Вопросы для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки



Дата25.05.2018
Размер52 Kb.

ВОПРОСЫ ДЛЯ СДАЧИ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ




  1. Понятие науки. Взаимодействие науки и философии.

  2. Структура научного знания. Роль теории в структуре научного знания. Соотношение факта и теории.

  3. Роль и понятие эксперимента в научном познании.

  4. Понятие парадигмы в развитии науки.

  5. Учение Т. Куна о научной революции (Т.Кун «Структура научной революции»).

  6. Наука в системе человеческого знания (философии, религии, мистики, искусства и т.п.).

  7. Б. Рассел. Наука в истории человечества.

  8. Культурно-исторические предпосылки возникновения и основные этапы становления науки.

  9. Основные этапы развития теоретического мышления.

  10. Становление теоретического мышления в истории науки.

  11. Различные толкования предмета философии науки.

  12. Научная революция. Понятие, роль значение научной революции в истории науки.

  13. Наука в системе техногенной цивилизации.

  14. Проблема ответственности ученого и экспертная роль гуманитарного знания.

  15. Научный релятивизм и методологический анархизм П. Фейерабенда. (П. Фейерабенд «Против Метода»).

  16. Стандартная концепция развития науки: достоинства и недостатки.

  17. Наука как знание, деятельность и социальный институт.

  18. Формы ненаучного знания (донаучное, вненаучное, обыденное; паранормальная, девиантная, народная наука): методологический анархизм или банкротство науки?

  19. Методы научного познания. Р. Декарт «Размышления о методе».

  20. Проблема релятивизма в научном познании.

  21. Первая научная революция. Значение открытия Н. Коперника.

  22. Наука как социокультурный феномен: соотношение фундаментальных и прикладных исследований в научной истории человечества.

  23. Стиль научного мышления – системообразующий элемент науки.

  24. Основные концепции развития науки: Стандартная Концепция науки, Концепция «исторической школы», Концепция методологического анархизма.

  25. Понятие и концепция истины в классической науке.

  26. Предмет философии науки или что изучает данная область человеческого знания.

  27. Научная рациональность, типы научной рациональности.

  28. Рациональность научная и коммуникативная.

  29. Методы научного познания. (Ф. Бэкон. Новый органон).

  30. Значение Б. Паскаля в становлении философии науки. (Б.Паскаль. Мысли).

  31. Роль теоретического знания в становлении философии науки.

  32. Роль теоретического и иррационального в науке.

  33. Роль знания в становлении философии науки.

  34. Типология стилей научного мышления в истории науки: натуралистический, механический и современный стили научного мышления.

  35. Специфика неклассической науки. Критерии современной неклассической науки.

  36. Критика Стандартной концепции развития науки.

  37. Критерии научности: рациональность, теоретичность, системность, общезначимость и т.п.

  38. Роль научного эксперимента в становлении науки. Эксперименты Тихо Браге и Г. Галилея.

  39. Неклассическая наука. Специфика методологии, методов научного познания и отношение знания к действительности.

  40. Понятие и концепции истины в неклассической науке.

  41. Специфика социогуманитарного познания.

  42. Гуманитарная экспертиза технического и естественнонаучного знания.

  43. Понятие «стиль научного мышления». Его функции в науке.

  44. Природа научной теории.

  45. Научная картина мира – основной содержательный компонент стиля научного мышления

  46. Понятие, типы и модели научной рациональности.

  47. Становление научной рациональности как основной итог 2-й научной революции.

  48. Третья научная революция: смена типа научной рациональности.

  49. Социокультурные и гносеологические условия подготовки и осуществления 3-й научной революции.

  50. 2-ая научная революция. Становление классической науки.

  51. 1-ая научная революция: сущность и специфика.

  52. Понятие субъекта в классической и неклассической науке.

  53. Научный релятивизм как характеристика субъекта неклассической науки.

  54. Традиции понимания субъекта в философии науки.

  55. Ретроспективный взгляд на становление критериев научного знания.

  56. Проблема истины в науке: классическая концепция истины.

  57. Проблема истины в науке: когерентная концепция истины.

  58. Проблема истины в науке: прагматическая концепция истины.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница