Вопросы для самоподготовки к кандидатскому экзамену по истории и философии науки Раздел «Общие проблемы философии науки»



страница1/6
Дата04.06.2018
Размер68.5 Kb.
  1   2   3   4   5   6

Вопросы для самоподготовки к кандидатскому экзамену

по истории и философии науки
Раздел 1. «Общие проблемы философии науки»

 


  1. Наука как специфическая система. Наука как знание, наука как познавательная деятельность, наука как социальный институт.

  2. Специфика естественных и гуманитарных наук. Основания разделения наук на науки о природе и науки о духе.

  3. Философия и наука. Единство и различие философского и конкретно-научного способов познания, частнонаучных и философских теорий.

  4. Основные концепции взаимодействия философии и науки.

  5. Возникновение науки: условия и предпосылки.

  6. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика.

  7. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университе­тах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной по­зиции ученого

  8. Западная и восточная средневековая наука.

  9. Особенности науки Возрождения. Складывание новой естественнонаучной картины мира. Первые шаги в области систематизации знания.

  10. Роль механико-математической модели мира и гелиоцентрической космологии Коперника.

  11. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания.

  12. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода в Новое время и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт.

  13. Метафизическое обоснование новоевропейской науки. «Критика чистого разума» И.Канта. Система наук Гегеля.

  14. Возникновение неклассической науки. Кризис в основаниях классической науки и глобальная научная революция в математике, физике и социальных науках.

  15. Создание теории относительности и квантовой механики – начало этапа неклассической науки. Онтология, гносеология и методология неклассической науки.

  16. Предпосылки возникновения постнеклассической науки: теория нестационарной Вселенной, идеи русского космизма, исследование «синергетических» систем.

  17. Главные характеристики современной, постнеклассической науки.

  18. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах.

  19. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного знания.

  20. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм.

  21. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре.

  22. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира.

  23. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

  24. Современная научная картина мира.

  25. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Типы научных революций.

  26. Понятие научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.

  27. Проблема классификации научных областей. Дифференциация и интеграция научного знания.

  28. Особенности структуры научных областей. Критерии истинности.

  29. Специфика эмпирического уровня в различных областях науки. Теоретический уровень и его особенности в различных науках.

  30. Философские проблемы и установки на эмпирическом и теоретическом уровнях научных дисциплин.

  31. Взаимодействие уровней научного знания.

  32. Программа позитивизма как философия науки. Первый позитивизм, эмпириокритицизм и кризис классической науки.

  33. Неопозитивизм, проблема демаркации научного знания. Фальсификационизм К.Поппера.

  34. Концепция исследовательских программ И.Лакатоса, научные парадигмы Т.Куна.

  35. Методологический плюрализм и анархизм П. Фейерабенда.

  36. Роль аномалий и парадоксов в развитии науки.

  37. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных ис­следований.

  38. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.

  39. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм.

  40. Социологический и культурологический подходы к исследова­нию развитии науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.

  41. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

  42. Различные подходы к определению социального института на­уки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

  43. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы.

  44. Историческое развитие способов трансля­ции научных знаний. Компьютеризация науки и ее социальные послед­ствия.

  45. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.



Раздел 2


Каталог: documents -> aspdoc -> 2012
documents -> I методология психологии, предмет и методы психологического исследования
documents -> Положение о научно-методической работе преподавателей
documents -> Тесты для проверки самостоятельной подготовки студентов 1 курса социологического факультета мгу им. М. В. Ломоносова по курсу «Общая социология»
2012 -> Вопросы для самоподготовки к вступительному экзамену по философии
2012 -> Вопросы для самоподготовки к вступительному экзамену по философии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница