Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу «Философии и методологии науки»



страница1/46
Дата17.04.2018
Размер1.93 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46

ВОПРОСЫ

к кандидатскому экзамену по курсу «Философии и методологии науки»




  1. Философия, мировоззрение, культура. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.

  2. Предмет философии и структура философского знания. Социальный статус и функции философии в современном мире.

  3. Культурные традиции и типы философского мышления Востока и Запада.

  4. Философия и национальное самосознание. Специфика философской мысли Беларуси и России.

  5. Основные направления постклассической западноевропейской философии.

  6. Онтология как учение о бытии. Проблема бытия в философии. Формы бытия и их взаимосвязь.

  7. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи. Философия и наука о системно-структурной организации материального мира.

  8. Пространственно-временная организация материального мира. Концепции пространства и времени в истории науки и философии. Особенности социального пространства и времени.

  9. Движение как способ существования материального мира. Основные формы движения материи. Специфика социальной формы движения материи.

  10. Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюционный принцип и концепция устойчивого развития системы «общество-природа». Понятие ноосферы и экологические ценности современной цивилизации.

  11. Динамизм бытия: движение и развитие. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Диалектика и синергетика.

  12. Элементы диалектики: категории, принципы, законы. Особенности социальной диалектики и социальной синергетики.

  13. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов.

  14. Проблема человека в философии и науке. Понятие философской антропологии и основные подходы к определению природы и сущности человека в классической и современной философии.

  15. Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза.

  16. Социокультурные параметры человеческого бытия. Индивид, индивидуальность, личность. Структура и типологии личности.

  17. Человек как единство биологического, социального и духовного. Становление и развитие личности. Круги человеческого бытия.

  18. Аксиологические параметры бытия человека в мире. Проблема сущности и существования человека. Свобода и ответственность как экзистенциальная оппозиция (проблема) человеческого бытия.

  19. Человек в системе социальных коммуникаций. Массовая культура и дегуманизация социальных отношений в современных обществах.

  20. Сознание человека как предмет философского осмысления. Многомерность и полифункциональность сознания. Концепции сознания в классической и постклассической философии.

  21. Проблема генезиса сознания. Социокультурная природа сознания. Сознание и психика. Сознание и отражение. Феномен бессознательного.

  22. Проблема функционирования сознания. Сознание и мышление. Сознание и язык. Сознание и искусственный интеллект.

  23. Структура и функции сознания. Сознание и самосознание. Индивидуальное и общественное сознание. Уровни и формы общественного сознания.

  24. Социальная философия и ее место в системе философского и социально-гуманитарного знания. Понятие социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философии.

  25. Общество как система. Основные сферы жизнедеятельности общества.

  26. Понятие социальной структуры общества. Типы социальных структур. Проблема наций и национальных отношений в современном мире.

  27. Материально-производственная сфера жизни общества. Общественное бытие и общественное сознание: логика взаимосвязи.

  28. Философия и политика. Политическая институализация и политические процессы социальной жизни. Идеология и ее роль в жизни общества.

  29. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии. Концепции социального действия.

  30. Общество как саморазвивающаяся система. Проблема источников и движущих сил социальной динамики.

  31. Проблема вариативности (единства и многообразия) общественного развития. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

  32. Понятие социального прогресса и проблема его критериев. Основные концепции социального прогресса.

  33. Понятие техники, технической революции и технического прогресса. Этапы и закономерности технического прогресса. Глобальные проблемы техногенной цивилизации.

  34. Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие и типы цивилизаций в истории общества. Феномен информационного общества и цивилизационные приоритеты современного белорусского общества.

  35. Понятие культуры и цивилизации. Формы бытия культуры. Проблема диалога культур в глобализирующемся мире.

  36. Духовная сфера общества и ее проблемы. Кризис духовности в современном мире.

  37. Философия и мораль. Нравственный кодекс БГУИР: цели и ценностные приоритеты.

  38. Философия и искусство. Специфика эстетического отношения человека к миру и роль искусства в социальной жизни.

  39. Философия и религия. Религиозное сознание в современном мире. Проблема терроризма и экстремизма в современном мире.

  40. Гносеология как учение о познании. Проблема познаваемости мира и ее решения в истории философии (оптимизм, агностицизм, скептицизм).

  41. Чувственное познание, его формы и особенности. Диалектика чувственного и логического в познании. Сенсуализм, рационализм, интуитивизм.

  42. Логическое познание, его формы и особенности. Диалектика чувственного и логического в познании. Сенсуализм, рационализм, интуитивизм.

  43. Многообразие форм познания. Наука как феномен культуры и специфическая форма познания. Философия науки и ее проблемы.

  44. Проблема истины в философии. Определение истины. Особенности научной истины.

  45. Генезис науки и ее историческое развитие. Понятие научной рациональности. Наука и паранаука.

  46. Проблема классификации наук. Специфика социогуманитарного познания.

  47. Структура научного познания. Диалектика эмпирического и теоретического уровней познаний.

  48. Структура научно-исследовательского действия. Диалектика взаимосвязи фундаментальных и прикладных наук.

  49. Эмпирический уровень научного познания и эмпирический базис науки. Методы эмпирического познания.

  50. Теоретический уровень научного познания и его методы.

  51. Формы развития научного знания. Функции практики в познавательных действиях.

  52. Аксиологическое измерение науки. Этос науки и ценностные ориентации ученого. Свобода творчества и социальная ответственность ученого.

  53. Научная картина мира и её роль в познании. Философия и современная естественнонаучная картина мира.

  54. Диалектика развития науки и теории научного прогресса. Понятие научной революции. Интернализм и экстернализм в науке.

  55. Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологического знания. Перспективы междисциплинарной методологии.

  56. Проблема обоснования и систематизации научных знаний. Виды обоснования и систематизации в науке.

  57. Язык науки. Определение и его роль в науке. Роль и значение логики в научном познании.

  58. Наука как социальный институт. Наука и производство. Наука и образование. Понятие научной школы и научного сообщества. Наука в культуре Беларуси.

  59. Формы коммуникации в науке. Аргументация и её роль в деятельности научного сообщества.

  60. Праксеологическая функция науки и социальные технологии в современном обществе.

  61. Место и роль системного подхода в современном научном познании.

  62. Роль синергетики как междисциплинарной методологии в построении современной научной картины мира.

  63. Философия техники: предмет, структура, проблемы. Специфика технического знания. Технократизм и технократическое мышление.

  64. Информационно-компьютерная революция и виртуализация социальной жизни. Проблемы личности в информационном обществе.

  65. Философия и футурология. Глобализация как феномен цивилизационной динамики. Беларусь в контексте глобализации.

  66. Философия и экологические императивы современной цивилизации. Концепция устойчивого развития: проблемы и перспективы.




Каталог: sites -> default -> files -> 2016
files -> Учебно-методический комплекс дисциплины философия для образовательной программы по направлениям юридического факультета: Курс 1
files -> Цветков Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии программа
files -> Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521000 (030300. 62) «Психология»
2016 -> Вопрос № Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии. Слово «философия»
2016 -> Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница