Вопросы для кандидатского экзамена по философии и методологии науки



Скачать 44.35 Kb.
Дата16.08.2018
Размер44.35 Kb.

вопросы для кандидатского экзамена

по философии и методологии науки


  1. Взаимосвязь философии, культуры и мировоззрения. Природа философских проблем (Аристотель. Метафизика).

  2. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии.

  3. Типы философского мышления в контексте культур Востока и Запада. Философия и национальное самосознание.

  4. Основные стратегии постклассических философских исследований в Западной Европе.

  5. Предмет, социокультурный статус и функции философии.

  6. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.

  7. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах (Д. Дж. Гросс. Грядущие революции в фундаментальной физике).

  8.  Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени.

  9.   Современная наука и философия о самоорганизации в природе. (И. Пригожин, И. Стенгерс. Порядок из хаоса). Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.

  10.  Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере. Идея коэволюции и проблема устойчивого развития общества и природы (Н. Н. Моисеев. Пути к созиданию).

  11.   Понятия движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов (Ф. Энгельс. Диалектика природы).

  12.  Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении.

  13.  Глобальный эволюционизм в объяснении динамики мира и построении современной научной его картины (В. С. Степин. Универсальный эволюционизм…).

  14.  Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека.

  15.  Проблема сущности и существования человека. Человек как единство индивида, индивидуальности, личности (А. Печчеи. Человеческие качества).

  16.  Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования.

  17.  Философия и когнитивные науки о структуре и полифункциональности сознания.

  18.  Сознание, язык, коммуникация и их взаимосвязь.

  19. Проблема искусственного интеллекта в науке и философии.

  20.  Ценности человеческой жизни, личностный выбор, смысл жизни и проблема смерти и бессмертия.

  21. Основные черты антропологического кризиса в современной техногенной цивилизации.

  22.  Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.

  23.  Основные стратегии исследования социальной реальности (К. Маркс. К критике политической экономии. Предисловие).

  24.   Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы.

  25.  Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.

  26.  Понятие культуры и основные парадигмы ее философского анализа.

  27.  Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации.

  28.   Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества (Д. Белл. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования).

  29.  Культурно-цивилизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси.

  30.  Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.

  31.  Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки.

  32.  Основные проблемы философии науки. Специфика научного познания. Вненаучное познание.

  33.  Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук.

  34.  Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени.

  35.  Социокультурные и методологические особенности развития современной науки. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществах.

  36.  Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание, структура и методы. Структура, обоснование и критерии научного метода.

  37.  Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории.

  38.   Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса. (Т. Кун. Структура научных революций). Единство дифференциации и интеграции научного знания.

  39.  Понятие методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методологии познания.

  40.  Системный подход и его методологическая роль в современной науке. (Л. фон Берталанфи. Общая теория систем). Становление нелинейной методологии познания.

  41.  Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.

  42.  Обоснование результатов исследования и методы систематизации научных знаний.

  43.  Информационные технологии в современном научном познании.

  44. Методологическая роль основных принципов, законов и категорий диалектики в научном познании.

  45.  Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

  46.  Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси.

  47.  Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки.

  48.   Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.

  49.  Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.

  50.  Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественно-научного познания (В. Гейзенберг. Шаги за горизонт).

  51.  Классическое, неклассическое и постнеклассическое естествознание: условия формирования и особенности. Типы научной рациональности (В. С. Степин. Исторические типы научной рациональности).

  52.  Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук (В. Г. Горохов. Основы философии и техники и технических наук).

  53.  Экологические, гуманитарные, этические, аксиологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов.

  54. Новые направления развития науки в ХХI веке и их социальное значение.

  55. Инновационная институализация современной науки.

  56.  Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации (Х. Ленк. Ответственность в техническом прогрессе).

  57.  Становление техноструктуры ХХ в. Глобализация технических систем, формирование технополисов и технопопуляций.

  58.  Инженерное мышление и формирование технократических представлений о развитии общества. Критерии оценки последствий развития техники.

  59.  Философско-методологический анализ информационно-компьютерной революции.

  60.  Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели, сценарии, противоречия и социальные последствия глобализации.

61.Критический анализ постиндустриального общества.
62. Глобальные и региональные проблемы безопасного будущего.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница