственного облика ученого; социальных последствий внедрения научных открытий; ответственности ученого за выбор методов исследования и его результаты. Философские проблемы естественных, точных, технических, социальных и гуманитарных наук;

- будущее человечества (философский аспект). Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Комфорт как высшая ценность техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально- гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Человечество перед
историческим выбором.


Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Социальная философия
2015 -> Курсовая работа на тему: Наши эмоции друзья или враги? Их роль в конфликтоной ситуации
2015 -> Медиалогия как интегрированная наука информационной эпохи и ее роль в модернизации России Ключевые слова
2015 -> -
2015 -> Вопросы для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру по «Философии»
2015 -> Никколо Макиавелли
2015 -> Астрономия и современная картина мира
2015 -> Методы социологического исследования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница