Вопросы для подготовки к кандидатскому экзамену по Истории и философии науки



Скачать 29.04 Kb.
Pdf просмотр
Дата01.07.2018
Размер29.04 Kb.


Вопросы для подготовки к кандидатскому экзамену по Истории и
философии науки
Часть 1. История философии в ее связи с наукой
1.
Философия науки и ее место среди науковедческих дисциплин. Особенности философского, исторического и социологического подходов к изучению и описанию научной деятельности. Основные вопросы философии науки.
2.
Роль современной науки в развитии общества. Наука как фактор формирования научно-технической и цифровой цивилизации. Критика науки в современной культуре.
3.
Наука как культурно-исторический феномен. Проблема универсальности и культурной обусловленности науки. Способы описания и различения исторических форм научного познания.
4.
Возникновение науки в Древней Греции – культурные условия и обстоятельства. Наука как теоретическое и доказательное знание. Практические знания и наука.
5.
Античная наука и философия. Различение чувственного и умозрительного.
Апории Зенона. Идеи атомизма.
6.
Софисты и Сократ: от природы к человеку.
7.
Учение об идеях Платона. Значение платонизма для математики и естествознания.
8.
Аристотель как философ и естествоиспытатель. Устройство мира по
Аристотелю.
9.
Университеты и наука в Средние века. Проблема соотношения веры и разума.
10.
Гуманизм и классический идеал образования в эпоху Возрождения.
11.
Научная революция 17 века и ее философское значение.
12.
Ф. Бэкон и обоснование опытной науки.
13.
Г. Галилей и математизация естествознания.
14.
Р. Декарт как философ и ученый. Учение о методе.
15.
Ньютон и формирование классического идеала научного знания.
Метафизические и теологические мотивы в физике Ньютона.
16.
Научный разум в эпоху Просвещения. Проект «Энциклопедии наук, искусств и ремесел».
17.
«Коперниканский переворот» И. Канта.


18.
Позитивизм О. Конта, Дж. С. Милля и Г. Спенсера. Взгляд Конта на место и роль общественных наук в системе научного знания.
19.
Спор о методологии гуманитарного и исторического знания в философии 19 веке.
20.
Наука как призвание и профессия (М. Вебер).
Часть 2. Философия науки: историческое развитие и основные понятия.
21.
Логический позитивизм (Венский кружок) и его роль в развитии философии науки.
22.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Гипотетико- дедуктивный метод построения научной теории
23.
Научная теория как фундаментальная единица научного знания. Структура и виды научных теорий.
24.
Научный эксперимент и его виды. Особенности мысленных экспериментов.
25.
Научный факт и его теоретическая интерпретация. Виды научного объяснения.
Объяснение и предсказание.
26.
Критерии научности и проблема демаркации: верификация и фальсификация
(К. Поппер, Р. Карнап).
27.
Общие модели истории науки: кумулятивистская модель (позитивизм: О. Конт,
Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль) и развитие через научные революции
(постпозитивизм: научного знания: Т. Кун, И. Лакатос). Понятие научного сообщества.
28.
Методологический смысл понятий «парадигма», «научное сообщество»,
«нормальная наука», «научная революция» в концепции Т. Куна.
29.
Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
30.
Понятия «стиль мышления» и «мыслительный коллектив» в концепции Л.
Флека.
31.
Понятие научной картины мира. Идеалы и нормы научного исследования.
32.
Универсальный эволюционизм как основание современной научной картины мира.
33.
Методология современной теории сложных самоорганизующихся систем
(синергетика).
34.
Понятие научной рациональности. Историзм и релятивизм в научном познании.


35.
Понятие социокультурной детерминации научного познания. Наука и ценности.
Культурно-исторический подход в современной науке.
36.
Специфика социально-гуманитарного знания. Условность дихотомии: социально-гуманитарное – естественнонаучное знание.
37.
Фундаментальные и прикладные исследования. Наука и экономика.
Эпистемологические последствия автономизации прикладной науки.
38.
Наука, техника, технологи. Технологические риски и научная экспертиза
39.
Научная этика и псевдонаука. Методологические характеристики псевдонауки.
Специфика псевдонауки в XXI веке.
40.
Междисциплинарность как характеристика современных научно-технических проектов. Роль гуманитарной экспертизы.
41.
Современные методологические стратегии научного исследования. Критерии эффективности научной работы



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница