Вопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки для биологов



Дата01.02.2018
Размер37.6 Kb.
ТипВопросы к кандидатскому экзамену

ВОПРОСЫ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ ДЛЯ БИОЛОГОВ. 2017

  1. Философия науки, ее предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.

  2. Основные стороны бытия науки. Характерные черты научного знания.

  3. Наука и культура. Функции науки в жизни общества.

  4. Наука в контексте современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука.

  5. Традиционалистский и техногенный типы развития цивилизаций и их базисные ценности.

  6. Проблема возникновения науки и периодизации ее истории. Преднаука и наука.

  7. Генезис и становление теоретического знания в античной культуре.

  8. Научная революция XVI-XVII вв.: формирование основ математического естествознания.

  9. Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени.

  10. Формирование эмпиристской традиции: Ф.Бэкон, Дж.Локк.

  11. Декарт и формирование принципов теоретического естествознания. Самообоснование разума как основа достоверности знания.

  12. И.Кант и задача критики научного разума. Проблема объективности познания и границ знания у Канта.

  13. Классическая наука XVIII-XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание их социальной роли.

  14. Проблема рациональной реконструкции истории науки.

  15. Проблемное поле и принципиальные положения логического позитивизма и постпозитивизма. Принцип верификационизма и фальсификационизма.

  16. Проблемы рациональной реконструкции истории науки в постпозитивизме.

  17. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

  18. Структура научного знания: эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы эмпирического знания

  19. Структура научного знания: теоретический уровень научного исследования. Основные методы и формы теоретического знания.

  20. Гипотетико-дедуктивная схема развития научного познания.

  21. Возможности применения количественных методов в современной науке.

  22. Основания науки. Роль философских идей и принципов в развитии научного знания. Идеалы и нормы научного знания. Роль картины мира в развитии науки

  23. Процедуры обоснования теоретических знаний.

  24. Проблемные ситуации в научном познании и их роль в развитии науки

  25. Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знания. Нелинейность роста научного знания.

  26. Научные сообщества и их исторические типы. Наука, экономика, власть

  27. Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования.

  28. Формирование основных научных исследовательских программ в Новое время. Проблема обоснования достоверности знания: эмпиризм и рационализм.

  29. Биотехнологии, гуманизм и трансгуманизм.

  30. Наука как социальный институт. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

  31. Феноменологическая концепция науки. Соотношение науки и «жизненного мира» у Э. Гуссерля.

  32. Проблема клонирования организмов различные её аспекты.

  33. Проблема нормы и аномалий в биологии.

  34. Интегративная роль теории эволюции в современной биологии.

  35. Философские проблемы теории эволюции.

  36. Идеалы и нормы научного мышления. Проблема стиля научного мышления. Организмоцентризм и популяционное мышление в современной биологии: .

  37. Проблема форм и уровней организации живых существ. Проблема редукционизма в современной биологии.

  38. Исторические формы витализма и механицизма.

  39. Проблема происхождения и сущности жизни и различные подходы к ее решению

  40. Предмет и структура биологии. Проблема теоретической биологии.

  41. Наука, экономика, власть. Биоэтика и проблемы организации, регулирования и контроля над научными исследованиями.

  42. Компьютеризация науки, ее проблемы и следствия (на примере биологии).

  43. Основные характеристики современного этапа развития биологии.

  44. Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности (на примере биологии).

  45. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современного естествознания.

  46. Естествознание и техника: эволюция взаимоотношения. Биотехнологии и вопрос о сущности человека. Современная наука и ее роль в формировании новых мировоззренческих ориентиров цивилизационного развития.

  47. Соотношение гуманизма и постгуманизма. Будущее природы человека.

  48. Соотношение философского, общенаучного и конкретно-научного методов в биологии.

  49. Пути и способы формирование экологического сознания в социуме. Экология и экофилософия.

  50. Соотношение социального и биологического в природе человека. Проблема «природы человека».

  51. Роль биологии в формировании общекультурных познавательных моделей целостности, развития, системности, коэволюции.

  52. Биология и математика. Возможности и перспективы использования математических методов в современной биологии.

  53. Техника и биология. Современный экологический кризис как кризис цивилизационный.

  54. Соотношение гуманитарных и естественных наук (на примере биологии). Объяснение и понимание.

  55. Вселенная как «экологическая ниша» человечества. Антропный принцип и идея целесообразности в космологии.

  56. Глобальный эволюционизм и современная естественнонаучная картина мира.

  57. Концепция детерминизма и ее роль в биологии. Причинность и целесообразность.

  58. Роль биологического знания в эволюции научной картины мира.

  59. Экофилософия как рефлексия над проблемами среды обитания человека

  60. Этика науки и принцип свободы научного исследования. Биоэтика как наука о самоценности жизни.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница