Вопросы экзамена кандидатского минимума по истории и философии науки 2013 Часть I. Общие проблемы философии науки



Скачать 65.27 Kb.
страница1/3
Дата23.07.2018
Размер65.27 Kb.
  1   2   3

вопросы

экзамена кандидатского минимума

по истории и философии науки

2013
Часть I. Общие проблемы философии науки

Что такое наука?

  1. Основные способы освоения мира человеком. Наука и ее роль в освоении человеком мира.

  2. Природа познавательного отношения человека к миру. Субъект и объект познания.

  3. Знание и его назначение в человеческой жизни. Многообразие форм познания.

  4. Чувственное и рациональное в познании.

  5. Истина как цель познания. Критерии истины.

  6. Наука и религия. Их взаимоотношение в современной культуре.

  7. Наука и нравственность. Этика науки и ответственность ученого.

  8. Функции науки в жизни общества. Призвание ученого.

  9. Коммуникативный аспект науки. Формы организации науки.

  10. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.


Предмет и основные концепции современной философии науки

  1. Природа философии. Основные философские проблемы и типы философского мировоззрения.

  2. Философия и наука, их родство и различие.

  3. Философия науки в структуре философского знания. Ее предмет и основные функции.

  4. Истоки философской рефлексии о науке. Вклад Аристотеля в исследование феномена науки и ее соотношения с философией.

  5. Ф. Бэкон и Р. Декарт о назначении науки, структуре научного знания и методологии научного исследования.

  6. Рефлексия над основаниями научного знания в философии И. Канта. Методологическая функция метафизики.

  7. Первый позитивизм как философия науки. Учение о превосходстве позитивного знания над метафизикой и о его специфике.

  8. Образ науки в марксизме. Наука и общество. Ф. Энгельс о науке («Диалектика природы»).

  9. Логический позитивизм о языке науки и его синтаксисе. Проблема верификации и процедура фальсификации.

  10. Постпозитивизм об истории науки. Т. Кун. «Структура научных революций».


Наука как процесс порождения нового знания

  1. Специфика научного познания. Критерии научности знания.

  2. Наука как система знания. Классификация наук.

  3. Эмпирический и теоретический уровни научного знания.

  4. Структура эмпирического познания. Научный факт.

  5. Структура теоретического познания. Гипотеза и теория.

  6. Научная картина мира и ее функции в научном исследовании.

  7. Логика науки. Законы и формы мышления. Множественность логических систем.

  8. Метод и методология. Классификация методов.

  9. Методы эмпирического исследования. Наблюдение и эксперимент.

  10. Методы теоретического исследования. Идеализация и формализация. Роль интуиции в науке.

  11. Моделирование в науке. Роль моделей в познании. Мысленный эксперимент и теоретическое моделирование.

История науки

  1. Вопрос о «начале» науки. Рождение теоретического отношения к миру. Формирование преднауки. Особенности древневосточной преднауки.

  2. Переход от преднауки к науке в Древней Греции. Античная наука и первые научные программы.

  3. Наука в средневековом обществе и в эпоху Возрождения.

  4. «Новая наука» в трудах Г. Галилея и И. Ньютона. Основные особенности классической науки. Механистическая картина мира.

  5. Становление неклассической науки. Проблема «кризиса в физике» в начале ХХ в. Теория относительности А. Эйнштейна.

  6. Основные особенности неклассической науки. Квантовая механика и проблема субъекта в научном познании.

  7. Основные особенности современной, «постнеклассической» науки. Кибернетика, искусственный интеллект, информационные технологии в современной науке.

  8. Идеи и методы синергетики как теории самоорганизации и развития сложных систем.

  9. Проблема детерминизма в современной науке. Нелинейная динамика. Разработка вероятностных процедур исследования, объяснения и предсказания.




Каталог: upload -> doc -> 2013
doc -> Социологическое исследование
doc -> Стадник Ирина Викторовна
doc -> Актуальные проблемы социализации воспитанников интернатных учреждений: дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации педагогических кадров интернатных учреждений для детей-сирот и детей
doc -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Система муниципального управления»
doc -> Диссертация Мещеряковой Н. Н. «Особенности аномии в современном российском обществе : синергетический подход»
doc -> Современная модель сопровождения профессионального выбора студентов
doc -> Организация службы по профилактике вич-инфекции
2013 -> Уральская государственная горно-геологическая академия
2013 -> Рабочая программа дисциплины «История и философия науки»
2013 -> Рабочая программа дисциплины м


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница