Вопросы к экзамену кандидатского минимума По истории и философии науки 2016-2017 учебный год Общая часть



Скачать 104.57 Kb.
страница1/6
Дата17.04.2018
Размер104.57 Kb.
ТипВопросы к экзамену
  1   2   3   4   5   6

Утверждено на заседании

кафедры философии

28 февраля 2017 г.
ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ университет
Вопросы к экзамену кандидатского минимума

По истории и философии науки
2016-2017 учебный год
Общая часть


  1. Понятие мировоззрения, его структура и уровни.

  2. Многообразие мировоззрений, проблема их классификации. Мировоззрение и наука: проблема соотношения.

  3. Эволюция мировоззрения. Соотношение эпохи и мировоззрения: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, плюрализм.

  4. Проблема возникновения науки. Необходимые предпосылки и условия возникновения науки.

  5. Этапы формирования науки: пранаука, протонаука, преднаука, собственно наука.

  6. Признаки науки: наука как социальный институт, вид духовной деятельности, система коммуникаций, система специализированного знания.

  7. Соотношение науки и религии.

  8. Методологические проблемы анализа истории науки: основные принципы («антикваризм» и «презентизм») и подходы (дескриптивный и нормативный), их соотношение.

  9. Структурные единицы развития и функционирования науки и проблема их классификации.

  10. Структурная (дисциплинарная, междисциплинарная и трансдисциплинарная) организация науки.

  11. Классическая наука как единая система знаний. Великие открытия в естествознании и их роль в развитии науки.

  12. Роль идей эволюции и релятивизма, историзма и толерантности в развитии неклассической науки.

  13. Постнеклассическая наука: формирование новых типов объектов исследования, изменение характера научной деятельности.

  14. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов к развитию науки в современных условиях.

  15. Формирование истории науки как науки о возникновении и эволюции наук, расширение ее предметного поля, целей и задач.

  16. Предмет философии науки и его эволюция. Условия возникновения философии науки, ее статус и важнейшие параметры.

  17. Факторы развития науки. Интернализм и экстернализм.

  18. Факторы развития науки. Сциентизм и антисциентизм.

  19. Фундаментальные закономерности развития науки.

  20. Науки естественные (номотетические) и гуманитарные (идиографические). Многообразие наук и принципы их классификации.

  21. Кумулятивная (стандартная) модель развития науки.

  22. Теория роста научного знания К. Поппера.

  23. Понятие исследовательской программы. Работа И. Лакатоса «Методология исследовательских программ».

  24. Концепция научных революций. Работа Т. Куна «Структура научных революций».

  25. Методологический анархизм. Работа П. Фейерабенда «Против методологического принуждения».

  26. Наука в современной цивилизации. Соотношение науки, техники и производства.

  27. Соотношение науки и политики.

  28. Классическая и неклассическая эпистемология. Эволюция представлений о субъекте и объекте научно-познавательной деятельности.

  29. Структура познавательной деятельности и ее особенности в научном познании: репрезентация, интерпретация и конвенция.

  30. Научное знание как сложная развивающаяся система. Основные характеристики научного знания.

  31. Многообразие типов знания: донаучное, научное, вненаучное. Проблема демаркации науки и ненауки.

  32. Проблема истины в философии и науке. Основные концепции истины («теория корреспонденции», «теория когерентности», прагматистская, синтетическая).

  33. Проблема критериев истины. Эмпирические и логические (внеэмпирические) критерии, их соотношение.

  34. Понятие методологии научного исследования. Природа и функции метода научного познания.

  35. Классификация методов. Философские и общенаучные методы исследования, их эвристическое значение.

  36. Синергетика как междисциплинарная методология научного исследования. Понятие самоорганизации, открытой системы, нелинейности, бифуркации.

  37. Научный поиск: проблема и проблемная ситуация как начало научного исследования. Проблема и вопрос, их соотношение.

  38. Гипотеза как форма развития науки. Критерии состоятельности гипотез.

  39. Специфика эмпирического уровня научного исследования, его статус и возможности.

  40. Методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент).

  41. Методы обработки результатов эмпирического исследования (группировка, типизация, систематизация, классификация).

  42. Основные формы эмпирического знания (эмпирические данные, эмпирическое обобщение, эмпирический закон), их своеобразие.

  43. Природа научного факта. Проблема теоретической нагруженности факта науки.

  44. Сущность теоретического уровня научного исследования, его специфика по сравнению с эмпирическим исследованием.

  45. Методы теоретического исследования (абстрагирование, идеализация, формализация). Понятие идеализированного объекта.

  46. Основные формы теоретического знания (принцип, аксиома, постулат, закон).

  47. Научная теория и ее строение. Проблема множественности научных теорий и соотношения между ними.

  48. Функции научного познания: описание, объяснение, предсказание.

  49. Природа и функции специализированного языка науки.

  50. Наука и ценности. Проблема аксиологической нейтральности науки.

  51. Соотношение науки и морали.

  52. Этика науки и ответственность ученого.

  53. Коммерциализация научных исследований и ценностные ориентации в управлении наукой.

  54. Соотношение науки и искусства.



Особенная часть



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница