Вопросы к кандидатскому экзамену по Истории и философии науки



Дата16.08.2018
Размер47.3 Kb.
ТипВопросы к кандидатскому экзамену

Вопросы к кандидатскому экзамену по Истории и философии науки
1. Предмет и функции философии науки. Наука и философия как формы теоретического мышления, рационального постижения мира.
2. Основные концепции философии науки.
3. Основания науки. Идеалы и нормы исследования. Методологическая и мировоззренческая роль философских принципов в обосновании научного знания.

4. Возникновение науки. Проблема начала науки и периодизации истории науки.


5. Античная наука: социокультурные факторы становления, роль в генезисе научной теории.
6. Наука Средневековья: социально-исторические предпосылки, специфические черты. Развитие логики в схоластике. Роль средневековых университетов.
7. Возникновение новоевропейской науки. Научная революция конца ХН1 – начала ХНП веков.
8. Позитивистская концепция научного знания и ее отношение к философии.
9. Неопозитивизм как философия и методология науки.
10. Постпозитивистские концепции развития науки и научного познания (общая характеристика).
11. Концептуально-методологические основания различения наук о природе и наук о культуре (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт).
12. Особенности методологии социально-гуманитарных наук в концепциях М. Вебера.
13. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
14. Концепция смены парадигм и «методологические директивы» Т. Куна.
15. Социально-гуманитарное познание и его специфика.
16. К. Поппер: критический рационализм и логика социальных наук.
17. М. Фуко: структурный метод в гуманитарных науках.
18. Наука и вненаучное познание. Виды вненаучного знания. Паранаучное знание.
19. Наука как система знаний. Критерии научности знания. Идеал научности. Типология научного знания.
20. Чувственные и рациональные формы познания, эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь.
21. Язык науки: генезис, особенности, основные концепции. Проблема построения единого языка науки.
22. Понятие рациональности. Специфика научной рациональности.
23. Типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая.
24. Понятие научного закона, его основные типы. Функции научного объяснения.
25. Научная теория как форма знания: структура, виды. Функции теории.
26. Проблема, вопрос и задача как формы познания. Проблемная ситуация, проблемный замысел.
27. Типология научных проблем. Мнимые проблемы науки.
28. Проблема научного факта. Дилеммы онтологизма и гносеологизма, фактуализма и теоретизма в понимании факта. Типологии научных фактов.
29. Гипотеза как форма развития научного знания. Типы научных гипотез, методы их обоснования и проверки.
30. Традиции и новации в научном познании. Научное творчество: сущность, механизмы, методы.
31. Экстернализм и интернализм в понимании факторов и механизмов развития науки.
32. Научная картина мира: структура, типы и функции в научном исследовании.
33. Понятие научной парадигмы. История науки как смена парадигм. Научные революции.
34. Проблема научной истины. Классическая и неклассическая концепции истины. Специфика истины в социогуманитарном познании.
35. Проблема критерия истины. Верификация и фальсификация как подходы к проверке результатов исследования на достоверность. Практика как критерий истины.
36. Научный метод. Методология научного познания. Классификация методов науки. Стиль научного мышления.
37. Научное наблюдение, научный эксперимент: виды и роль в научном познании.
38. Описание и измерение: виды и познавательные функции.
39. Анализ и синтез. Аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы познания.
40. Научная метафора: эвристическая роль в научном познании и виды.
41. Абстрагирование. Идеализация как способ конструирования теоретических объектов.
42. Научная экстраполяция, ее виды и связь с другими методами.
43. Индукция и дедукция как методы научного познания. Индукция и вероятность.
44. Моделирование. Познавательная роль модели. Виды моделей.
45. Сравнение. Аналогия. Компаративный анализ как система сравнительных методов.
46. Математизация и формализация в научном познании.
47. Обобщение. Классификация. Типологический метод (тип, типизация, типология).
48. Диалектика: принципы, законы, методологические возможности.
49. Герменевтика как методология социально-гуманитарного познания.
50. Синергетика как теория, методология и мировоззрение современной эпохи. Основные принципы и категории синергетики. Специфика социосинергетики.
51. Системность, структурность и функциональность как методологические принципы научного познания.
52. Понятия пространства и времени, их методологическое значение. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном познании.
53. Жизнь как категория наук об обществе и культуре и ее методологическое значение.
54. Методы научной аргументации и доказательства. Научная дискуссия. Типология научных дискуссий.
55. Наука как особый социальный институт и профессия.
56. Наука как социокультурный феномен. Механизмы взаимодействия науки и культуры.
57. Школы в науке, их роль в организации и динамике научного знания. «Невидимый колледж».
58. Этос науки: моральные императивы функционирования научного сообщества. Ученый и научное сообщество.
50. Личность ученого: становление и развитие. Индивидуальность ученого.
60. Взаимосвязь науки, образования и производства.
61. Фундаментальные и прикладные науки, их взаимосвязь и роль в познании. Практическая ориентация современных наук.
62. Информационная революция и ее влияние на развитие общества. Компьютеризация науки и ее социальные и интеллектуальные последствия.
63. Наука и ценности: сциентизм и антисциентизм в оценке роли науки в развитии общества. Наука и гуманистические идеалы общества.
64. Научные коммуникации, их виды и роль в функционировании и развитии науки.
65. Проблема преемственности в развитии научных теорий. Кумулятивизм и парадигмализм.
66. Наука, власть, политика. Наука и идеология. Государственное регулирование науки и свобода творчества ученого.
67. Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Рациональность как ценность.

68. Наука и глобальные проблемы современного человечества


69. Интуиция и ее роль в научном познании.
Каталог: media -> uploads -> attachment -> source
source -> Российская академия народного хозяйства и государственной службы
source -> Российская академия народного хозяйства и государственной службы
source -> Российская академия народного хозяйства и государственной службы
source -> Городская бедность как социальное явление в современном российском обществе
source -> Вопросы для подготовки
source -> Программа вступительного экзамена
source -> Локальные интернет-сообщества крупного российского города: социально-стратификационный анализ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница