Вопросы к экзамену по дисциплине Социология



Дата15.02.2018
Размер59 Kb.
ТипВопросы к экзамену

Вопросы к экзамену по дисциплине «Социология»


1. Предпосылки возникновения социологии как науки. Время и место возникновения социологии, мыслители, оказавшие наиболее явное влияние на формирование социологии как науки.

2. Научно-теоретические подходы к пониманию объекта и предмета социологической науки. Понятие «социальное», объект и предмет социологии.

3. Структура социологического знания и взаимосвязь социологии с другими науками. От эмпирического исследования к социологической теории.

4. Основные функции социологии. Сходства и различия между социологией, а также естественными и техническими науками.

5. Огюст Конт и его «проект социологии». Общие принципы социологического позитивизма.

6. Постановка социальной проблематики в античной философии. Социальные воззрения Платона и Аристотеля. Их сходства и различия.

7. Социальная проблематика в философии Средневековья. Августин Блаженный и Фома Аквинский.

8. Социальная мысль в эпоху Возрождения. Социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

9. Концепции естественного состояния в социальной философии Нового времени. Социальный воззрения Томаса Гоббса и Джона Локка.

10. Концепции гражданского общества в немецкой классической философии. Социальные воззрения Иммануила Канта и Г. В. Ф. Гегеля.

11. Общая типология классических социологических концепций XIX - начала XX века. Сходства и различия между основными социологическими концепциями классического периода.

12. Материалистическое направление в социологии. Социологическая концепция К.Маркса.

13. Социологические концепции Герберта Спенсера, Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма и их место в общей классификации.

14. Психологическое направление с социологии XIX-XX вв. (психологический эволюционизм, инстинктивизм, психология масс, бихевиоризм).

15. Петр Чаадаев и его влияние на развитие социальной мысли в России. «Славянофилы» и «западники» - общее и особенное в социальных воззрениях.

16. Анархизм и народничество в русской социологии. Социальные воззрения М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина.

17. Социогеографическое направление в социологии. Л.И.Мечников – мыслитель, ученый, революционер.

18. Н. Я. Данилевский и его роль в развитии социальной мысли Европы. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского.

19. Этико-субъективная школа русской социологии. Работы П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского.

20. Органическая школа в русской социологии и ее представители. П.Ф.Лилиенфельд-Тоаль, Е.В.Де-Роберти, А.И.Стронин и их социальные воззрения.

21. Школа сравнительно-исторических исследований и ее специфика. Работы Н.И.Кареева и М.М.Ковалевского.

22. Юридическая школа в русской социологии. К.Д.Кавелин, А.Д.Градовский, Б.Н.Чичерин.

23. Неопозитивистская школа в русской социологии. П.А.Сорокин, его жизнь и работы.

24. Марксистская школа и ее прикладная программа. Роль и место марксистской школы в системе социальной мысли.

25. Социология в СССР и современной России. Возрождение социологии в период «оттепели».

26. Основные этапы становления эмпирической социологии. Прикладная социология как научное направление и область деятельности. Логика развития направления.

27. Классификация социологических исследований по характеру системы гипотез и по специфике целей проекта. Специфика и области применения исследований, относящихся к различным классам.

28. Классификация социологических исследований по периодичности проведения. Специфика и области применения исследований, относящихся к различным классам.

29. Классификация социологических исследований по типу выборки. Специфика и области применения исследований, относящихся к различным классам.

30. Логика прикладного исследования и ее отражение в программе исследования. Основные этапы проведения прикладного проекта. Структура и принципы разработки программы исследования.

31. Разработка программы исследования. Определение цели, задач, объекта и предмета исследования.

32. Разработка программы исследования. Операционализация и интрументализация ключевых понятий исследования.

33. Методы получения информации в рамках прикладного исследования. Основные группы методов социологического исследования.

34. Наблюдение как метод сбора социологической информации. Типология наблюдения и особенности применения в социологии.

35. Анализ документов как метод сбора социологической информации. Типология методов анализа документов и особенности их применения в социологии.

36. Основные опросные методики. Применение опросов при проведении количественных и качественных исследований.

37. Современные информационные технологии и их использование при организации опросов.

38. Фокусированное групповое интервью и его использование в социологии.

39. Социальный эксперимент как метод сбора информации в прикладных исследованиях.

40. Выборочный метод в социологическом исследовании. Основные виды выборки, области применения и особенности.

41. Случайные (вероятностные) и неслучайные выборки. Области применения, достоинства и недостатки.

42. Источники ошибок в выборочном исследовании. Случайная (вероятностная) и систематическая ошибка выборки.

43. Источники возникновения и способы нейтрализации ошибок в прикладном исследовании.

44. Факторы, влияющие на статистическую (вероятностную) погрешность выборки.

45. Понятия «доверительный уровень» и «уровень значимости». Зависимость погрешности выборки от ее объема и от уровня значимости.

46. Структура и общие принципы разработки инструментария исследования. Типы вопросов, области их применения и особенности конструирования.

47. Вопрос как измерительный инструмент. Типы измерительных шкал. Особенности различных видов шкал и области их применения.

48. Методы обработки социальной информации и программные средства для анализа данных.

49. Программные средства анализа данных – MS Excel и SPSS. Основные достоинства и недостатки, области применения.

50. Программные средства анализа данных – Statistica и Vortex. Основные достоинства и недостатки, области применения.

51. Основные школы и направления в современной западной социологии. Структурный функционализм Толкотта Парсонса и Роберта Мертона. Модель AGIL.

52. Основные школы и направления в современной западной социологии. Бихевиоризм и его реализация в теориях обмена (Б.Скиннер, Дж. Хоманс).

53. Бихевиоризм и его реализация в теориях обмена (Б.Скиннер, Дж. Хоманс).

54. Символический интеракционизм Джорджа Мида. Неомарксизм Теодора Адорно и Эриха Фромма.

55. Теория конструирования социальной реальности Питера Бергера и Томаса Лукмана.

56. Символический интеракционизм Джорджа Мида. Неомарксизм Теодора Адорно и Эриха Фромма.

57. Общие концепции системного анализа и общей теории систем. Возможность применения понятия «система» к исследованию социальных систем.

58. Способы описания систем и метод фазового пространства.

59. Кибернетический подход к исследованию социальных систем. Системы с положительной и отрицательной обратной связью.

60. Математические методы моделирования социальных систем. Общие подходы к моделированию социальных систем. Ограничения моделирования.

61. Примеры построения и использования моделей социальных систем. Уровни моделирования социальных систем.

62. Понятие «культура» и его смысловое наполнение. Многообразие подходов к определению понятия «культура». Специфика предметного анализа феномена культуры.

63. Основные элементы культуры. Язык как элемент культуры. Ценностные системы и их специфика. Роль ценностных систем в социальной регуляции.

64. Функции культуры и формы культуры. Социализация как функция культуры, интегративные и дезинтегративные функции, регулирующая функция культуры.

65. Функции культуры и формы культуры. Основные формы культуры (элитарная и массовая, субкультура и контркультура).

66. Представления о динамике культуры, теории культуры. Возможные представления о культуре и закономерностях ее развития.

67. Культурологические концепции, развиваемые в марксизме и психоанализе. Культурологические концепции О.Шпенглера и П.А.Сорокина.

68. Понятие «социальная стратификация». Основные типы стратификационных систем, основания стратификации общества.

69. Связь демографических параметров и оснований стратификации. Демографические и социальные детерминанты социального статуса человека.

70. Стратификационная структура российского и американского общества – сходства и различия подходов к выделению и результаты стратификации.

71. Понятия «социальный статус» и «социальная роль». Сходства и различия категорий. Связь понятия «статус» со стратификацией общества.

72. Социальная мобильность и ее проявления в общественной жизни. Виды и формы социальной мобильности.

73. Основные каналы социальной мобильности в обществах различного типа.

74. Социальные институты как устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей. Формы, виды и функции социальных институтов.



75. Социальные процессы и их типология. Процессы глобализации в современном мире.


Каталог: files -> files -> fldr Teaching
files -> Пояснительная записка Экзамен по дисциплине «Онтология и теория познания»
files -> Философско-антропологические парадигмы и их роль в развитии образования
files -> Практические задания по философии для студентов всех специальностей
files -> Рабочая программа практики к ооп от №
files -> Рабочая программа практики к ооп от №
files -> Программа итоговой государственной аттестации выпускников к ооп от № по направлению 040100. 62 Социология
files -> Среднее профессиональное образование
fldr Teaching -> Курс лекций по дисциплине «Социология» Лекция 1 Токарев В. В. Версия 12. 05


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница