Вопросы кандидатского экзамена «История и философия науки»



Скачать 54.58 Kb.
страница1/2
Дата12.01.2018
Размер54.58 Kb.
  1   2

Вопросы кандидатского экзамена «История и философия науки»

  1. Предпосылки возникновения философии науки в философии и классической науке эпохи Возрождения и Нового времени (XVII – начало XIX вв.).

  2. Неокантианские концепции методов научного познания в западноевропейской философии ХIХ – XX вв.

  3. Разработка методологии научного познания в позитивизме и неопозитивизме в западноевропейской философии XIX – XX вв.

  4. Концепция науки и развития научного знания в критическом рационализме К. Поппера.

  5. Концепция развития науки как смена парадигм в критическом рационализме Т. Куна.

  6. Методология научно-исследовательских программ в критическом рационализме И. Лакатоса.

  7. Теоретико-методологический плюрализм в критическом рационализме П. Фейерабенда.

  8. Иррационалистические тенденции в развитии западноевропейской философии XIX – XX веков и решение проблемы научного познания.

  9. Философия науки в России XVIII века.

  10. Философия науки в России ХIХ – начала XX века.

  11. Философия науки в советской России XX века.

  12. Современная отечественная философия науки и ее особенности.

  13. Предмет и структура современной философии науки.

  14. Основные функции философии науки в современном научном знании.

  15. Особенности научного познания, его место в системе других форм познавательной деятельности.

  16. Субъект и объект научного познания, их взаимосвязь.

  17. Основные принципы современной теории познания: отражение, диалектика, практика.

  18. Диалектика чувственной и логической ступеней познания. Критика сенсуализма, рационализма и иррационализма.

  19. Современная концепция научной истины и ее структура. Критерии истины.

  20. Познание и практика. Понятие познания и его цели. Понятие практики и его структура. Функции познания и практики.

  21. Понятие науки. Общефилософский статус бытия науки.

  22. Наука как система знания. Структура научного знания. Основные функции науки.

  23. Наука как социокультурный феномен. Социальные функции науки. Сциентизм и антисциентизм.

  24. Наука как социальный институт. Институциональные формы и виды науки. Этос науки.

  25. Этические проблемы науки ХХI века.

  26. Ценностные аспекты развития современной науки.

  27. Внутренняя структура научного знания. Основные закономерности функционирования и развития науки.

  28. Предмет научного знания и его структура.

  29. Проблема классификации наук и ее значение для познания и практики.

  30. М. Полани о личностном знании и релятивности норм познавательной деятельности.

  31. Эволюционная эпистемология и эволюционная программа научного знания С. Тулмина.

  32. Тематическая концепция науки Дж. Холтона.

  33. Современная отечественная философия науки о собственных и философских основаниях научного знания.

  34. Диалектика и метафизика как универсальные способы научного познания.

  35. Принцип развития и его методологические функции в современной науке.

  36. Принципы целостности и системности и их методологические функции в современной науке.

  37. Основные законы и категории диалектики и их методологические функции в современной науке.

  38. Проблема метода в истории развития научного знания.

  39. Понятия метода и методологии в современной науке.

  40. Эмпирический уровень научного знания и его методы: наблюдение и эксперимент.

  41. Теоретический уровень знания и его методы: анализ и синтез, абстрактный и конкретный, исторический и логический и др.

  42. Надтеоретический уровень научного знания и роль философских принципов в его формировании.

  43. Научный факт, как первая форма достоверного знания.

  44. «Проблема» как скачок от достоверного к вероятностному научному знанию. Проблемная ситуация и проблемный замысел.

  45. Предположительное знание, его роль в научном поиске. Творчество и научный поиск. Интуиция и творчество.

  46. Проблема периодизации истории науки и се основания (критерии).

  47. Истоки и начала возникновения преднауки. Миф как исторически первая форма зарождения знания.

  48. Формирование зачатков научных знаний и их методов в античное время: в Древней Греции (VI - V вв. до н.э.) и в эпоху эллинизма (IV - I вв. до н.э.).

  49. Особенности формирования и развития научных знаний и их методов в Средневековый период в Западной Европе (I - XVвв.) и арабо-мусульманском мире (IX - XII вв.).

  50. Становление классической науки. Доньютоновская ступень в развитии классического естествознания. Первая научная революция эпохи Возрождения (Н. Коперник, Д. Бруно).

  51. Механическое естествознание и его методология. Ньютоновская ступень в развитии классической науки. Вторая глобальная научная революция (Г. Галилей, И. Ньютон и др.).

  52. Зарождение и формирование эволюционных идей в классической науке (с начала 30-х гг. XIX в. до конца XIX в).

  53. Революция в естествознании на рубеже XIX-XX веков. Становление идей и методов неклассической науки.

  54. Философско-методологические основания главных достижений науки неклассического периода (до середины ХХ в.).

  55. Основные направления (концепции) современной постнеклассической науки.

  56. Философско-методологические основания постнеклассической науки.

  57. Современные концепции культуры и цивилизации, влияние науки на их развитие.

  58. Глобальные проблемы современности и их научно-философский смысл. Роль науки в преодолении глобальных кризисов.

  59. Русский космизм в интерпретации современной философии науки.

  60. Концепции социального прогресса, смысла истории и будущего человечества. Наука как движущая сила научно-технического и социального прогресса.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница