Вопросы к экзамену по дисциплине «История и философия науки»



Скачать 32.65 Kb.
Дата13.05.2018
Размер32.65 Kb.
ТипВопросы к экзамену

Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине «История и философия науки»
1. Понятие науки, особенности ее исторического развития.

2. Философские основания наук. Философские проблемы наук.

3. Три аспекта бытия науки: как специфического типа знания, познавательной деятельности и социального института.

4. Научная и философская мысль Древнего востока.

5. Философия Древней индии: основные категории и школы.

6. Древнекитайская философия: основные положения даосизма, конфуцианства и легизма.

7. Античная философия о познании, добре и зле, жизни и смерти. Учение Сократа.

8. Материалистические концепции античности. Учение Демокрита об атомах и пустоте.

9. Основные особенности и направления античной философии.

10. Особенности Средневековой науки и философии.

11. Соединение экспериментального метода с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бекон, Р. Декарт. Основные направления философии Нового времени.

12. Вопросы познания в науке и философии 17-19 веков. Философия марксизма об общественно-экономических формациях и отчуждении.

13. Материалистическое понимание истории.

14. Немецкая классическая философия и марксизм о познании и диалектике. Основные направления русской философии 19-20 в.

15. Объективный идеализм Гегеля. Основные законы диалектики.

16. Критический анализ технократических концепций развития общества.

17. Природа, человек, техника: проблемы взаимодействия.

18. Познание. Философия и методология науки. Формы и особенности научного знания.

19. Понятие рациональности. Рациональность научного знания.

20. Позитивистские и постпозитивистские модели развития научного знания. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.

21. Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Философское содержание Интернета. Компьютерная этика.

22. Научные революции. Смена типов научной рациональности.

23. Общие закономерности, новации и традиции в развитии науки.

24. Современная научная картина мира.

25. Философские вопросы биологии и экологии. Экологическая этика. Экофилософия. Социальная экология. Философские аспекты проблемы жизни и разума во Вселенной.

26. Философские проблемы астрономии и космологии.

27. Природа человека. Соотношение биологического и социального в человеке. Комплексный характер проблемы антропосоциогенеза.

28. Философские проблемы химии и географии. Учение о биосфере и ноосфере.

29. Природа ценностей. Этические и эстетические ценности.

30. Творческое применение знаний философских аспектов науки и техники в решении современных глобальных проблем.

31. Наука как объект философского исследования. Основные подходы к анализу науки.

32. Традиционный и техногенный типы цивилизации. Роль науки в современном мире.

33. Постпозитивизм о проблеме внутренних и внешних факторов развития науки.

34. Проблема генезиса науки. Протонаучное знание цивилизаций Древнего Востока.

35. Предпосылки становления и основные этапы эволюции античной науки. Атомизм и аристотелизм как научные программы Античности.

36. Религиозные основания средневековой науки: важнейшие этапы ее эволюции. Роль номинализма в становлении опытной науки.

37. Классическая наука. Социокультурные предпосылки, характерные черты и особенности развития.

38. Становление, характерные черты и особенности развития неклассической науки.

39. Теоретические основания и идеалы постнеклассической науки.

40. Проблема истины в современной философии науки.

41. Особенности эмпирического знания. Научный факт: эмпиризм и теоретизм в его трактовке.

42. Структура теоретического знания. Идеальный теоретический объект и его роль в формировании научной теории.

43. Проблема метатеоретического (предпосылочного) знания в науке. Понятие и исторические типы научной картины мира.

44. Методология научного познания: метод и теория. Классификация методов науки.

45. Взаимосвязь традиций и новаций в научном познании: понятие и типы научных революций.

46. Наука как социальный институт. Ее организация и функции в постиндустриальном обществе.

47. Человек-ученый как субъект и объект науки. Этика науки и общечеловеческая нравственность: коллизии сциентизма, технократизма и гуманизма.

48. Экологическая этика и ее философские основания.



49. Проблемы современной «большой науки». Знание и власть: роль науки в обосновании и критике социально-экономического порядка.

50. Наука в России: особенности истории, современного состояния и перспективы.
Каталог: company -> personal -> user -> 8694 -> files -> lib
user -> Предмет, метод и функции геополитики
user -> Лекция Брак и семья
user -> Учебно-методическое пособие по дисциплине «этика. Эстетика» для самостоятельной работы студентов очной и заочной формы обучения
lib -> Тема Философия и ее роль в жизни общества
lib -> Методические рекомендации по выполнению рефератов для магистров по дисциплине «История и философия науки» Тема реферата выбирается магистром из предложенного кафедрой


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница