Вопросы для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру по «Философии»



Скачать 52.48 Kb.
Дата05.01.2018
Размер52.48 Kb.

Вопросы для подготовки к вступительному экзамену

в аспирантуру по «Философии»



  1. Определите, какое место в философских теориях занимает категория Бытия. В чем выражается неоднозначность толкования этой категории в разных философских системах?

  2. Как Вы понимаете: бытие вещей, бытие процессов, бытие состояний природы, бытие мысли?

  3. Почему именно отношение к категории "материя", а не "бытие" или "субстанция" определяет суть философского учения.

  4. В чем суть учения об атрибутах материи, укажите на методологическое значение учения об атрибутах материи в современном естествознании.

  5. Как соотносятся между собой понятия: движение, развитие, прогресс, регресс, эволюция, революция, движение "по кругу"?

  6. Попробуйте сформулировать основные отличительные черты двух философских методов - диалектики и метафизики.

  7. Каковы исторические формы диалектики и выполняемые ею функции?

  8. Что такое закон диалектики? Каковы его признаки? Чем отличаются законы науки от законов действительности?

  9. Почему закон единства и борьбы противоположностей является наиболее важным для диалектики. В чем его сущность и содержание? Опишите действие этого закона в общем виде и на каком-либо примере.

  10. Как связано основное противоречие с сущностью развивающегося объекта? Какое воздействие основное противоречие оказывает на характер процесса развития?

  11. Как определяются категории "качество", "количество", "мера", "скачок"?

  12. Как связаны качественные и количественные характеристики развивающейся сущности в чем диалектика дискретности и непрерывности в развитии.

  13. Какую роль в диалектике играет закон отрицания отрицания? Каковы особенности взаимосвязи старого и нового в развитии.

  14. В чем заключается методологическое значение парных (соотносительных) категорий диалектики (конкретно: единичное, особенное и общее; содержание и форма; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; сущность и явление) для познавательной и практической деятельности человека?

  15. Что выступает альтернативами диалектики и в чем это выражается?

  16. Попробуйте определить сущность агностицизма и скептицизма. Приведите конкретные примеры взглядов философов, занимавших ту или другую из указанных позиций. Могли бы вы проанализировать положительные и отрицательные стороны скептицизма.

  17. Почему категория практики так важна для философии? Что означает выражение "созерцательный материализм"? Покажите, что в домарксистской философии категория практики развивалась в лоне идеалистической философии.

  18. Что понимается под активностью субъекта познания?

  19. В чем сущность категории отражения? Какие вы знаете теории, касающиеся категории отражения? Что вы можете сказать о видах отражения?

  20. Как понимать выражения: " познание есть диалектический процесс отражения" и "познание есть исторический процесс"?

  21. Как определить чувственное познание и каковы его элементы?

  22. В чем специфика логического познания? В каких формах существует логическое отражение?

  23. Скажите, какое место в познании занимает интуиция? Что такое научная интуиция? Что такое мистическая интуиция?

  24. Какова в познании роль языка, в чем различие языковых и логических форм мышления?

  25. Что значит выражение: истина - это процесс?

  26. Какие критерии истины вам известны? Расскажите о них. Попробуйте аргументировано выделить основной из этих критериев.

  27. Как бы вы объяснили выражение "творческое познание действительности". Что образует механизм творчества и каковы его особенности?

  28. Проанализируйте высказывание лауреата Нобелевской премии И. Пригожина: "Триумф человеческого разума обернулся печальной истиной. Наука развенчала все, к чему ни прикоснулась". Действительно ли столь трагичны последствия взаимоотношения человеческой мысли и конкретных условий ее реализации?

  29. Что значит научный метод? Дайте характеристику и классификацию методов научного исследования.

  30. Каковы основные формы развития научного знания?

  31. Что такое общество? Каковы наиболее характерные черты общества как саморазвивающейся системы?

  32. Какие основные концепции общественной жизни вам известны? Дайте их характеристику и оценку.

  33. Как возникает и в каких формах осуществляется жизнедеятельность человека?

  34. Что такое природа, географическая среда? Каковы направления воздействия природы на общество?

  35. В чем проявляется воздействие человека (общества) на природу? В чем суть современных экологических проблем?

  36. Расскажите о материально-производственной сфере жизни людей и об оценке ее в различных философских традициях?

  37. Что такое социальная сфера жизни общества? Какие элементы она в себя включает и чем определяется?

  38. Выскажите аргументировано свое мнение: есть ли сейчас в мире, в том числе и в нашей стране, классовая борьба? В связи с вашим ответом, продолжите: насколько адекватен в современных условиях классовый анализ общественных явлений, предложенный марксизмом.

  39. Ответьте на вопрос: что такое общественное сознание? Чем оно отличается от индивидуального? Какие элементы его вам известны?

  40. Сейчас много говорят о духовности. Как вы понимаете термин "духовность"? Можно ли его объяснить (и как) в категориях известных вам философских систем?

  41. Какова связь между человеческой деятельностью и культурой?

  42. Что такое традиции и новаторства с точки зрения развития культуры?

  43. Объясните в чем различие формационного и цивилизационного подходов к всемирной истории. В чем заключаются, по вашему мнению, плюсы и минусы этих двух подходов?

  44. Как Вы думаете, почему размышления о человеке были ключевыми для философии в различные исторические эпохи?

  45. Как в философии различаются понятия личность, индивид, индивидуальность?

  46. В чем выражается диалектическое единство личности и общества?

  47. Известно выражение, что свобода есть осознанная необходимость. Проанализируйте это положение и выскажите свое мнение о нем.

  48. Свободе противостоит фатализм и волюнтаризм. Что вы можете сказать об этих концепциях. Какие философы являлись (и являются) выразителями этих взглядов?

  49. Что означает проблема отчуждения личности в обществе?

  50. Какими факторами обусловлено взаимодействие природы и общества?

  51. Что такое ноосфера? Кем это понятие было выдвинуто и для описания какой реальности? Каковы исторические перспективы решения проблемы взаимоотношения природы и общества?

  52. Каковы основные глобальные проблемы современности? В чем их исторические истоки и причины обострения на современном этапе развития общества?

  53. В чем вы видите прогресс человечества? Какие теории общественного прогресса вам известны, выразите к ним свое отношение.

  54. Каково взаимоотношение эволюционных изменений и революций в общественной жизни? Как понять выражение: революции - локомотивы истории?

  55. В чем отличие культуры от цивилизации?

  56. Какова сущность религии? Какие функции выполняет религия в нашем обществе в настоящий момент?

  57. Выскажите свое отношение к различным теориям морали. Каким образом эти теории морали объясняют функции морали?

  58. Выскажите аргументировано свое мнение: существуют ли вечные моральные истины? Какие точки зрения на этот счет вам известны?

  59. Какова сущность искусства? В чем вы видите значение искусства для современной цивилизации?

  60. Дайте классификацию науки.

  61. «Техника»: каковы истоки и эволюция понятия, его современная трактовка?

  62. В чем выражается природа технического знания?

  63. Как соотносятся техника и искусство?

  64. Место техники в контексте глобальных проблем?

  65. «Технократическая концепция» и ее критика.

  66. Каковы перспективы философии техники?

  67. В чем специфика философии науки как философской дисциплины?

  68. Что такое научная революция?

  69. Назовите основные группы закономерностей развития науки?

  70. Назовите основные модели развития научного знания?

Зав.кафедрой философии и СГД

д.ф.н., профессор Г.Г. Беляев


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница