Вопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки для биологов



Pdf просмотр
Дата03.02.2018
Размер76.2 Kb.


Вопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки для биологов.2016 1. Философия науки, ее предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.
2. Основные стороны бытия науки. Характерные черты научного знания.
3. Наука и культура. Функции науки в жизни общества.
4. Наука в контексте современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука.
5. Традиционалистский и техногенный типы развития цивилизаций и их базисные ценности.
6. Проблема возникновения науки и периодизации ее истории. Преднаука и наука.
7. Генезис и становление теоретического знания в античной культуре.
8. Научная революция XVI-XVII вв.: формирование основ математического естествознания.
9. Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени.
10. Формирование эмпиристской традиции: Ф.Бэкон, Дж.Локк.
11. Декарт и формирование принципов теоретического естествознания.
Самообоснование разума как основа достоверности знания.
12. И.Кант и задача критики научного разума. Проблема объективности познания и границ знания у Канта.
13. Классическая наука XIII-XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание их социальной роли.
14. Проблема рациональной реконструкции истории науки.
15. Проблемное поле и принципиальные положения логического позитивизма и постпозитивизма.
16. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
17. Структура научного знания: эмпирический уровень научного познания.
Основные методы исследования и формы эмпирического знания
18. Структура научного знания: теоретический уровень научного исследования.
Основные методы и формы теоретического знания.
19. Гипотетико-дедуктивная схема развития научного познания.
20. Возможности применения количественных методов в современной науке.
21. Основания науки. Роль философских идей и принципов в развитии научного знания. Идеалы и нормы научного знания. Роль картины мира в развитии науки
22. Процедуры обоснования теоретических знаний.
23. Проблемные ситуации в научном познании и их роль в развитии науки
24. Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знания. Нелинейность роста научного знания.
25. Научные сообщества и их исторические типы. Наука, экономика, власть
26. Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования.
27. Формирование основных научных исследовательских программ в Новое время.
Проблема обоснования достоверности знания: эмпиризм и рационализм.
28. Биотехнологии, гуманизм и трансгуманизм.
29. Наука как социальный институт. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.
30. Феноменологическая концепция науки. Соотношение науки и «жизненного мира» у Э. Гуссерля.
31. Проблема клонирования организмов различные её аспекты.
32. Проблема нормы и аномалий в биологии и медицине.


33. Интегративная роль теории эволюции в современной биологии.
34. Философские проблемы теории эволюции.
35. Организмоцентризм и популяционное мышление.
36. Проблема форм и уровней организации живых существ.
37. Изучение живого на неживых объектах и соотношение биологического и физико- химического в организмах. Специфика молекулярной биологии.
38. Исторические формы витализма и механицизма.
39. Проблема происхождения и сущности жизни и различные подходы к ее решению
40. Предмет и структура биологии. Проблема теоретической биологии.
41. Наука, экономика, власть. Биоэтика и проблемы организации, регулирования и контроля над научными исследованиями.
42. Компьютеризация науки, ее проблемы и следствия (на примере биологии).
43. Главные характеристики современного этапа развития биологии.
44. Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности (на примере биологии).
45. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современного естествознания.
46. Проблема «возможных миров» в современной науке и философии (на примере биологии).
47. Естествознание и техника: эволюция взаимоотношения. Биотехнологии и вопрос о сущности человека. Современная наука и ее роль в формировании новых мировоззренческих ориентиров цивилизационного развития.
48. Соотношение философского, общенаучного и конкретно-научного методов в биологии.
49. Пути и способы формирование экологического сознания в социуме. Экология и экофилософия.
50. Соотношение социального и биологического в природе человека. Проблема
«природы человека».
51. Роль биологии в формировании общекультурных познавательных моделей целостности, развития, системности, коэволюции.
52. Биология и математика. Возможности и перспективы использования математических методов в современной биологии.
53. Техника и биология. Современный экологический кризис как кризис цивилизационный.
54. Соотношение гуманитарных и естественных наук (на примере биологии).
Объяснение и понимание.
55. Вселенная как «экологическая ниша» человечества. Антропный принцип и идея целесообразности в космологии.
56. Глобальный эволюционизм и современная естественнонаучная картина мира.
57. Концепция детерминизма и ее роль в биологии. Причинность и целесообразность.
58. Роль биологического знания в эволюции научной картины мира.
59. Экофилософия как рефлексия над проблемами среды обитания человека
60. Этика науки и принцип свободы научного исследования. Биоэтика как наука о самоценности жизни.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница