Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «методология науки»



Дата25.05.2018
Размер31 Kb.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»




  1. Наука, ее цели, предмет. Многомерность науки.

  2. Сциентизм и антисциентизм.

  3. В чем состоит взаимосвязь и взаимообусловленность философии и науки?

  4. Специфика научного познания, его уровни.

  5. Критерии научности.

  6. Познавательные функции научного знания.

  7. Практические функции научного знания.

  8. Основные формы научного знания. Понятия научной проблемы, факта, идеи, принципа, гипотезы, закона.

  9. Теория как высшая форма организации научного знания.

  10. Структура и типология научных теорий.

  11. Понятие метода научного познания. Классификация методов научного познания.

  12. Методы вычленения эмпирического объекта.

  13. Методы исследования эмпирического объекта.

  14. Теоретические методы исследования.

  15. Общенаучные методы: логический и исторический.

  16. Общенаучные подходы: алгоритмический подход, вероятностный подход, информационный подход.

  17. Общенаучные подходы: структурный подход, функциональный подход.

  18. Системный подход как методология познания целостных объектов.

  19. Частнонаучные методы и подходы (на примере любой науки).

  20. Специфика методов гуманитарных наук.

  21. Специфика методов естественных наук.

  22. Специфика методов технических наук.

  23. Специфика и методологические возможности междисциплинарных исследований.

  24. Возможности и ограниченность компьютерного моделирования.

  25. Проблема смены научных методологий.

  26. Сила и слабость научного познания.

  27. Методы изучения будущего, форсайт-исследования.

  28. Почему ученые не всегда единодушны во взглядах на будущее человечества? И каковы их прогнозы?

  29. Почему именно в конце 20-го века произошло переполнение знаниями информационного пространства, приведшее к так называемому «информационному взрыву» и переходу к «информационному обществу»?

  30. Роль образования в становлении науки. Современное образование, цели и задачи Болонского процесса?

  31. Какие проблемы возникают в процессе компьютеризации образования и какое место занимает дистанционное обучение?

  32. Расскажите о взаимовлиянии фундаментальных и прикладных наук?

  33. «Триумф технологий» и «научно-технический прогресс»: тождественны ли эти понятия? Обоснуйте свой ответ.

  34. Технологии 21-го века. Приведите примеры новых технологий 21-го века. Выделите их плюсы и минусы.

  35. Можно ли согласиться с утверждением М. Дайсона, что «технология – Божий дар»? Обоснуйте ответ.

  36. Что нужно предпринять, на ваш взгляд, чтобы затормозить рост негативных последствий научно-технического прогресса?

  37. Что такое «неофициальная наука» и чем, на ваш взгляд, обусловлен интерес к мистике?

  38. Согласны ли Вы с утверждением «Этика – гири на ногах ученого». Обоснуйте свой ответ.

  39. Что вы можете рассказать о взаимосвязи научных достижений и возникновении новых форм искусств?

  40. NBIC-конвергентные технологии. Суть конвергенции технологий. Приведите примеры их использования на практике.

Каталог: structura -> aup -> upiakvk
upiakvk -> Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» «История социологии»
structura -> Утверждено на заседании
structura -> Билеты к кандидатскому экзамену в аспирантуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации
structura -> Лекции №12 Проверка статистических гипотез
structura -> Программа профильных аттестационных вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки
structura -> Тематика выпускных квалификационных работ по специальности 080504365 государственное и муниципальное управление специализация «Государственная служба»
structura -> Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине основы социального государства
structura -> Программа кандидатского экзамена по специальности 05. 13


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница